Дело № 2-569/2024 (2-5684/2023;)
22RS0065-02-2023-005140-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2024 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фоминой А.В.,
при секретаре Лемешко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика №1» Ленинского района города Барнаула к Заводчикову Сергею Борисовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени,
УСТАНОВИЛ:
МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района города Барнаула обратилось в суд с иском в Заводчикову С.Б., в котором (с учетом уточнения) просит взыскать задолженность по оплате за содержание жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2020 по 31.10.2022 по состоянию на 21.08.2024 в размере 58 368,59 руб., пени в размере 26 500,59 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 742,54 руб.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>. Собственником квартиры <адрес> является Заводчиков С.Б., который обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг выполняет ненадлежащим образом, в связи с чем за период с 01.04.2020 по 31.10.2022 образовалась задолженность за содержание помещения, электроэнергию СОИ, горячую воду/воду СОИ, содержание лифта, прочие расходы -3, горячую воду/подогрев СОИ, холодную воду СОИ, отопление, отведение сточных вод СОИ, в размере 58 368,59 руб., пени в размере 26 500,59 руб.
Представитель истца Исаева В.Н. при рассмотрении дела настаивала на удовлетворении иска, по изложенным в нем основаниям, ссылалась на то, что в период нахождения дела в суде оплата коммунальных услуг не производилась. Расчет задолженности по строке «прочие расходы 3» произведен, с учетом положений протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.12.2021, который собственниками не оспаривался. В связи с тем, что часть денежных средств была возвращена Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на расчетный счет управляющей организации, и собственники помещений многоквартирного дома не приняли решение об использовании неизрасходованной части денежных средств, то ответчику за декабрь 2021 г. произведено счисление в размере 20,645 руб. по строке «прочие расходы3». В настоящее время оплата жилищно-коммунальных услуг производится ответчиком частично. Оснований для применения срока исковой давности не имеется, поскольку судебного приказа выдан 31.03.2023.
Представитель истца Короткова А.П. при рассмотрении дела настаивала на удовлетворении иска, по изложенным в нем основаниям, ссылалась на то, что СОИ доначисляются в текущем году за предыдущий в соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", соответственно, в марте 2023 года было доначислена по СОИ (холодное, горячее водоснабжение, подогрев). В декабре 2023 года производились доначисления за период с января 2022 года по август 2022 года, но не успели произвести перерасчет. Все расчеты производится единообразно, берутся все показания, затем вычитаются индивидуальные показания и нормативы, оставшиеся показания распределяются между собственниками помещений, с учетом площади квартиры. Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственниками МКД решено, что начисления по оплате за прочие расходы-3 (Формирование современной городской среды в 2022 г.) будут производиться с учетом 5 % услуг банка и ВЦ. В настоящее время в спорной квартире зарегистрирован ответчик, но проживающие в ней, отсутствуют.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика при рассмотрении дела просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что суммы, подлежащие оплате по содержанию жилья, электроэнергии, СОИ, горячей воде/воде СОИ, обращение с ТКО, содержание лифта, прочие расходы 3, горячая вода / подогрев СОИ, холодная вода СОИ, отопление, отведение сточных вод, отопление начислялись истцом с нарушениями требований жилищного законодательства, в связи с чем в адрес истца Инспекцией жилищного и строительного надзора Алтайского края вынесено предписание от 03.11.2023.
После проверки Инспекцией жилищного и строительного надзора Алтайского края вынесено предписание правильности коммунальных начислений, соответственно, истец должен был произвести перерасчет за холодное водоснабжение СОИ.
Начисление платы за горячее водоснабжение/подогрев СОИ, горячее водоснабжение/ вода СОИ в октябре 2022 года произведено по фактическим показаниям общедомовых приборов учёта горячего водоснабжения, что является нарушением действующего законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги горячее водоснабжение / вода СОИ, горячее водоснабжение / подогрев СОИ, следовательно, истцом также должен быть произведен перерасчет по услугам горячее водоснабжение / подогрев СОИ, горячее водоснабжение / вода СОИ, а также за отопление.
В Перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в 9-12 этажном многоквартирном доме, предоставленных истцом не содержатся работы по содержанию и ремонту лифта (лифтов) в многоквартирном доме, по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (уборка подъездов), предусмотренные пунктом 22 главы II и пунктом 23 главы III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Тариф на содержание жилья спорного многоквартирного дома принимался общим собранием собственников жилых помещений в 2013 году.
В соответствии с ч.7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ тариф утверждается на срок не менее, чем один год. При этом в пункте 9 Примерных условий договора управления, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 №411/пр, уточняется, что тариф устанавливается на календарный год. Следовательно, если бы сумма тарифа на содержание жилья спорного многоквартирного дома была увеличена, то туда вошла бы оплата услуг и за техническое содержание лифта, и за уборку подъездов.
Кроме этого, истцом предоставлен Перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в 9-12 этажном многоквартирном доме по состоянию на 2023 год, тогда как спор о данном периоде не идёт.
Требование истца в части оплаты долга по прочим расходам-3 не основано на законе, поскольку прочими являются те услуги, выполнение которых не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 и не является обязательным с точки зрения технической эксплуатации многоквартирного дома. Данные услуги не входят в содержание жилого фонда и оплачиваются исключительно на добровольной основе.
Истцом не доказаны обстоятельства, в соответствии с которыми были заявлены исковые требования по взысканию коммунальных платежей. Представленные суду расчёт задолженности, расчёт пени по лицевому счету ***, являются финансовым итоговым результатом начислений и не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, поскольку не содержат алгоритма производимых арифметических операций; объемов потребленных услуг; показаний общедомовых приборов учета; обоснования срока накопления задолженности; обоснования перерасчетов; исходных в сведений об операциях, которые происходили между сторонами, вид и размер долга; в расчетах не используются формулы, утверждённые Приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; отсутствуют ссылки на нормативные акты, регулирующие расчеты, которые невозможно проверить. Таким образом, суду не представлен обоснованный расчет задолженности ответчика по коммунальным услугам, за спорный период начислений, а равно как не доказаны наличие и размер задолженности; неправильно рассчитан размер задолженности; не представлен перерасчёт услуг за холодное водоснабжение СОИ в сентябре 2022 года, в октябре 2022 года, перерасчёт за горячее водоснабжение/подогрев СОИ, горячее водоснабжение/ вода СОИ в октябре 2022 года, перерасчёт платы за отопление в октябре 2022 года жителям дома <адрес> в срок до 21 августа 2024 года и отдельно взятой квартире *** по вышеуказанному адресу.
Вместе с тем, истцом неверно произведен расчет пени, поскольку не исключен период моратория. С учетом периода моратория размер пени составляет 5 892,60 руб., вместе заявленных 26500,59 руб. при этом, в случае ее взыскания просила применить положения ст. 333 ГК РФ, ввиду несоразмерно размера пени.
Кроме того, просила применить срок исковой давности к периоду с 01.04.2020 по 31.07.2020.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.ч.1,3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.5 ч.2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула по делу №2-171/2024 от 15.04.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23.07.2024, исковые требования Заводчикова Сергея Борисовича о возложении обязанности, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
С Муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика №1» Ленинского района г. Барнаула в пользу Заводчикова Сергея Борисовича взыскана компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика №1» Ленинского района г. Барнаула в доход бюджета городского округа – города Барнаула Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула по делу №2-171/2024 от 15.04.2024 установлено, что Заводчикову С.Б. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>.
Из выписки из домовой книги следует, что в указанной квартире зарегистрированные лица отсутствуют.
На основании договора от 07.04.2016 управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула.
В соответствии с п. 1 договора управляющая организация от своего имени, по поручению и за счет собственников за вознаграждение обязуется оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием действующего законодательства, а также непредвиденных неотложных работ (услуг) пропорционально доле собственника на общее имущество в многоквартирном доме и периода оплаты соответствующей планово-договорной стоимости работ (услуг), соразмерно которой определяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 4.3 договора управления).
В соответствии с приложением №2 к договору управления многоквартирным домом, предусмотрены работы по техническому обслуживанию в пределах границ эксплуатационной ответственности управляющей организации.
Приложением №3 к договору управления предусмотрен перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 4.3 договора управления, размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием действующего законодательства, а также непредвиденных неотложных работ (услуг) пропорционально доле собственника на общее имущество в многоквартирном доме и периода оплаты соответствующей планово-договорной стоимости работ (услуг), соразмерно которой определяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 08 июля 2013 года определен тариф платы за текущее содержание и текущий ремонт в размере 8,50 руб. за 1 кв.м.
Согласно представленной в материалы дела выписке из финансового лицевого счета *** на квартиру, принадлежащую Заводчику С.Б., в перечне услуг для оплаты содержатся строки, в том числе, «содержание лифта», «прочие расходы3».
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 22 сентября 2020 года принято решение о согласовании вопроса о включении работ по комплексному благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по <адрес> в муниципальную программу «Формирование современной городской среды города Барнаула на 2018-2024 года» на 2021 год.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 17 декабря 2021 года принято решение по доле финансового участия собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> в размере 40% от объема средств, необходимых на выполнение работ из дополнительного перечня работ по благоустройству дворовой территории по программе «Формирование современной городской среды» в 2022 году за счет денежных средств собственников в размере 1267344 рубля 29 копеек по строке «прочие расходы», что составляет 9,27 руб. с 1 кв.м. помещения собственника в течение шести месяцев с 01 декабря 2021 года на расчетный счет управляющей компании с последующим перечислением средств на счет КЖКХ г. Барнаула.
В связи с тем, что в утверждённый собственниками перечень услуг и работ по содержанию общего имущества услуги по содержанию лифтового хозяйства не входят, 26 декабря 2018 года между МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула и ООО «Лифтовая компания – техническое обслуживание 2» заключен договор подряда на комплексное обслуживание лифтов, в том числе в отношении многоквартирного дома <адрес> на срок по 31 декабря 2021 года.
09 декабря 2021 года между МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула и ООО «Лифтовая компания – техническое обслуживание 2» заключен договор подряда на комплексное обслуживание лифтов, в том числе в отношении многоквартирного дома <адрес>, на срок по 31 декабря 2024 года.
В соответствии с приложением №2 и приложением №3 к договору управления многоквартирным домом, в утвержденный собственниками перечень услуг и работ по содержанию общего имущества услуги по содержанию лифтового хозяйства не входят.
В отношении содержания лифта тариф установлен, исходя из фактически представленного объема услуг, в установленный собственниками тариф на содержание общего имущества расходы на данные услуги не включены.
Отсутствие утвержденного на общем собрании собственников дома размера расходов на содержание лифта, если услуга оказана собственникам многоквартирного дома и не включена в утвержденный в установленном законом порядке перечень работ на содержание общего имущества, не может повлечь освобождение собственников от оплаты соответствующих расходов.
В связи с чем суд пришел к выводу о том, что выделение в платежном документе отдельной строкой услуги «содержание лифта» не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе истца, и не приводит к увеличению расходов, так как эти расходы не входят в расчет содержания общего имущества.
В соответствии с ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перечислены в ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании договора управления, заключаемого собственниками помещений многоквартирного дома.
В силу ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 указанного Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч.9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российского Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п. 29 данных Правил расходы на содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п. 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение указанной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменение платы.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судом споров об оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или на праве собственности» состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год (п. 5 ч. 2 ст. 44, ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок обжалования в суд решения, принятого общим собранием собственников помещений в таком доме, установлены ст. 45 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 18 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда не подлежит применению. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом (ч. 7 ст. 156, ч. 1-3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В материалы дела представлен перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общедомового имущества в многоквартирном доме по <адрес>.
Согласно данному перечню (структуре платы) при утверждении тарифа на текущее содержание общего имущества МКД в размере 8,50 руб. собственниками не учтены расходы по содержанию лифта.
По условиям договоров подряда на комплексное обслуживание лифтов от 26 декабря 2018 года, 9 декабря 2021 года тариф на услугу содержание лифта определяется в соответствии с постановлением администрации г.Барнаула от 24 декабря 2010 года № 4320 «Об оплате жилищных услуг» (в редакции постановления, действующего в соответствующий период).
В спорный период действовало постановление администрации г.Барнаула от 24 декабря 2010 года № 4320 «Об оплате жилищных услуг» в редакции от 18 июля 2019 года, согласно которому по услуге «содержание лифта» тариф определяется в зависимости от типа лифта, года изготовления, грузоподъёмности, оборудования (не оборудования) лифтовой системой диспетчерской связи (далее – ЛСДС).
Пассажирский лифт, расположенный в подъезде № 10 многоквартирного дома <адрес> имеет следующие характеристики: грузоподъёмность 400 кг, год изготовления – 2009, оборудован лифтовой системой диспетчерского (операторского) контроля.
Согласно финансовому лицевому счету, истцу в период с августа 2020 года по октябрь 2022 года по услуге «содержание лифта» к оплате ежемесячно начислялось 4,52 руб.
В данный тариф включены услуги по содержанию лифта – 2,41 руб., ЛСДС – 1,98 руб., оценка соответствия лифтов – 0,13 руб.
Таким образом, размер платы с учетом размера сметы по содержанию и ремонту жилого фонда и отдельной платы за услуги по содержанию лифта, не превысил размера платы, установленной органом местного самоуправления в соответствии с вышеуказанной нормой.
При этом, само по себе утверждение на общем собрании собственников тарифа на содержание общего имущества не означает, что за счет соответствующих денежных средств управляющая компания обязана выполнять любые работы и предоставлять любые услуги связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, необходимость в которых возникнет в период действия тарифа, обеспечивая достижение цели управления многоквартирным домом, предусмотренной в ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от фактической стоимости и затрат, понесенных при оказании таких услуг, проведении работ.
Доводы стороны ответчика в части того, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на календарный год, в случае его увеличения, туда вошла бы оплата услуг и за техническое содержание лифта, и за уборку подъездов, а также что истцом представлен Перечень работ и услуг по состоянию на 2023 год, тогда как спор о данном периоде не идёт, суд не принимает во внимание, как основанным на неверном толковании норм права.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по содержанию помещения в размере 11 462,25 руб., содержанию лифта в размере 6 095,22 руб., «прочие расходы 3» в размере 2 213,05 руб.
Проверив расчет истца в данной части, суд признает его арифметически верным, контррасчет стороной ответчика не представлен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по содержанию помещения в размере 11 462,25 руб., содержанию лифта в размере 6 095,22 руб., «прочие расходы 3» в размере 2 213,05 руб., поскольку начисление и взыскание платы за названные услуги, производится управляющей компанией на основании вышеуказанных решений общих собраний собственников многоквартирного дома <адрес>, которые недействительными не признаны, не противоречат жилищному законодательству.
В силу ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном данным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Обжалование решения общего собрания собственников регулируется ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Учитывая, что на момент рассмотрения спора протоколы общих собраний в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, соответственно, истец, как собственник жилого помещения по <адрес>, обязан исполнять решения, принятые на общем собрании, а в случае несогласия с ними не лишен права их обжалования.
Разрешая требования о взыскании задолженности по электроэнергии СОИ, горячей воде / воде СОИ, горячей воде /подогрев СОИ, холодной воды СОИ, отопления, отведение сточных вод СОИ, суд исходит из следующего.
07.04.2016 между МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула (управляющая компания) и собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>, в лице председателя Совета дома ФИО5, действующий на основании решения общего собрания собственников помещений от 15.03.2015 (л.д. 222-224 т.1) заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому управляющая организация от своего имени, по поручению и за счет собственников, за вознаграждение обязуется оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (л.д.225-232 т.1).
01.12.2010 между ООО «Барнаульский Водоканал» (водоканал) и МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и приме сточных вод (л.д. 15-23 т.2). Абоненту установлены лимиты водопотребления и водоотведения: лимит водопотребления 441 480 куб.м / мес. (на собственные нужды – 71 куб.м /мес.; для потребления (граждан) – 441 480 куб.м/мес.); лимит водоотведения – 440 275 куб.м/ мес. (на собственные нужды – 71 куб.м /мес.; для потребления (граждан) – 440 204 куб.м/мес.). в рамках договора на абонента в том числе возложена обязанность ежемесячно в срок до 07 числа, следующего за расчетным, вручать потребителям (гражданам) квитанции на оплату объемов отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод (п.3.4.20). Данными видами благоустройства обслуживается многоквартирный дом <адрес> (л.д. 24 т.2).
01.11.2019 между АО «Барнаульская генерация» и МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула заключен договор теплоснабжения и постановки горячей воды (л.д.209-212 т.1), в том числе для обслуживания многоквартирного дома <адрес> (л.д. 214 т.1).
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения.
Согласно ч.9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем имеется два исключения: 1) если многоквартирный дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, и эта система обеспечивает одномоментное снятие показаний, то начисление платы за коммунальные ресурсы производится исходя из показаний этой системы; 2) если общим собранием собственников помещений принято одно из двух решений об определении размера расходов на оплату СОИ, исходя из: среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, до 30.05.2023 начисление платы за горячее водоснабжение/подогрев СОИ, горячее водоснабжение /вода СОИ, холодное водоснабжение СОИ должно производиться с учетом фактически сложившихся объемов на СОИ, но не выше утвержденных нормативов на СОИ.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются все площади общего имущества многоквартирного дома, кроме подвальных помещений, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также по решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.05.2017 № 45 (состав общего имущества в многоквартирном доме определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Площадь общего имущества по водоснабжению для дома <адрес> составляет 4721,4 кв.м.
Размер расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых для нужд СОИ многоквартирных домов, определяется исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.06.2017 на территории Алтайского края вступили в действие нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях СОИ в многоквартирном доме на территории Алтайского края, утверждённые решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.05.2017 № 45.
С 01.06.2017 для дома № <адрес> установлен норматив потребления горячей и холодной воды – 108,5922 куб.м.
Из ответа Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (л.д. 127-130 т.1) следует, что с ноября 2020 года по август 2022 года жителям дома <адрес> холодное водоснабжение СОИ начислено по нормативу 108,5922 куб.м. С сентября 2022 года по октябрь 2022 года начисление платы за холодное водоснабжение СОИ произведено исходя из фактических показаний ОДПУ. Но фактически потребленное холодное водоснабжение СОИ распределено: в сентябре 2022 года на СОИ начислено 155,5562 куб.м., что на 46,964004 куб.м превышает норматив; в октябре 2022 года на СОИ начислено 332,916816 куб.м., что на 224,324616 куб. м превышает норматив.
Начисление платы за холодное водоснабжение СОИ в сентябре, в октябре 2022 года по <адрес> произведено по фактическим показаниям общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, что является нарушением действующего законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги холодное водоснабжение СОИ.
За период с ноября 2020 года по октябрь 2022 года начисление платы показание ОДПУ составило 8404.758, жителям начислено 8508.09, разница вышла за октябрь 2021 года 103,332.В платежном документе за ноябрь будет произведен перерасчет. Начисление платы за отопление произведено согласно жилищного законодательства.
Согласно пункту 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Также с 01.07.2018 вступило в силу решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2018 № 50 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края». Для многоквартирного дома <адрес> норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с наружной сетью горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями составляет 0,067 Гкал/куб.метр. Норматив на горячее водоснабжение/подогрев СОИ – 7,2756774 Гкал.
Горячее водоснабжение/подогрев, потребляемое при содержании общего имущества, определяется как произведение объема, потребленного за расчетный период в помещении горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и на тепловую энергию.
В октябре 2022 года на СОИ горячего водоснабжения начислено 407,767304 куб.м., что на 299,175104 куб.м. / 20,04 Гкал превышает норматив. Июль 2021 года (0.000000) Гкал, июль 2022 года (0.000000) Гкал, август (20.125932) Гкал, сентябрь (102.695159) Гкал меньше норматива.
Начисление платы за горячее водоснабжение/подогрев СОИ, горячее водоснабжение/вода СОИ в октябре 2022 года по <адрес> произведено по фактическим показаниям общедомовых приборов учета горячего водоснабжения, что является нарушением действующего законодательства в части начисления платы за коммунальные услуги горячее водоснабжение/вода СОИ, горячее водоснабжение/подогрев СОИ.
С 01.09.2022 размер расходов на коммунальные ресурсы СОИ в многоквартирном доме определяются в следующем порядке.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, о распределении объема коммунального ресурса СОИ по фактическому объему, размер расхода на коммунальные ресурсы СОИ, определяется по нормативу, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, СОИ исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (далее - Правила №491).
Перерасчет производится по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, СОИ равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, а при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения В таком многоквартирном доме (пункт 29 (3) Правил № 491).
Согласно пункту 42(1) Правил с 01.01.2019 начисление платы за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Стороной ответчика факт предоставления жилищно-коммунальных услуг не оспорен, как не оспорено и то, что жилищно-коммунальные услуги предоставлялись им в полном объёме.
В силу ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с абз. 17 Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 №8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов:
- от 04.12.2018 № 364 размер тарифа на электрическую энергию для населения проживающего в домах, оборудованных электроплитами, с 01.01.2020 по 30.06.2020 составлял 3,33 руб./кВт, с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 3,50 руб./кВт;
- от 18.12.2020 № 504 размер тарифа на электрическую энергию для населения проживающего в домах, оборудованных электроплитами, с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 3,50 руб/кВт*ч, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 3,67 руб./кВт*ч;
- от 24.12.2021 № 561 размер тарифа на электрическую энергию для населения проживающего в домах, оборудованных электроплитами, с 01.01.2022 по 30.06.2022 – 3,67 руб/кВт*ч, с 01.07.2022 по 31.12.2022 – 3,81 руб./кВт*ч.
Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Акционерным обществом "Барнаульская генерация" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на 2019 - 2023 годы» от 18.12.2018 № 539, от 13.11.2020 № 322, от 01.09.2021 № 83, от 15.11.2021 № 286 установлен тариф на потребление отопления, горячего водоснабжения/подогрев, с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 1 897,98 руб./Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 1 991,52 руб./Гкал., с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 1 991,52 руб./Гкал, с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 1 882,47 руб./Гкал, с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 2 105,44 руб./Гкал, с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 2 105,44 руб./Гкал, с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 2 241,44 руб./Гкал.
В соответствии с Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.11.2018 № 274, от 19.12.2019 № 488, от 14.12.2021 № 419 установлен тариф потребления холодного водоснабжения, горячего водоснабжения / вода, с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 20,96 руб./куб.м., с 01.07.2020 по 31.12.2021 в размере 21,74 руб./куб.м., с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 21,74 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 23,09 руб./куб.м., с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 24,02 руб./куб.м.
Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.11.2018 № 276, от 19.12.2019 № 490, 27.11.2018 № 276, от 19.12.2019 № 490, 14.12.2021 № 421 установлен тариф за водоотведение в следующем размере: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 16,55 руб./куб.м., с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 20,05 руб./куб.м., с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 20,05 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 20,05 руб./куб.м., с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 20,84 руб./куб.м.
Решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.12.2020 № 509, от 13.12.2020 № 322, от 01.09.2021 № 83, от 14.12.2021 № 425, от 15.11.2021 № 286 установлен тариф по услуге «горячее водоснабжение/вода (в закрытой системе):
- компонент на холодную воду - с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 21,74 руб./куб.м., с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 23,09 руб./куб.м., с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 23,09 руб./куб.м., с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 24,02 руб./куб.м.;
- компонент на тепловую энергию: с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 1991,52 руб./Гкал., с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 1882,47 руб./Гкал., с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 2 105,44 руб./Гкал., с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 2 105,44 руб./Гкал., с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 2 241,44 руб./Гкал.
Проверяя расчет истца в части начисления задолженности по электроэнергии СОИ, горячей воде / воде СОИ, горячей воде /подогрев СОИ, холодной воды СОИ, отопления, отведение сточных вод СОИ, суд приходит к выводу об исключении из него задолженности за отопление в размере 427,41 руб. ( произведенный перерасчет в ноябре 2023 года согласно выписке из финансового лицевого счета), задолженности по холодному водоснабжению СОИ за сентябрь, октябрь 2022 года в размере 22,38 руб. (7,13 + 15,25), а также задолженности за горячее водоснабжение/вода СОИ, горячее водоснабжение – подогрев СОИ за октябрь 2022 года в размере 18,85 руб., поскольку в данной части в ходе проверки, проведенной Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края установлены нарушения в действиях истца, в части неверного начисления услуг за отопление, холодное водоснабжение СОИ за сентябрь, октябрь 2022 года, горячее водоснабжение/вода СОИ, горячее водоснабжение / подогрев СОИ за октябрь 2022 года. В этой части исковые требования не подлежат удовлетворению.
В остальной части расчет истца признан правильным, соответствуют тарифам установленным законодательством, ответчиком контррасчет не представлен.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 15.08.2024 собственником квартиры <адрес> является Заводчиков С.Б. При этом, в выписке имеется отметка о представлении документов на государственную регистрацию перехода прав на объект недвижимости, однако, в период образования задолженности ответчика являлся собственников названной квартиры.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 57 899,95 руб. (58 368,59 – 427,41 – 18,85 – 22,38).
Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца, представленных истцом финансовых лицевых счетов, расчета истца, ответчик обязанность по оплате за содержание жилья и жилищно-коммунальные услуги исполняет ненадлежащим образом.
В связи с наличием задолженности, 29.03.2023 истец обращался мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 76 т.1).
31.03.2023 мировым судьей судебного участка № 5 Индустриального района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с Заводчикова С.Б. задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с июня 2018 года по октябрь 2022 года в размере 125 243,41 руб., пени в размере 40 609,61 руб., расходов по оплате государственной пошлины 2 258,53 руб. (л.д. 79 т.1).
В связи с поступившими возражениями Заводчикова С.Б. относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района г. Барнаула от 27.04.2023 вышеназванный судебный приказ, отменен (л.д. 81 т.1).
Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания задолженности за период с 01.04.2020 по 31.07.2020.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ) (п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В силу ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Исходя из положений п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 ГК РФ), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 ГПК РФ и часть 1 статьи 49 АПК РФ).
В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Принимая во внимание, что с настоящим иском истец обратился 22.08.2023 (л.д. 34 т.1), а с заявлением о выдаче судебного приказа 29.03.2023 (л.д. 78 т.1), который отменен 27.04.2023 (л.д. 81 т.1), суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности не истек, поскольку МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Иные доводы представителя ответчика суд не принимает во внимание, как не основанные на законе, а равно как с целью избегать гражданско-правовую ответственность.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика пени в размере 26 500,59 руб.
Пеня, установленная ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ) (п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств, является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Степень несоразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию согласно ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Учитывая, все существенные обстоятельства дела, в том числе: компенсационную природу неустойки; то, что гражданско-правовая ответственность в виде взыскания неустойки является самостоятельной мерой ответственности и не может расцениваться как способ обогащения, характер допущенного ответчиком нарушения обязательства, период просрочки по исполнению обязательства, а также оценивая соразмерность заявленной к взысканию суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию пени до 7 000 руб., расценивая предъявленную к взысканию сумму неустойки несоразмерной последствиям нарушения ответчиками обязательств.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пени в размере 7 000 руб.
Ссылка представителя ответчика на то, что при начислении пени истцом не учтено действие моратория, во внимание не принимается, поскольку согласно расчету пени в пеня за несвоевременное внесение оплаты за коммунальные услуги истцу в период действия моратория не начислялась.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела истцом требования были уточнены, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 996,46 руб. подлежит возврату ((2484,01+2258,053) – 2746,08 (цена иска 84 869,18 (размер государственной пошлины 2 746,08 руб.).
Поскольку исковые требования удовлетворены на 99 % (57899,95/100*58 368,59), то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 718,61 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика №1» удовлетворить частично.
Взыскать с Заводчикова Сергея Борисовича (ИНН ***) в пользу муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика №1» (ИНН ***) задолженность за период с 01.04.2022 по 31.10.2022 в размере 57 899,95 руб., неустойку 7 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2718, 61 руб., всего 67 618,56 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Дирекция единого заказчика №1» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 996,46 руб., уплаченную по платежному поручению от 21.08.2023 №1769.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула.
Судья |
А.В. Фомина |
Решение суда в окончательной форме составлено 30 августа 2024 года.
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> <данные изъяты> |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |