Решение по делу № 2-6868/2021 от 16.06.2021

КОПИЯ

УИД: 78RS0014-01-2021-006435-07                                     в окончательном виде

Дело № 2-6868/2021                                                              «11» февраля 2022 года

«15» декабря 2021 года                                                               Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский районный суд города Санкт–Петербурга в составе:

председательствующего судьи Метелкиной А.Ю.,

при секретаре Грант Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о.Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Карельского транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании совершить определенные действия. С учетом уточненных требований, просил обязать ответчика оснастить многосторонний автомобильный пункт пропуска ФИО2 через Государственную границу Российской Федерации, расположенный по адресу: <адрес> работоспособным автомобильным весовым оборудованием, работающим по направлению на въезд в Российскую Федерацию, предназначенным для целей транспортного и таможенного контроля.

В обоснование иска указал, что при проведении прокурором проверки исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска в регионе деятельности Карельской таможни установлено, что на многостороннем автомобильном пункте пропуска Вяртсиля (далее – МАРР Вяртсиля) в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия весовое оборудование находится в неисправном состоянии. 18.12.2020 Карельской транспортной прокуратурой по данному факту было внесено представление в адрес директора Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», поскольку отсутствие технической возможности взвешивания транспортных средств не позволяет в полном объеме осуществлять транспортный и таможенный контроль, движение автомобильного транспорта с «перегрузом» создает угрозу безопасности движения, повреждения дорог, что нарушает интересы Российской Федерации и граждан. До настоящего времени требования представления не выполнены в полном объеме, в связи с чем прокурор просит удовлетворить исковые требования.

Представитель истца – Асапова Е.А. в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Кадцына О.В. в судебное заседание явилась, возражала против заявленных исковых требований, указав на то, что ответчик не уклоняется от исполнения представления прокурора, однако финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем ответчиком предпринимаются меры для выполнения требований прокурора в пределах предоставленных бюджетных средств, в связи с чем полагает, что исковые требования прокурора необоснованны, о чем представила письменные возражения.

Представитель третьего лица Карельской таможни в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее исковые требования прокурора поддержал, полагая их обоснованными.

Представитель третьего лица Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просьб об отложении дела не заявлял, обоснования уважительности причин неявки не представил, при указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Сортавальском муниципальном районе Республики Карелия расположен многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации "Вяртсиля".

В ходе проверки исполнения федерального законодательства на МАПП Вяртсиля, проведенной Карельской транспортной прокуратурой, установлено, что не территории пункта пропуска весовое оборудование находится в неисправном состоянии, что не оспаривается стороной ответчика.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, Карельской транспортной прокуратурой по факту не обеспечения работоспособности весового оборудования на МАПП Вяртсиля 18.12.2020 было внесено представление в адрес ответчика с требованием об устранении нарушений действующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, причин и условий им способствующих.

Проведенной повторной проверкой в мае 2021 года установлено, что меры по устранению нарушений, перечисленных в представлении прокуратуры не приняты, нарушения не устранены, весовое оборудование «Рубеж», установленное на МАПП Вяртсиля предназначенное для целей транспортного и таможенного контроля не эксплуатируется по причине его неисправности, что подтверждается техническими заключениями.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" определено, что защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных _ органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Согласно ст. 12 указанного Закона РФ общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных, видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Учредителем федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство.

Согласно пункту 1.2 Устава ФГКУ "Росгранстрой" является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации.

В целях реализации предмета деятельности на ФГКУ "Росгранстрой" возложено выполнение за счет средств федерального бюджета следующих функций государственного заказчика: организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию и строительству, в том числе на закупку и поставку материально-технических ресурсов, объектов государственной границы; заключение государственных контрактов по результатам проведенных торгов на проведение работ или оказание услуг в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для строительства объектов государственной границы; подготовка и согласование в установленном порядке технических заданий на разработку предпроектной и проектной документации, организация в установленном порядке разработки исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, подготовка документов для проведения мероприятий по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для федеральных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении ФГКУ "Росгранстрой"; обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе Российской Федерации, в местах ее пересечения (пункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.6 Устава).

Учитывая положения указанных нормативных правовых актов, функции по проектированию, строительству и реконструкции, эксплуатации и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и обустройству мест пересечения государственной границы Российской Федерации возложены именно на ФГКУ "Росгранстрой".

Как усматривается из материалов дела, Прокурор обратился в суд с заявленными требованиями ссылаясь на то, что Карельской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при организации и проведении таможенного контроля, проведена проверка технического состояния весового оборудования – автомобильных весов «Рубеж», установленных на МАПП Вяртсиля.

В соответствии с п. 1 приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 10.07.2009 № 1269 "Об организации передачи имущества автомобильных пунктов пропуска, находящихся на балансе таможенных органов, на баланс подведомственным организациям Росграницы" имущество МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни подлежало передаче подведомственной организации Росграницы.

Согласно приказу Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграницы) от 02.07.2010 № 295-ОД "О принятии Федеральным государственным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в оперативное управление движимого и недвижимого федерального имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, необходимого для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля" ФГКУ «Росгранстрой» поручено принять к бюджетному учету с 01.07.2010 движимое и недвижимое федеральное имущество автомобильных пунктов пропуска, указанных в Перечне.

В утвержденный приказом Перечень включены таможенные посты МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни.

С 01.07.2010 у таможенных органов обязанность по содержанию специализированного оборудования на пунктах пропуска отсутствует, статьи расходов бюджетных средств на установление и поддержание его работоспособности не предусмотрены. В ФГКУ «Росгранстрой» неоднократно поступала информация таможенного органа о необходимости приемки на бюджетный учет специализированного оборудования.

Функции по обеспечению надлежащего оборудования и оснащенности деятельности МАПП Люття, МАПП Суоперя и МАПП Вяртсиля Карельской таможни осуществляются Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ «Росгранстрой».

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Санкт-Петербургском филиале ФГКУ Росгранстрой, утвержденного Приказом ФГКУ «Росгранстрой» от 07.07.2011 № 89, на филиал возложено выполнение части функций, передаваемых от государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, в том числе организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также заключение государственных контрактов на проведение данного вида работ.

Отсутствие указанного специализированного оборудования препятствует государственным контролирующим органам, функционирующим в пунктах пропуска, безусловному исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 29.07.2015 № 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Согласно п. 1.5 Устава ФГКУ «Росгранстрой», утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 23 июня 2016 года № СА-78-р, ФГКУ «Росгранстрой» является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава установлено, что целями и предметом деятельности ФГКУ «Росгранстрой» является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (объекты государственной границы).

Из пункта 3.2 Устава следует, что в целях реализации предмета деятельности ФГКУ «Росгранстрой» выполняет функции государственного заказчика (заказчика) и за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами организует выполнение работ по проектированию и строительству, техническому оснащению объектов государственной границы, в том числе и на организацию авторского надзора, закупку и поставку материально-технических ресурсов, на проведение иной деятельности в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве.

Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 г. № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволяет сделать вывод о необходимости возложения на ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" обязанности по принятию неотложных мер по оснащению пункта пропуска через Государственную границу работоспособным весовым оборудованием.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено и не оспаривается сторонами, что между Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ООО «Торговый дом Тензо-М» 09.08.2021 заключен государственный контракт на поставку комплекса автоматического определения весовых и габаритных характеристик грузовых транспортных средств с целью обеспечения деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации по контролю за перемещением грузов через государственную границу Российской Федерации. В пункте пропуска МАПП Вяртсиля установлено автомобильное весовое оборудование, работающее по направлению на выезд из Российской Федерации. Тем самым ответчиком в добровольном порядке частично устранены нарушения закона. Однако автомобильное весовое оборудование на въезд в Российскую Федерацию для целей транспортного и таможенного контроля ответчиком до настоящего времени не установлено, что последним не оспаривается.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что МАПП Вяртсиля не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к обустройству пунктов пропуска, что не позволяет таможенному органу в полной мере осуществлять таможенный и государственный транспортный контроль, вследствие чего нарушаются установленные Российской Федерации правовые меры по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных перевозок грузовыми транспортными средствами, а также обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Несоответствие пункта пропуска нормативным требованиям свидетельствует о ненадлежащем обеспечении деятельности государственных контролирующих органов и нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности и охраны здоровья на территории Российской Федерации. При этом суд исходит из того, что у ответчика имеется обязанность по материально-техническому оснащению пункта пропуска.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Не использование стороной указанного диспозитивного права на представление возражений или доказательств в их обоснование влечет вынесение решения только по доказательствам, представленным другой стороной.

Стороной ответчика не представлено суду допустимых и относимых доказательств, которые могли бы послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы стороны ответчика о том, что ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" не уклоняется от выполнения требований законодательства, однако находится в зависимости от бюджетного финансирования, в связи с чем требования прокурора являются необоснованными, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не лишают прокурора права на обращение за судебной защитой, так как доказательств выполнения требований ранее вынесенных предписаний в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Одновременно, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, поскольку такой срок с учетом характера действий, которые должен произвести ответчик, а также характера допущенных им нарушений и последствий неустранения данных нарушений для Российской Федерации и неопределенного круга лиц, по мнению суда, будет являться разумным и достаточным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

В связи с чем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 67, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования И.о.Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить многосторонний автомобильный пункт пропуска Вяртсиля через Государственную границу Российской Федерации, расположенный по адресу: <адрес> работоспособным автомобильным весовым оборудованием, работающим по направлению на въезд в Российскую Федерацию, предназначенным для целей транспортного и таможенного контроля.

Взыскать с ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья             /подпись/                                                   А.Ю. Метелкина

Копия верна:

Судья                                                                               А.Ю. Метелкина

2-6868/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. Карельского транспортного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
Другие
Санкт-Петербургский филиал ФГКУ Росгранстрой
Карельская таможня
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Метелкина Антонина Юрьевна
Дело на странице суда
msk.spb.sudrf.ru
16.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2021Предварительное судебное заседание
15.11.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее