Дело № копия
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре судебного заседания Смирновой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю к Старцевой Наталье Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее – МРИ ФНС № 21, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Старцевой Н.А. о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 2497 руб. 97 коп., пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 1112 руб. 45 коп., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 руб. 51 коп., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 руб. 83 коп. и судебных издержек в размере 74,40 руб.
В иске указано, что в 2015-2016 годах Старцева Н.А. являлась собственником транспортного средства: №, автомобили грузовые, 220 л.с., регистрационный номер №, а также собственником жилого дома по адресу <адрес> в связи с чем, административному ответчику в соответствии с ст. ст. 357, 358, 361, 400, 401, 404, 405НК РФ, были исчислены транспортный налог за 2015 год в сумме 12760 руб., за 2016 год – в сумме 12760 руб., налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 18 руб., за 2016 год – в сумме 21 руб., направлены налоговые уведомления об оплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В установленный срок транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы административным ответчиком не оплачен, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2497,97 руб., на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1112,45 руб., на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3,51 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,83 руб.
На основании ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налогов с указанием срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налогов с указанием срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы были взысканы судебными приказами №а-581/2017 от ДД.ММ.ГГГГ и №а-1546/2018 от ДД.ММ.ГГГГ, которые определением мирового судьи по заявлению должника ДД.ММ.ГГГГ отменены, в связи с чем налоговым органом подано исковое заявление о взыскании указанных налогов с административного истца.
На основании ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате пеней с указанием срока оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.
Поскольку указанное требование ответчиком не исполнено, налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ о взыскании с Старцевой Н.А. обязательных платежей и санкций (пеней на недоимку по транспортному налогу и пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016), который по заявлению должника определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Просит взыскать с Старцевой Н.А. пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 2497 руб. 97 коп., пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 1112 руб. 45 коп., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 руб. 51 коп., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 руб. 83 коп. и судебные издержки в размере 74,40 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Старцева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что после смерти мужа в порядке наследования оформила свои права на №, регистрационный номер №, хотела его продать, но в связи с тем, что автомобиль был старый, его пришлось утилизировать. Дополнила, что каких-либо документов об утилизации автомобиля у нее не имеется, с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета в ОГИБДД не обращалась.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы дела о выдаче судебного приказа №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 НК РФ).
Решением Лысьвенской городской Думы от 14.11.2014 № 911 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Лысьвенского городского округа» (с изм. и доп.) установлена ставка налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), умноженной на коэффициент-дефлятор, и видов объектов налогообложения в размере 0,07 % на жилые дома, жилые помещения.
Как следует из материалов дела, в 2015, 2016 году Старцева Н.А. являлась собственником транспортного средства: КАМАЗ-5320, автомобили грузовые, 220 л.с., регистрационный номер А722УВ159, (л.д. 12), а также собственником жилого дома по адресу <адрес>, то есть Старцева Н.А. являлась плательщиком транспортного налога за спорный налоговые периоды.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес Старцевой Н.А. было направлены налоговые уведомления об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока оплаты ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. 13-14,15-16).
Вместе с тем, в установленный в налоговом уведомлении срок административный ответчик не исполнила обязанность по уплате вышеуказанных налогов, ей на основании ст. 75 НК РФ начислена пеня на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2497,97 руб., за 2016 год - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1112,45 руб., и пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3,51 руб., за 2016 года - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,83 руб. руб. (л.д. 21-22).
В соответствии с ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1)
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Основания и порядок принудительного взыскания налога с физического лица установлены ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст. 48 НК РФ.).
В соответствии с ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 год по заявлению налогового органа была взыскана с Старцевой Н.А. судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год – судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, Старцевой Н.А. обязанность по уплате налогов в установленные сроки не исполнена, в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени на недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, с указанием срока уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-20).
Требования об уплате пени также не было исполнено налогоплательщиком.
По заявлению налогового органа, поданного ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Старцевой Н.А. обязательных платежей и санкций (пени на недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы).
Учитывая установленный срок оплаты налога по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в переделах установленного шестимесячного срока для взыскания налога в судебном порядке – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела № определением мирового судьи судебного участка № 3 Лысьвенского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Старцевой Н.А. обязательных платежей и санкций отменен по заявлению должника (л.д. 27).
С настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований. На административном ответчике, как на собственнике транспортного средства и недвижимого имущества в силу налогового законодательства лежит обязанность по уплате налогов, а также начисленной за несвоевременную уплату налога пени. Факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога и пени установлен в судебном заседании. Порядок и сроки принудительного взыскания налога налоговым органом соблюдены.
Расчет налога и пени судом проверен, ответчиком надлежащим образом не оспорен, возможность взыскания налогов не утрачена.
С учетом установленных по делу обстоятельств, с Старцевой Н.А. подлежит взысканию пеня на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 2497 руб. 97 коп., пеня на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 1112 руб. 45 коп., пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 руб. 51 коп., пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 руб. 83 коп., всего – 3615 руб. 76 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному городским судом, подлежит взысканию в доход местного бюджета.
Истец – налоговый орган в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, исходя из размера удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика в размере 400 руб. (пункт 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ст. 126 КАС РФ административным истцом понесены почтовые расходы в размере 74 руб. 40 коп. на отправку административного иска в адрес административного ответчика (л.д. 7), которые в силу ст. 113 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с Старцевой Натальи Александровны, зарегистрированной по адресу <адрес>:
- пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 2497 руб. 97 коп.,
- пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 1112 руб. 45 коп.,
- пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 3 руб. 51 коп.,
- пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 руб. 83 коп,
Взыскать с Старцевой Натальи Александровны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю судебные расходы в размере 74 руб. 40 коп.
Взыскать с Старцевой Натальи Александровны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко