УИД 91RS0019-01-2023-002333-18 Дело № 2-2235/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ломовского И.В.
при секретаре Разваляевой П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Лемеха Ирине, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрацией и кадастру Республики Крым, об осуществлении принудительной продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обратилась в суд с иском к Лемеха И., в котором просит обязать ответчик осуществить принудительную продажу или иным образом провести отчуждение земельного участка с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момент вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения указанного решения возложить обязанность по отчуждению земельного участка с публичных торгов на истца, с последующей передачей Лемеха И. вырученной суммы.
Исковое заявление мотивированно тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости гражданин иностранного государства Лемеха И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>. Ввиду того, что в силу положений действующего законодательства Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать правом собственности на земельные участки, расположенных на приграничных территориях, истец обратился с заявленными требованиями в суд.
Протокольным определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 24.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебное заседание представитель истца – Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым не явилась, подала ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Лемеха И. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика адвокат Ганжа В.А. назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ, в судебном заседании возражал заявленным требованиям, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 п. 1 ст. 2), и в соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, ЗК РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от 09.01.2011 года "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года N 26, территория муниципального образования Симферопольский район Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Лемеха И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Право собственности в ЕГРН зарегистрировано 18.07.2018.
Также в соответствии с данными, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, относительно правообладателя земельного участка, ФИО4 является гражданином иностранного государства.
Как следует из ответа МВД по Республике Крым от 13.06.2023 №48/24641, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортом граждан Российской Федерации не документирована.
Учитывая нормы действующего законодательства, Лемеха И. обязана была произвести отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в течении одного года после внесения изменений в Указ от 09.01.2011 года N 26.
Однако в добровольном порядке до настоящего времени ответчиком земельный участок не отчужден.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил возложить на ответчика обязанность по принудительному отчуждению спорного земельного участка.
Вместе с тем, заявляя требования о возложении на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести отчуждение спорного земельного участка, истец не учел необходимость соблюдения принципа исполнимости судебного акта, поскольку на момент рассмотрения дела ответчик не исполнил требования положения ч. 1 ст. 238 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные наравенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Из сути заявленных исковых требований усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
В связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку сама по себе формулировка заявленных истцом требований, при содержащихся в иске заявленных основаниях, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Разрешая заявленные требования на основании вышеприведенных норм права, суд полагает, что с учетом устранения ответчика от возложенных на него законом обязанностей надлежащим способом защиты права является принудительная продажа земельного участка на публичных торгах с определением начальной продажной стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования путем принудительной продажи с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лемеха И. с последующей передачей ей вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Возражения представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, а также необоснованности заявленных исковых требований суд отклонят, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Лемеха Ирине, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрацией и кадастру Республики Крым, об осуществлении принудительной продажи земельного участка - удовлетворить частично.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 648 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – размещение дачных домов и садовых домов, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лемеха Ирине, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с последующей передачей Лемеха Ирине, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных администрацией Добровского сельского поселения <адрес> Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме
Судья И.В. Ломовский
Мотивированное решение суда составлено 27 сентября 2023 года.