Решение по делу № 11-5/2024 (11-35/2023;) от 18.12.2023

Дело № 11-5/2024

59MS0103-01-2023-003214-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2024 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием ответчика Жерносекова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика

Жерносекова Алексея Борисовича на решение мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района от 17.08.2023 по гражданскому делу по иску Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» к Жерносекову Алексею Борисовичу о взыскании задолженности за услугу обращения с ТКО,

у с т а н о в и л:

АО «ПРО ТКО» обратилось в суд с иском к Жерносекову А.Б. о взыскании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 по 01.01.2022 в размере 8 192 рублей, и расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Нытвенского судебного района Пермского края от 17.08.2023 исковые требования АО «ПРО ТКО» удовлетворены. С Жерносекова А.Б. в пользу АО «ПРО ТКО» взыскана задолженность за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 01.01.2022 года в размере 8 192 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400, 00 рублей.

Жерносеков А.Б., не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой на решение мирового судьи, просит решение мирового суда отменить и принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе указывает, что услуга по адресу: <адрес> никогда не оказывалась, ближайший контейнер находится на расстоянии 420 м., отходы утилизирует в печке либо вывозит на городскую свалку. Договор с АО «ПРО ТКО» отсутствует.

В судебном заседании Жерносеков А.Б. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что контейнерами не пользуется, вывозит мусор на городскую свалку, там взвешивают машину и платишь деньги, с физическими лицами там договор не заключают. В 2019-2020 ближайшая контейнерная площадка была у заправки Лукойл, сейчас до контейнера 160 м.

Представитель АО «ПРО ТКО» судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с жалобой не согласен, настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Заслушав ответчика Жерносекова А.Б., изучив материалы дела, обозрев дело №2-513/022 судебного участка №1 Нытвенского судебного района, а также законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

.

ПКГУ «Теплоэнерго» являлось региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019 года.

05.05.2022 года ПКГУ «Теплоэнерго» прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме преобразования в АО «ПРО ТКО» (л.д. 11).

Жерносеков А.Б. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, с 07.11.2013.

В соответствии с представленным расчетом, на имя Жерносекова А.Б. по адресу: <адрес> открыт лицевой счет (номер договора 206803908) по услуге обращение с ТКО. За период с 01.01.2019 по 01.01.2022 года образовалась задолженность в размере 8 192 рублей (л.д. 5-6).

По сообщению Управления ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа от 12.03.2024, ближайшее место сбора и вывоза ТКО к жилому дому по адресу: <адрес> расположено по адресам: г.Нытва, ул. Завьялова, 3- 177 м., ул. Володарского, 74а - 200м. Также в 2023 площадка накопления ТКО обустроена по адресу: г.Нытва, ул. Урицкого, 63- 135 м. В адрес Управления ЖКХ обращения Жерносекова А.Б. по вопросу установки мусорных баков не поступали.

С 1 января 2016г. собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641".

Пунктом 8(4) Правил N 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8(17) Правил N 1156. Также названным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.

В случае если потребитель не направил региональному оператору в установленный срок заявку с приложением необходимых документов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).

Пунктом 8(12) Правил N 1156 предусмотрено, что если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил N 1156).

Предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте регионального оператора 19.11.2018 г. (pkgyp-te.permkrai.ru).

В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила N 354 дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

П. 7 Правил: договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.Согласно положений ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Зона ответственности исполнения данной коммунальной услуги региональным оператором определена с мест (площадок) накопления ТКО, установленных органами местного самоуправления. Несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ответчика не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 метров расстоянии от жилого дома ответчика.

В соответствии с положениями ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации)

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 22 раздела 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Таким образом, при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО как единого подписанного сторонами документа между сторонами в спорный период действовали условия типового договора, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником жилого помещения и соответствующей организацией. Указание на отсутствие письменного договора между истцом и ответчиком не может являться основанием для неоплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.

Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 Правил N 354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает собственника жилого помещения от обязанности производить оплату за фактически оказанные услуги.

Собственники ТКО лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, которым в спорный период являлся истец.
Отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.

Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, ответчиком не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в спорный период.

Действительно СНиПами предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 метров, а на территории частных домовладений места расположения мусоросборников должны определяться самими домовладельцами. В конфликтных ситуациях сторона может обратиться к соответствующей организации с соответствующим заявлением. По вопросу отсутствия контейнерных площадок, ненадлежащему оказанию услуги по вывозу твердых коммунальных отходов ответчик в адрес истца, органа местного самоуправления не обращался.

Доказательств самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности, способами, не нарушающими требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона "Об охране окружающей среды", в том числе данных о заключении истцом договоров утилизации бытовых отходов иным региональным оператором, отказа от исполнения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, неиспользования установленных мусорных контейнеров, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами истца, в материалы дела не представлено. Истец проживает в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы. По информации Управления ЖКХ администрации НГО, обустройство места (площадки) накопления ТКО в соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 невозможно в связи с наличием охранных зон ресурсоснабжающих организаций, отсутствием возможности свободного подъезда и маневрирования специальной техники.

С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие доказательств утилизации ответчиком отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд считает подтвержденным материалами дела факт исполнения региональным оператором своих обязательств по договору.

В материалах дела отсутствуют сведения об оплате ответчиком задолженности в образовавшейся в спорный период, контррасчет не представлен. Расчет начислений платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основан на нормативах накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном Законом № 89-ФЗ, с указанием тарифов, действующих в определенный период времени, не оспорен ответчиком, и, таким образом, представляется правомерным и обоснованным.

Таким образом, мировым судьей правильно установлено, что между ответчиком Жерносековым А.Б. и взыскателем АО «ПРО ТКО» (ранее ПКГУ «Теплоэнерго) заключен договор на оказание услуги по обращению с ТКО (за № 206803908), оплата ответчиком услуг по обращению с ТКО является обязательной в силу закона.

Суд соглашается с выводом мирового судьи о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца за период с 01.01.2019 по 01.01.2022 задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО в размере 8 192 рубля.

Согласно ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

    В соответствии со ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

    Неявка ответчика в почтовое отделение за получением заказной корреспонденции на его имя, является выражением воли последнего, и свидетельствует об уклонении от извещения о времени и месте рассмотрения дела в суде, при таких обстоятельствах с учетом положений ст. 165.1 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение считается доставленным адресату.

По смыслу статей 35 и 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.

На основании ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.

Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах, и не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, мировой судья, признав ответчика извещенной о дне, времени и месте судебного заседания, законно рассмотрел дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле письменным доказательствам.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ,

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 17.08.2023 по гражданскому делу по иску Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» к Жерносекову Алексею Борисовичу о взыскании задолженности за услугу обращения с твердыми коммунальными расходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Жерносекова Алексея Борисовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Л.В. Волкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 19 апреля 2024 года.

11-5/2024 (11-35/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
АО "ПРО ТКО"
Ответчики
Жерносеков Алексей Борисович
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Волкова Л.В.
Дело на странице суда
nytva.perm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
19.12.2023Передача материалов дела судье
26.12.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
14.02.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее