Копия Дело № 2а-342/2021
24RS0008-01-2021-000539-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Большемуртинского района Красноярского края Савиной А.А.,
представителя заинтересованного лица – администрации Большемуртинского района Красноярского края по доверенности Медведева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Предивинского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Большемуртинского района проведена проверка исполнения администрацией Предивинского сельсовета законодательства о муниципальной собственности, жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что согласно постановлению администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствам о государственной регистрации права от 13.10.2004г. (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, кв. №№, 2, 5, 6, 7, являются собственностью администрации Предивинского сельсовета. Указанное муниципальное имущество долгое время, около 10 лет, простаивает, не используется по назначению, в частности, для извлечения прибыли (сдача в аренду, по договору найма и прочее). Ввиду бездействия администрации муниципальная собственность приведена в разрушенное состояние - оконные рамы отсутствуют, часть строений разобрано, помещения не отапливаются и промерзли, пол прогнил, стены имеют сквозные щели на улицу. При этом администрация Предивинского сельсовета, как собственник жилых помещений, пренебрегает положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, п.п. 1.8 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» Указанные нарушения выразились в том, что до настоящего времени администрация сельсовета не обратилась в соответствующую комиссию с целью признания данных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. Вышеуказанное бездействие администрации привело к тому, что в настоящее время вышеуказанные жилые помещения фактически находятся в аварийном состоянии, однако таковым до сих пор не признаны. Неопределение их технического и функционального состояния затягивает принятие решения о правовой судьбе недвижимого имущества, что влечет материальные и иные гражданско-правовые последствия для муниципалитета. Кроме того, рассматриваемые жилые помещения являются местом пребывания и скопления антисоциальных лиц, а также несовершеннолетних, что в нарушение ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выступает почвой для преступных проявлений. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 23.03.2021 г. в адрес администрации Предивинского сельсовета внесено представление, которое оставлено без удовлетворения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Предивинского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края по не обращению в Межведомственную комиссию администрации Большемуртинского района по вопросам признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Обязать администрацию Предивинского сельсовета обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию администрации Большемуртинского района по вопросам признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в отношении жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>
В судебное заседание административный ответчик – представитель администрации Предивинского сельсовета Большемуртинского района, представитель заинтересованного лица - Межведомственной комиссии администрации Большемуртинского района не явились, извещены надлежаще. Письменных возражений не представили.
В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом мнения участников, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Савина А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации Большемуртинского района Медведев С.В. не возражал против удовлетворения требований.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания, основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежат сносу или реконструкции.
Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации Большемуртинского района Красноярского края № 471 от 21.12.2006 г., муниципальный жилищный фонд муниципальной собственности района, находящийся на территории <адрес>, был передан в собственность муниципальному учреждению «Предивинская поселковая администрация».
Согласно акту приема-передачи к указанному постановлению, в собственность Муниципального образования <адрес> были переданы, в том числе, жилые помещения, расположенные в <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Право собственности административного ответчика на указанные жилые помещения также подтверждается представленными в материалах дела выписками из Реестра государственной собственности Красноярского края, свидетельствами о государственной регистрации права.
В ходе проведенной прокуратурой Большемуртинского района Красноярского края проверки установлено, что спорные жилые помещения находятся в непригодном для проживания состоянии, указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
В связи с выявленными нарушениями, 23.03.2021 г. прокурором района в адрес администрации Предивинского сельсовета направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Согласно ответу Главы Предивинского сельсовета от 13.05.2021 г., для обращения в Межведомственную комиссию необходимо, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в настоящее время получить заключение не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
С учетом вышеприведенного правового регулирования, на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Поскольку законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на обращение в межведомственную комиссию с заявлением о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого дома, при этом администрацией Предивинского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, как собственником спорных жилых помещений, до настоящего времени этот вопрос не инициировался, указанное бездействие административного ответчика, в силу возложенных на него обязанностей, является незаконным, следовательно, в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования жилых помещений для решения вопроса об их пригодности для проживания граждан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора Большемуртинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложения на администрацию Предивинского сельсовета Большемуртинского района обязанности по устранению нарушений требований жилищного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 294 КАС РФ, судья,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Предивинского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края по не обращению в Межведомственную комиссию администрации Большемуртинского района по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать администрацию Предивинского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обратиться с заявлением в комиссию по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №, в отношении жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Большемуртинский районный суд Красноярского края.
Судья Т.Н. Лактюшина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина