Дело № 2-1643/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г.Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Казаровой Т.В.,
при секретаре Макаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Сергиево-Посадского гарнизона к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» о признании неправомерными действий по сбору платы за водоотведение, обязании направить документы для перерасчета тарифа, обязании произвести перерасчет, обязании включить очистные сооружения в план капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Сергиево-Посадского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» о признании неправомерными действий по сбору платы за водоотведение, обязании направить документы для перерасчета тарифа, обязании произвести перерасчет, обязании включить очистные сооружения в план капитального ремонта.
В судебном заседании представитель процессуального истца по доверенности ФИО5 заявленные требования с учетом их уточнения, поддержал и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступила жалоба гражданки ФИО6, в которой она указывала на необоснованно завышенный тариф на водоотведение, нарушение конституционных прав на благоприятную окружающую среду, питьевую воду ненадлежащего качества для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>. В ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, то вблизи войсковой части 31610 (<адрес>) расположена система водоотведения, находящаяся в неудовлетворительном состоянии, в результате чего в нарушение водного законодательства сточные воды, формируемые на объектах войсковой части 31610, в том числе близлежащих многоквартирных домов <адрес>, сбрасываются в ручей без названия – левый приток реки Торгоша, что создает угрозу жизни и здоровью людей. В ходе проведения проверки, ДД.ММ.ГГГГ. военной прокуратурой гарнизона был организован комиссионный осмотр с участием государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу и представителя ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 12 ГУМО очистных сооружений, прилегающей территории, в ходе которого установлено, что система очистных сооружений находится в неудовлетворительном (разрушенном) состоянии, не эксплуатируется. Кроме того, военной прокуратурой также была проведена проверка исполнения ЖКС № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по 12 ГУМО РФ требований жилищного законодательства в части, касающейся обоснованности взимания платы за водоотведение. Установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ., собственниками принято решение о переходе на прямые расчеты с ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России, в результате чего, с ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России является поставщиком ресурсов холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и отопления в отношении <адрес>, расположенного в <адрес>, и установлено, что жителям многоквартирных домов <адрес> в платежных документах выставляются счет на оплату услуги «Водоотведение» - в ДД.ММ.ГГГГ в размере: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> за куб.м, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> за куб.м. в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам и ценам от 19.12.2017г.№ 311-р, - в ДД.ММ.ГГГГ в размере: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> за куб.м., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> за куб.м. в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам и ценам от 19.12.2018г. № 370-Р. Проверка показала, что при расчете тарифа на водоотведение учитываются расходы на доставку использованного ресурса из жилых помещений в очистные сооружения, непосредственная очистка воды, вывод отфильтрованных стоков, обслуживание и ремонт оборудования, заработная плата рабочим и т.д.. Из ответа Комитета по ценам и тарифам Московской области, расчет тарифов за водоотведение Комитетом осуществляется на основании представленных организацией документов, обосновывающих затраты, подтвержденные платежными документами, результатами выполненных работ и услуг, данными бухгалтерской и статистической отчетности, договорами на предоставление товаров и услуг, а также сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Однако расположенная вблизи войсковой части 31610 система водоотведения находится в неудовлетворительном технико-эксплуатационном состоянии. Очистные сооружения не эксплуатируются с 1990-х годов. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 04.04.2017г. № 1021, очистные сооружения переданы в оперативное управление ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России от восковой части 31610. В эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России данный объект водопроводно-канализационного хозяйства вовсе не принимался. В адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона с целью проведения перерасчета гражданам. Однако действия по устранению указанных нарушений ответчиком не осуществлены. Вопросы организации капитального ремонта относятся к компетенции Департамента строительства Минобороны России. Просит обязать Минобороны России включить очистные сооружения, находящиеся по адресу: <адрес> в план капитального ремонта на 2020 год; признать неправомерными действия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по расчету и сбору с жильцов, проживающих по адресу: <адрес>, платы за водоотведение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – в размере <данные изъяты> за куб.м, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – в размере <данные изъяты> за куб.м., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – в размере <данные изъяты> за куб.м, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – в размере <данные изъяты> за куб.м.; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России направить в Комитет по ценам и тарифам Московской области документы, обосновывающие затраты, подтвержденные платежными документами, результатами выполненных работ и услуг, данными бухгалтерской и статистической отчетности, договорами на предоставление товаров и услуг, а также сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации без учета мероприятий по эксплуатационных расходов на очистку сточных вод в <адрес> для перерасчета тарифа за водоотведение; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ произвести перерасчет платы за водоотведение жильцам, проживающим в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время после установления пересчитанных тарифов Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по доверенности ФИО7 в судебном заседании иск не признала по основаниям письменных возражений на иск (л.д.135). Также ссылалась в обоснование своих возражений, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не доказаны. Не оспаривала, что очистные сооружения не приняты в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ». Как ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет очистку сточных вод, пояснить не смогла. Указала, что очистка сточных вод входит в плату за водоотведение. Как проходит процедура очистки сточных вод, ей неизвестно. Какие сооружения используются для их очистки, ответить не смогла.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц ФГКУ «ЦТУИО Минобороны России», Департамента строительства Минобороны России, Департамента имущественных отношений Минобороны России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Руководствуясь ст.167 ч.3,4 УК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что общим собранием собственников многоквартирных домов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией (ЖЭ(К)О № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по 12 ГУ МО) и собственниками помещений и нанимателями жилых помещений и внесении платы за коммунальные услуги этим организациям (л.д.35-37). То есть ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ является поставщиком ресурсов холодного и горячего водоснабжений, водоотведения и отопления жителям многоквартирных домов в <адрес>.
Согласно ст. 2 п. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением следует понимать прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоснабжения.
Судом установлено, что в связи с поданной гражданкой ФИО6 жалобой (л.д.14-26) на необоснованно завышенный тариф на водоотведение, нарушение конституционных прав на благоприятную окружающую среду, питьевую воду ненадлежащего качества для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, военной прокуратурой Сергиево-Посадского гарнизона была проведена прокурорская проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно проведенному представителем военной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ. осмотру очистных сооружений, расположенных на территории <адрес>, что вблизи войсковой части 31610 и прилегающей территории, с участием специалиста – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу ФИО8, в присутствии представителя филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО11. было установлено, что очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, не эксплуатируются; неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды, формируемые на объектах войсковой части 31610, в том числе близлежащих многоквартирных домов <адрес>, сбрасываются в ручей без названия – левый приток реки Торгоша. На месте сброса сточных вод в ручей без названия присутствует характерный для неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод резкий запах, также непосредственно в воде присутствует осадок темно-серого цвета. Указанное подтверждается актом осмотра данных очистных сооружений (л.д.30-31).
По результатам проведенной прокурорской проверки, в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ вынесено представление об устранении нарушений закона (л.д.85-88).
Материалами дела также установлено, что очистные сооружения в <адрес> вблизи войсковой части 31610 ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ не приняты по акту приема-передачи от ФГКУ «ЦТУИО» (л.д.89), что также подтвердила в судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что коммунальная услуга "Водоотведение" предоставляется ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ ненадлежащего качества.
Обратного суду, в нарушении ст.56 ГПК РФ, ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ не доказано.
В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - услуги ненадлежащего качества), изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
В соответствии с п. 150 Правил, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно п. 8 Приложения 1 к указанным Правилам допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа одновременно (в том числе при аварии).
Так как услуга "Водоотведение" предоставляется ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ненадлежащего качества сверх установленной продолжительности, их действия по начислению данной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. являются незаконными, в связи с чем, размер оплаты за данную услугу подлежит снижению на размер стоимости услуги за указанный период. Восстановление нарушенного права на оказание данной услуги надлежащего качества неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с настоящим иском, подлежит возложением обязанности на ответчика о производстве перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ. по день вынесения решения суда.
Заявленные требования об обязании Министерства обороны Российской Федерации включить очистные сооружения по адресу: <адрес> в план капитального ремонта на 2020 год удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не доказано, для их восстановления требуется проведение капитального ремонта.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по направлению в Комитет по ценам и тарифам Московской области документов, обосновывающих затраты, подтвержденные платежными документами, результатами выполненных работ и услуг, данными бухгалтерской и статистической отчетности, договорами на предоставление товаров и услуг, а также сценарных условий функционирования экономики и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ без учета мероприятий по эксплуатационных расходов на очистку сточных вод в <адрес> для производства перерасчета тарифа за водоотведение, поскольку нарушенное право истцов – неопределенного круга лиц, на перерасчет за данную услугу судом восстановлено.
Руководствуясь ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Сергиево-Посадского гарнизона к Министерству обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ о признании неправомерными действий по сбору платы за водоотведение, обязании направить документы для перерасчета тарифа, обязании произвести перерасчет, обязании включить очистные сооружения в план капитального ремонта, удовлетворить частично.
Признать действия ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по расчету и сбору с жильцов, проживающих по адресу: <адрес>, платы за водоотведение за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. незаконными.
Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ произвести перерасчет платы за водоотведение жильцам, проживающим в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ. по день вынесения решения суда.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Судья Т.В. Казарова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.В. Казарова