дело № 2а-2128/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., с участием адвоката Рябовой Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Понамаренко О.А. к Администрации г.Шахты, заинтересованные лица - ФГБУ ФКП Росреестра по Ростовской области, Департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г.Шахты о признании незаконным решения в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка; об обязании повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований административного иска Понамаренко О.А. сослалась на следующие обстоятельства: она является собственником нежилого здания - торгового павильона кадастровый номер № площадью 6,9 кв.м., и навеса кадастровый номер №, площадью 37,30 кв.м., по адресу: <адрес>.
Обратившись в Администрацию г. Шахты с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка под нежилым помещением по адресу: <адрес>, площадью 350 кв.м., получила отказ в связи с отсутствием целесообразности заявленной площади земельного участка, а именно: площадь земельного участка несоразмерна для заявленных целей использования расположенного на нем нежилого помещения.
Административный истец считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
На основании изложенного, административный истец, с учетом уточненных требований, просит суд признать незаконным решение об отказе Администрации г.Шахты от 03.12.2020 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка под нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 350 кв.м.; обязать Администрацию г.Шахты повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка под нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> площадью 350 кв.м.
Административный истец Понамаренко О.А. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Понамаренко О.А. - адвокат Рябова Ж.А., действующая на основании доверенности и ордера, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г.Шахты - Карелина Ю.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении требований административного иска просила отказать.
Представители ФГБУ ФКП Росреестра по Ростовской области, Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г.Шахты в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела документы и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что за Понамаренко О.А. в установленном порядке зарегистрировано право собственности на нежилое здание торгового павильона литер «А», общей площадью 6,9 кв.м. и навес литер «а», площадью застройки 37,30 кв.м., расположенные на земельном участке общей площадью 67,0 кв.м. по адресу: <адрес>.
23.11.2020 Понамаренко О.А. обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г.Шахты с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка по <адрес> на что ей 03.12.2020 Администрацией г.Шахты выдано уведомление № 424 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Отказ мотивирован тем, что для принятия решения о возможности формирования с целью дальнейшего предоставления земельного участка площадью 350 кв.м. для эксплуатации 2-х объектов недвижимого имущества общей площадью 44,2 кв.м. необходимо предоставить доказательства того, что земельный участок площадью 350 кв.м. необходим для использования и эксплуатации указанных объектов недвижимого имущества.
Ст. 36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение, в том числе, землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Земельным кодексом Российской Федерации регулируются, в том числе, отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Ст. 29Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно п. п. 1 и п. п. 2 п. 1 ст. 39.14Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в порядке, устанавливающем обязанность подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Ст. 39.15Земельного кодекса РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, частью 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии частью 17 статьи 39.15. Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания для отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема земельного участка, решение об отказе в предварительном предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако таких оснований в оспариваемом отказе не содержится.
Согласно экспертному заключению, выполненному экспертом, кадастровым инженером Экспертно-кадастрового бюро ФИО5, в соответствии с проведенными исследованиями в отношении формируемого земельного участка с кадастровым номером № в районе <адрес> площадью 350 кв.м. с разрешенным использованием: «магазины, продовольственные и промтоварные общей площадью не более 250 кв.м.» установлено, что в площадь использования земельного участка, кроме здания торгового павильона дополнительно включаются площади всех сооружений и площадок, необходимых для обеспечения процессов предприятия и безопасного функционирования объекта.
Общая площадь использования земельного участка составит: площадь застройки торгового павильона с навесом (фактически) - 44,2 кв.м., 1 машино-место - 13,25 кв.м., 1 машино-место для инвалидов - 21,6 кв.м., итого 79,05 кв.м. Остальная территория земельного участка необходима для подъезда и стоянки служебного транспорта, разгрузки товаров. Кроме того, на формируемом земельном участке необходимо выполнять комплекс мероприятий, обеспечивающих доступность маломобильных посетителей, создание искусственного ландшафта (озеленение), мощение дорожек для пешеходов и проезжей части, устройство наружного освещения, а также информационное обеспечение посетителей.
Образование земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> не приводит к нарушению требований, установленных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, соответствует земельному и градостроительному законодательству, СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением №1)».
Площадь образуемого земельного участка 350 кв.м. является необходимой и достаточной для эксплуатации здания торгового павильона и навеса, расположенных по адресу: <адрес> с учетом разрешенного использования земельного участка «магазины, продовольственные и промтоварные общей площадью не более 250 кв.м.» и соответствует градостроительным и иным нормам и правилам.
Оценивая вышеуказанное заключение, суд полагает его относимым, допустимым и достоверным доказательством, поскольку оно выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, заключение соответствует требованиям ст. 82 КАС РФ.
Таким образом, административным истцом представлены доказательства необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка площадью 350 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для использования и эксплуатации размещенных на нем объектов, что подтверждает незаконность отказа ответчика в его предоставлении.
В силу пункта 1 и пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, устанавливая основания для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, КАС РФ указывает на необходимость наличия одновременно двух совокупных моментов: незаконность оспариваемых решений, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиям, и возникшие правовые последствия указанных незаконных решений, действия (бездействия) в виде нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 60, 61 КАС РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного суд полагает признать незаконным решение Администрации г.Шахты, выраженное в уведомлении №424 об отказе Понамаренко О.А. в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» от 03.12.2020 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка по адресу: <адрес> площадью 350 кв.м. Для устранения нарушения и восстановления нарушенных прав истца суд полагает обязать Администрацию г.Шахты повторно рассмотреть заявление Понамаренко О.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка, по адресу: <адрес>, площадью 350 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Администрации г.Шахты, выраженное в уведомлении № 424 от 03.12.2020 об отказе Понамаренко О.А. в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 350 кв.м.
Обязать Администрацию г.Шахты повторно рассмотреть заявление Понамаренко О.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, образовании земельного участка, по адресу: <адрес>, площадью 350 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 15.06.2021 года.
Судья: