Решение по делу № 2-494/2024 от 15.01.2024

***

2-494/2024

***

***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года

город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Лимоновой Н.В.,

при секретаре Андроповой О.А.,

с участием:

истца Воложиловой Л.П. и ее представителя Письмака А.А.,

представителя ответчика Администрации МО городское поселение Мурмаши – Злобиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воложиновой Л.П., Шуваевой И.А. к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Собственники жилых помещений многоквартирного дома адрес*** Воложилова Л.П. (квартира ) и Шуваева И.А. (квартира ), управление которым осуществляется ТСЖ «Тягунова-8», обратились в суд с вышеобозначенным иском к Администрации МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО», указав в обоснование, что функции межпанельных плит и перекрытий вышеуказанного здания, *** года постройки, утрачены, что приводит к громадным теплопотерям. Постановлением Администрации МО городское поселение Мурмаши от 1 апреля 2022 года № 137 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества на *** годы, в который капитальный ремонт фасада дома истцов не вошел в связи с тем, что региональной программой установлены иные сроки данных работ (*** годы). На основании общего собрания собственников помещений дома ТСЖ «Тягунова» трижды обращалось в Министерство строительства Мурманской области за переносом срока капитального ремонта на *** годы, однако получило отказ, мотивированный отсутствием денежных средств.

В этой связи просили возложить на Администрацию МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО» с момента вступления в законную силу обязанности: включить многоквартирный дом адрес*** в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества на *** годы в части выполнения работ по ремонту фасада с утеплением; обеспечить в срок до *** выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома адрес*** с утеплением.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Мурманской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – ТСЖ «Тягунова-8», Правительство Мурманской области.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области.

В судебном заседании истцом Воложиновой Л.П. (она же законный представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Тягунова-8») и ее представителем Письмаком А.А. требования были уточнены. Отразив, что ответчики как отдельно, так и комиссионно вправе и уполномочены принимать необходимые меры по формированию региональной программы путем актуализации (внесения изменений в краткосрочный план капитального ремонта жилых домов), а также обязаны осуществлять мониторинг технического состояния жилого фонда в части достижения основных целей программы производства капитального ремонта на подведомственной территории, просили обязать ответчиков принять меры к актуализации региональной программы (краткосрочного плана) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для выполнения в более ранние сроки капитального ремонта многоквартирного жилого дома адрес***. Настаивали на удовлетворении уточненных требований.

Истец Шуваева И.А. в судебное заседание, будучи извещенной надлежащим образом о его времени и месте, не явилась.

Представитель ответчика – администрации МО городское поселение Мурмаши Злобина Ю.Н. в судебном заседании пояснила, что в случае удовлетворения уточенных исковых требований и возложения обязанности на администрацию, последняя внесет изменения в краткосрочный план, и направит на согласование в Министерство строительства Мурманской области

Представители ответчиков: НКО «ФКР МО», Министерства строительства Мурманской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Мурманской области, Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, надлежаще уведомленные о судебном разбирательстве, в суд не прибыли, представителем НКО «ФКР МО» представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании *** и в представленном письменном отзыве представитель ответчика – НКО «ФКР МО» Железняк Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований, отметив, что Фонд является исполнителем краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта и не обладает полномочиями по внесению в них каких-либо изменений, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Кроме того, по его мнению, истцами не соблюден порядок обращения в комиссию по вопросу переносов срока капитального ремонта, и теми выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, так как фактически оспаривается нормативный правовой акт постановления Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП. Также, в отсутствие финансовой возможности не имеется правовых оснований для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки. Одновременно полагал, что право на предъявление истцами иска от имени других собственников помещений не доказано.

Представителем ответчика – Министерства строительства Мурманской области, исполняющим обязанности министра Грачиковым А.Н., представлены возражения относительно заявленных требований, содержащие суждения о законности и обоснованности постановления Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП, утвердившего краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, и отсутствии оснований для его изменения. Обратил внимание, что изменения в региональную программу утверждаются не Министерством строительства Мурманской области, а Правительством Мурманской области. Также, в отсутствие финансовой возможности не имеется правовых оснований для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки. Одновременно полагал, что право на предъявление истцами иска от имени других собственников помещений не доказано.

Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Шатовой Т.М. представлено суду письменное мнение о том, что рассмотрение вопроса об актуализации региональной программы и краткосрочных планов ее реализации находится в компетенции комиссии, порядок деятельности которой определен Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16 декабря 2021 года № 659.

Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил рассмотреть дело при имеющейся явке, и, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к нижеследующему.

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентирована разд. IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Так, подпунктом 5 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включен ремонт фасада.

При этом услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в ч. 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (п.п. 1.1, 2 указанной статьи).

Исходя из п. 2ч. 1 ст. 154 ЖК РФкапитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В ч.ч. 3, 4 ст. 166 ЖК РФ, указано, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми среди прочего устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (п. 3).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п. 5).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (п. 7).

Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов (п. 7.1):

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 настоящего Кодекса;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП, исполнителями которой являются НКО «ФКР МО»; органы местного самоуправления Мурманской области; владельцы специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; лица, осуществляющие управление многоквартирными домами или оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; подрядные организации, выбранные на конкурсной основе; предельным периодом проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома адрес*** по услуге «утепление и (или) ремонт фасада» значатся *** годы.

Порядок подготовки и утверждения региональной программы, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов регулируются Законом Мурманской области от 24 июня 2013 года № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», на основании п.п. 1-3, 5, 7 ст. 5 которого в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику. Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ. Внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы.

Постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 года № 626-ПП во исполнение требований ЖК РФ, Законов Мурманской области от 24 июня 2013 года № 1629-01-ЗМО «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», от 24 июня 2013 года № 1630-01-ЗМО «О специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», от 24 июня 2013 года № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержден, среди прочего, Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее – Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта), которым регламентируется процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для целей актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы (п.п. 1, 3.1).

Исходя из п. 4 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта для установления такой необходимости (ее отсутствия) исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сфере, функции по контролю (надзору) в сфере строительства, за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг, создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта, действующая на постоянной основе.

К работе комиссии привлекаются представители регионального оператора, общественных организаций, органов местного самоуправления, на территории которых расположен многоквартирный дом, являющийся предметом рассмотрения комиссии, органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищных отношений, за исключением функций по установлению нормативов в целях определения объемов потребления коммунальных услуг и ресурсов, расчету региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета жилищных субсидий, а также осуществляющего функции по контролю (надзору) в жилищной сфере и сфере строительства и по оказанию государственных услуг.

Перечисленными в п. 5 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта основаниями для рассмотрения комиссией такого вопроса являются обращения:

1) органа местного самоуправления, исполнительного органа;

2) регионального оператора;

3) лица, осуществляющего управление или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии приложенных к заявлению документов, содержащих информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение;

4) собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается соответствующим протоколом решения общего собрания собственников помещений, в обязательном порядке содержащем решения по следующим вопросам:

- определение уполномоченного лица на обращение в комиссию;

- определение перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в многоквартирном доме и желаемого срока их производства.

Из п. 8 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта следует, что в случае поступления в комиссию обращения об актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области, региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу;

- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу.

Как предусмотрено п. 9 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта решения о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план принимаются комиссией с учетом положений ч.ч. 7, 7.1 ст. 168 ЖК РФ, в региональную программу – с учетом Методики формирования региональной программы.

Основаниями для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора, могут являться:

а) непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт в случаях, установленных ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ;

б) размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов;

в) отказ собственников помещений в многоквартирном доме в принятии предложения регионального оператора о привлечении кредита, займа для проведения капитального ремонта в более ранний срок или с большим перечнем услуг и (или) работ, чем предусмотрено региональной программой;

г) нарушение принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ;

д) несоответствие и (или) отсутствие необходимых документов согласно нормативно-правовому акту уполномоченного органа.

Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16 декабря 2021 года № 659 утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее – Положение), целями создания которой является установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных п.п. 8-15 Порядка (п. 2.1).

В силу п. 2.2 Положения задачами комиссии являются:

- рассмотрение обращений заявителей, указанных в п. 5 Порядка;

- принятие мотивированного решения о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;

- ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, а также другие действия в соответствии с указанным Положением и Порядком.

Комиссия принимает решение о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п. 2.3 Положения).

Пунктом 4.2.2 Положения установлено, что заявление в комиссию подается, в том числе, в случае переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП, срока проведения капитального ремонта (срока оказания отдельных видов услуг и (или) выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок).

Пунктом 2.2.27 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 28 ноября 2019 года № 529-ПП, на Министерство строительства Мурманской области возложено осуществление формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирование сводного краткосрочного плана ее реализации.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 191 ЖК РФ, финансирование закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 167 настоящего Кодекса, а также услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Мурманской области от 23 июня 2021 года № 391-ПП утвержден Порядок предоставления субсидии НКО «ФКР МО» (далее – Порядок предоставления субсидии), пунктом 1.1.6, продпунктом «г» п. 2.1 которого определяется порядок финансирования проведения капитального ремонта элементов многоквартирных домов, прошедших отбор в соответствии с Порядком проведения отбора многоквартирных домов для проведения капитального ремонта согласно приложению № 4.

На основании п. 1.4 Порядка предоставления субсидии последняя предоставляется в соответствии с п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 191 ЖК РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю как получателю бюджетных средств, на цели, указанные в п. 1.3 настоящего Порядка (обеспечение своевременной реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП).

Согласно п. 2.12 Порядка предоставления субсидии результатом ее предоставления является обеспечение организации и проведения предусмотренных соглашением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области.

В Приложении № 4 к Порядку предоставления субсидии изложен порядок проведения отбора многоквартирных домов для проведения капитального ремонта (в редакции, действующей на период рассматриваемых отношений):

Отбор многоквартирных домов для проведения капитального ремонта осуществляется главным распорядителем на основании заявок, поданных от управляющих организаций, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ (п. 1).

Многоквартирные дома, в которых будет проведен капитальный ремонт элементов согласно заявке, определяются при помощи отбора среди всех заявителей на основе рейтинга многоквартирных домов, в отношении которого подается заявка, - числовой характеристики, отображающей положение каждого многоквартирного дома в общей шкале (п. 5).

При составлении рейтинга используется балльная система. Итоговый балл, присваиваемый каждому многоквартирному дому в Рейтинге, вычисляется путем математического сложения баллов по каждому из критериев, указанных в приложении № 2 к Порядку проведения отбора (п. 6).

В случае равенства итоговых баллов предпочтение отдается дому с более ранней датой постройки (п. 6.1).

Многоквартирные дома с одинаковым годом постройки, итоговые баллы которых совпадают, выстраиваются в порядке в соответствии с датой подачи заявки (п. 6.1).

В случае равенства всех перечисленных условий предпочтения отдаются многоквартирным домам, у которых выше процент собираемости взносов на капитальный ремонт за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявки (п. 6.3).

Финансирование распределяется между лидерами рейтинга от начала списка к концу. Количество заявителей, получивших финансирование, ограничивается пределами предоставляемых ассигнований, указанных в приказе главного распорядителя (п. 9).

В течение пяти календарных дней после даты окончания приема заявок главный распорядитель, исходя из итоговых баллов рейтинга, формирует список многоквартирных домов, в которых будет проведен капитальный ремонт элементов многоквартирных домов согласно заявке, и направляет подавшим заявку организациям соответствующие письменные уведомления (п. 12).

Список многоквартирных домов в течение 10 дней после формирования направляется главным распорядителем получателю субсидии.

На основании данного списка вносятся соответствующие изменения в муниципальные краткосрочные планы (п. 13).

Материалами дела подтверждено и участниками процесса не оспаривалось, что управление многоквартирным домом адрес*** осуществляется ТСЖ «Тягунова-8».

Истцы Воложилова Л.П. и Шуваева И.А. являются собственниками жилых помещений указанного дома (квартир и соответственно).

ООО «ДЮГиС» по заказу ТСЖ «Тягунова-8» в *** году подготовлен отчет к энергетическому паспорту от *** по результатам энергетического обследования дома истцов, выявившего недостаточное сопротивление теплопередаче наружных несущих панелей и тепловые потери через межпанельные швы. Отчетом в целях экономии потребления тепловой энергии на отопление рекомендовано утепление фасада здания.

ТСЖ «Тягунова-8» обращалось в Министерство строительства Мурманской области с заявкой на участие в отборе многоквартирных домов для проведения капитального ремонта в рамках Порядка предоставления субсидии.

Письмом от *** Министерство строительства Мурманской области сообщило о том, что дом включен в рейтинг многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, однако в связи с ограниченным лимитом предоставляемых ассигнований после ранжирования по баллам рейтинга, дом не включен в список многоквартирных домов, в которых будет проведен капитальный ремонт согласно поданным заявкам.

Письмом *** Министерство строительства Мурманской области на заявление председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложиновой Л.П. об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном адрес***, направленное в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, уведомило о его рассмотрении в порядке п. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта без заседания упомянутой комиссии и отказе в переносе срока выполнения капитального ремонта фасада дома на более ранний период в связи с отсутствием средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в границах муниципального образования адрес*** на период *** годы.

В *** году ИП ФИО1 по заказу администрации МО городское поселение Мурмаши дано заключение экспертизы по обследованию конструкций многоквартирного жилого адрес***, в котором эксперт пришел к выводу о физическом износе утепления фасада жилого дома равном 42% и рекомендовал провести утепление фасада.

*** на общем собрании собственников помещений данного дома, составляющих 73,2% от общего количества голосов, 100% проголосовавших приняты решения: о необходимости проведения капитального ремонта фасада (с утеплением) здания за счет средств регионального оператора НКО «ФКР МО»; о переносе срока, предусмотренного программой капитального ремонта, на более ранний срок – *** годы; о лице, уполномоченном на обращение в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта – председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложиновой Л.П., о чем составлен протокол .

Между тем, письмами от *** и от *** Министерство строительства Мурманской области вновь известило председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложинову Л.П. о принятом в порядке ст. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта без заседания комиссии решения об отказе во внесении капитального ремонта дома в краткосрочный план реализации региональной программы на территории муниципального образования Мурмаши Кольского района на период *** годы, приведя мотивировку о распределении в полном объеме средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в части средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в период *** годы в границах муниципального образования Мурмаши Кольского района.

При этом подателю разъяснялось о том, что тот вправе повторно направить на рассмотрение комиссией заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома.

Как отражено в п. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта, при несоблюдении требований, указанных в пп. «г», пп. «д» п. 9 указанного Порядка, а также при направлении документов, предусмотренных п.п. 4, 7 ст. 168 ЖК РФ, уполномоченный орган вправе без проведения заседания комиссии рассмотреть направленный пакет документов путем направления ответа заявителям, содержащего разъяснения о порядке и основаниях для повторного обращения.

В частности в пп. «г» п. 9 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта нарушение принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ, включено в качестве основания для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного на счете регионального оператора.

Как упоминалось ранее, принципами формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ, являются:

1) использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 настоящего Кодекса;

2) необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализация в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и др. Следовательно, в силу закона, защите подлежит лишь реально существующее в настоящее время право, которое должно быть связано с виновными действиями ответчика. Защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.

Между тем, представленные документы свидетельствуют о том, что в данном случае установленная региональным законодательством процедура рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок соблюдена не была.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также факт отсутствия в материалах дела доказательств нарушения прав истов со стороны как Министерства строительства Мурманской области, наделенного полномочиями по актуализации региональной программы (краткосрочных планов) капитального ремонта, так и Администрации МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО», являющихся всего лишь исполнителями данной программы, то есть не обладающими указанными полномочиями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

С учетом приведенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Воложиновой Л.П., Шуваевой И.А. к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности принять меры к актуализации региональной программы (краткосрочного плана) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для выполнения в более ранние сроки капитального ремонта многоквартирного жилого дома адрес*** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

***

***

Судья Н.В. Лимонова

***

2-494/2024

***

***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2024 года

город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Лимоновой Н.В.,

при секретаре Андроповой О.А.,

с участием:

истца Воложиловой Л.П. и ее представителя Письмака А.А.,

представителя ответчика Администрации МО городское поселение Мурмаши – Злобиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воложиновой Л.П., Шуваевой И.А. к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Собственники жилых помещений многоквартирного дома адрес*** Воложилова Л.П. (квартира ) и Шуваева И.А. (квартира ), управление которым осуществляется ТСЖ «Тягунова-8», обратились в суд с вышеобозначенным иском к Администрации МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО», указав в обоснование, что функции межпанельных плит и перекрытий вышеуказанного здания, *** года постройки, утрачены, что приводит к громадным теплопотерям. Постановлением Администрации МО городское поселение Мурмаши от 1 апреля 2022 года № 137 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества на *** годы, в который капитальный ремонт фасада дома истцов не вошел в связи с тем, что региональной программой установлены иные сроки данных работ (*** годы). На основании общего собрания собственников помещений дома ТСЖ «Тягунова» трижды обращалось в Министерство строительства Мурманской области за переносом срока капитального ремонта на *** годы, однако получило отказ, мотивированный отсутствием денежных средств.

В этой связи просили возложить на Администрацию МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО» с момента вступления в законную силу обязанности: включить многоквартирный дом адрес*** в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества на *** годы в части выполнения работ по ремонту фасада с утеплением; обеспечить в срок до *** выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома адрес*** с утеплением.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Мурманской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – ТСЖ «Тягунова-8», Правительство Мурманской области.

Протокольным определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области.

В судебном заседании истцом Воложиновой Л.П. (она же законный представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Тягунова-8») и ее представителем Письмаком А.А. требования были уточнены. Отразив, что ответчики как отдельно, так и комиссионно вправе и уполномочены принимать необходимые меры по формированию региональной программы путем актуализации (внесения изменений в краткосрочный план капитального ремонта жилых домов), а также обязаны осуществлять мониторинг технического состояния жилого фонда в части достижения основных целей программы производства капитального ремонта на подведомственной территории, просили обязать ответчиков принять меры к актуализации региональной программы (краткосрочного плана) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для выполнения в более ранние сроки капитального ремонта многоквартирного жилого дома адрес***. Настаивали на удовлетворении уточненных требований.

Истец Шуваева И.А. в судебное заседание, будучи извещенной надлежащим образом о его времени и месте, не явилась.

Представитель ответчика – администрации МО городское поселение Мурмаши Злобина Ю.Н. в судебном заседании пояснила, что в случае удовлетворения уточенных исковых требований и возложения обязанности на администрацию, последняя внесет изменения в краткосрочный план, и направит на согласование в Министерство строительства Мурманской области

Представители ответчиков: НКО «ФКР МО», Министерства строительства Мурманской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Мурманской области, Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, надлежаще уведомленные о судебном разбирательстве, в суд не прибыли, представителем НКО «ФКР МО» представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании *** и в представленном письменном отзыве представитель ответчика – НКО «ФКР МО» Железняк Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований, отметив, что Фонд является исполнителем краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта и не обладает полномочиями по внесению в них каких-либо изменений, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Кроме того, по его мнению, истцами не соблюден порядок обращения в комиссию по вопросу переносов срока капитального ремонта, и теми выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, так как фактически оспаривается нормативный правовой акт постановления Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП. Также, в отсутствие финансовой возможности не имеется правовых оснований для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки. Одновременно полагал, что право на предъявление истцами иска от имени других собственников помещений не доказано.

Представителем ответчика – Министерства строительства Мурманской области, исполняющим обязанности министра Грачиковым А.Н., представлены возражения относительно заявленных требований, содержащие суждения о законности и обоснованности постановления Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП, утвердившего краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, и отсутствии оснований для его изменения. Обратил внимание, что изменения в региональную программу утверждаются не Министерством строительства Мурманской области, а Правительством Мурманской области. Также, в отсутствие финансовой возможности не имеется правовых оснований для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки. Одновременно полагал, что право на предъявление истцами иска от имени других собственников помещений не доказано.

Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Шатовой Т.М. представлено суду письменное мнение о том, что рассмотрение вопроса об актуализации региональной программы и краткосрочных планов ее реализации находится в компетенции комиссии, порядок деятельности которой определен Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16 декабря 2021 года № 659.

Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил рассмотреть дело при имеющейся явке, и, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к нижеследующему.

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентирована разд. IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Так, подпунктом 5 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включен ремонт фасада.

При этом услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в ч. 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (п.п. 1.1, 2 указанной статьи).

Исходя из п. 2ч. 1 ст. 154 ЖК РФкапитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В ч.ч. 3, 4 ст. 166 ЖК РФ, указано, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми среди прочего устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (п. 3).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п. 5).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (п. 7).

Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов (п. 7.1):

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 настоящего Кодекса;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП, исполнителями которой являются НКО «ФКР МО»; органы местного самоуправления Мурманской области; владельцы специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; лица, осуществляющие управление многоквартирными домами или оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; подрядные организации, выбранные на конкурсной основе; предельным периодом проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома адрес*** по услуге «утепление и (или) ремонт фасада» значатся *** годы.

Порядок подготовки и утверждения региональной программы, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов регулируются Законом Мурманской области от 24 июня 2013 года № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», на основании п.п. 1-3, 5, 7 ст. 5 которого в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Формирование краткосрочного плана реализации региональной программы осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику. Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов, установленных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ. Внесение изменений в утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 года № 526-ПП утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы.

Постановлением Правительства Мурманской области от 10 сентября 2020 года № 626-ПП во исполнение требований ЖК РФ, Законов Мурманской области от 24 июня 2013 года № 1629-01-ЗМО «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», от 24 июня 2013 года № 1630-01-ЗМО «О специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», от 24 июня 2013 года № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области», в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, утвержден, среди прочего, Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее – Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта), которым регламентируется процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для целей актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы (п.п. 1, 3.1).

Исходя из п. 4 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта для установления такой необходимости (ее отсутствия) исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сфере, функции по контролю (надзору) в сфере строительства, за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг, создается комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта, действующая на постоянной основе.

К работе комиссии привлекаются представители регионального оператора, общественных организаций, органов местного самоуправления, на территории которых расположен многоквартирный дом, являющийся предметом рассмотрения комиссии, органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищных отношений, за исключением функций по установлению нормативов в целях определения объемов потребления коммунальных услуг и ресурсов, расчету региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета жилищных субсидий, а также осуществляющего функции по контролю (надзору) в жилищной сфере и сфере строительства и по оказанию государственных услуг.

Перечисленными в п. 5 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта основаниями для рассмотрения комиссией такого вопроса являются обращения:

1) органа местного самоуправления, исполнительного органа;

2) регионального оператора;

3) лица, осуществляющего управление или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии приложенных к заявлению документов, содержащих информацию о техническом состоянии элементов общего имущества, в отношении которых подано обращение;

4) собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается соответствующим протоколом решения общего собрания собственников помещений, в обязательном порядке содержащем решения по следующим вопросам:

- определение уполномоченного лица на обращение в комиссию;

- определение перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту элементов общего имущества в многоквартирном доме и желаемого срока их производства.

Из п. 8 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта следует, что в случае поступления в комиссию обращения об актуализации краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области, региональной программы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу;

- об отказе во внесении изменений в муниципальный краткосрочный план и (или) региональную программу.

Как предусмотрено п. 9 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта решения о внесении изменений в муниципальный краткосрочный план принимаются комиссией с учетом положений ч.ч. 7, 7.1 ст. 168 ЖК РФ, в региональную программу – с учетом Методики формирования региональной программы.

Основаниями для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора, могут являться:

а) непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт в случаях, установленных ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ;

б) размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов;

в) отказ собственников помещений в многоквартирном доме в принятии предложения регионального оператора о привлечении кредита, займа для проведения капитального ремонта в более ранний срок или с большим перечнем услуг и (или) работ, чем предусмотрено региональной программой;

г) нарушение принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ;

д) несоответствие и (или) отсутствие необходимых документов согласно нормативно-правовому акту уполномоченного органа.

Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16 декабря 2021 года № 659 утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее – Положение), целями создания которой является установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных п.п. 8-15 Порядка (п. 2.1).

В силу п. 2.2 Положения задачами комиссии являются:

- рассмотрение обращений заявителей, указанных в п. 5 Порядка;

- принятие мотивированного решения о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;

- ведение и оформление необходимых протоколов по всем процедурам, проводимым в ходе установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, а также другие действия в соответствии с указанным Положением и Порядком.

Комиссия принимает решение о необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п. 2.3 Положения).

Пунктом 4.2.2 Положения установлено, что заявление в комиссию подается, в том числе, в случае переноса установленного региональной программой проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП, срока проведения капитального ремонта (срока оказания отдельных видов услуг и (или) выполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту) на более ранний период (срок).

Пунктом 2.2.27 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 28 ноября 2019 года № 529-ПП, на Министерство строительства Мурманской области возложено осуществление формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирование сводного краткосрочного плана ее реализации.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 191 ЖК РФ, финансирование закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 167 настоящего Кодекса, а также услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Мурманской области от 23 июня 2021 года № 391-ПП утвержден Порядок предоставления субсидии НКО «ФКР МО» (далее – Порядок предоставления субсидии), пунктом 1.1.6, продпунктом «г» п. 2.1 которого определяется порядок финансирования проведения капитального ремонта элементов многоквартирных домов, прошедших отбор в соответствии с Порядком проведения отбора многоквартирных домов для проведения капитального ремонта согласно приложению № 4.

На основании п. 1.4 Порядка предоставления субсидии последняя предоставляется в соответствии с п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 191 ЖК РФ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю как получателю бюджетных средств, на цели, указанные в п. 1.3 настоящего Порядка (обеспечение своевременной реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на *** годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31 марта 2014 года № 168-ПП).

Согласно п. 2.12 Порядка предоставления субсидии результатом ее предоставления является обеспечение организации и проведения предусмотренных соглашением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Мурманской области.

В Приложении № 4 к Порядку предоставления субсидии изложен порядок проведения отбора многоквартирных домов для проведения капитального ремонта (в редакции, действующей на период рассматриваемых отношений):

Отбор многоквартирных домов для проведения капитального ремонта осуществляется главным распорядителем на основании заявок, поданных от управляющих организаций, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ (п. 1).

Многоквартирные дома, в которых будет проведен капитальный ремонт элементов согласно заявке, определяются при помощи отбора среди всех заявителей на основе рейтинга многоквартирных домов, в отношении которого подается заявка, - числовой характеристики, отображающей положение каждого многоквартирного дома в общей шкале (п. 5).

При составлении рейтинга используется балльная система. Итоговый балл, присваиваемый каждому многоквартирному дому в Рейтинге, вычисляется путем математического сложения баллов по каждому из критериев, указанных в приложении № 2 к Порядку проведения отбора (п. 6).

В случае равенства итоговых баллов предпочтение отдается дому с более ранней датой постройки (п. 6.1).

Многоквартирные дома с одинаковым годом постройки, итоговые баллы которых совпадают, выстраиваются в порядке в соответствии с датой подачи заявки (п. 6.1).

В случае равенства всех перечисленных условий предпочтения отдаются многоквартирным домам, у которых выше процент собираемости взносов на капитальный ремонт за 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявки (п. 6.3).

Финансирование распределяется между лидерами рейтинга от начала списка к концу. Количество заявителей, получивших финансирование, ограничивается пределами предоставляемых ассигнований, указанных в приказе главного распорядителя (п. 9).

В течение пяти календарных дней после даты окончания приема заявок главный распорядитель, исходя из итоговых баллов рейтинга, формирует список многоквартирных домов, в которых будет проведен капитальный ремонт элементов многоквартирных домов согласно заявке, и направляет подавшим заявку организациям соответствующие письменные уведомления (п. 12).

Список многоквартирных домов в течение 10 дней после формирования направляется главным распорядителем получателю субсидии.

На основании данного списка вносятся соответствующие изменения в муниципальные краткосрочные планы (п. 13).

Материалами дела подтверждено и участниками процесса не оспаривалось, что управление многоквартирным домом адрес*** осуществляется ТСЖ «Тягунова-8».

Истцы Воложилова Л.П. и Шуваева И.А. являются собственниками жилых помещений указанного дома (квартир и соответственно).

ООО «ДЮГиС» по заказу ТСЖ «Тягунова-8» в *** году подготовлен отчет к энергетическому паспорту от *** по результатам энергетического обследования дома истцов, выявившего недостаточное сопротивление теплопередаче наружных несущих панелей и тепловые потери через межпанельные швы. Отчетом в целях экономии потребления тепловой энергии на отопление рекомендовано утепление фасада здания.

ТСЖ «Тягунова-8» обращалось в Министерство строительства Мурманской области с заявкой на участие в отборе многоквартирных домов для проведения капитального ремонта в рамках Порядка предоставления субсидии.

Письмом от *** Министерство строительства Мурманской области сообщило о том, что дом включен в рейтинг многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, однако в связи с ограниченным лимитом предоставляемых ассигнований после ранжирования по баллам рейтинга, дом не включен в список многоквартирных домов, в которых будет проведен капитальный ремонт согласно поданным заявкам.

Письмом *** Министерство строительства Мурманской области на заявление председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложиновой Л.П. об установлении необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном адрес***, направленное в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, уведомило о его рассмотрении в порядке п. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта без заседания упомянутой комиссии и отказе в переносе срока выполнения капитального ремонта фасада дома на более ранний период в связи с отсутствием средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в границах муниципального образования адрес*** на период *** годы.

В *** году ИП ФИО1 по заказу администрации МО городское поселение Мурмаши дано заключение экспертизы по обследованию конструкций многоквартирного жилого адрес***, в котором эксперт пришел к выводу о физическом износе утепления фасада жилого дома равном 42% и рекомендовал провести утепление фасада.

*** на общем собрании собственников помещений данного дома, составляющих 73,2% от общего количества голосов, 100% проголосовавших приняты решения: о необходимости проведения капитального ремонта фасада (с утеплением) здания за счет средств регионального оператора НКО «ФКР МО»; о переносе срока, предусмотренного программой капитального ремонта, на более ранний срок – *** годы; о лице, уполномоченном на обращение в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта – председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложиновой Л.П., о чем составлен протокол .

Между тем, письмами от *** и от *** Министерство строительства Мурманской области вновь известило председателя ТСЖ «Тягунова-8» Воложинову Л.П. о принятом в порядке ст. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта без заседания комиссии решения об отказе во внесении капитального ремонта дома в краткосрочный план реализации региональной программы на территории муниципального образования Мурмаши Кольского района на период *** годы, приведя мотивировку о распределении в полном объеме средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в части средств фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в период *** годы в границах муниципального образования Мурмаши Кольского района.

При этом подателю разъяснялось о том, что тот вправе повторно направить на рассмотрение комиссией заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома.

Как отражено в п. 21 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта, при несоблюдении требований, указанных в пп. «г», пп. «д» п. 9 указанного Порядка, а также при направлении документов, предусмотренных п.п. 4, 7 ст. 168 ЖК РФ, уполномоченный орган вправе без проведения заседания комиссии рассмотреть направленный пакет документов путем направления ответа заявителям, содержащего разъяснения о порядке и основаниях для повторного обращения.

В частности в пп. «г» п. 9 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта нарушение принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ, включено в качестве основания для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного на счете регионального оператора.

Как упоминалось ранее, принципами формирования краткосрочных планов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ, являются:

1) использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 настоящего Кодекса;

2) необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализация в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и др. Следовательно, в силу закона, защите подлежит лишь реально существующее в настоящее время право, которое должно быть связано с виновными действиями ответчика. Защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.

Между тем, представленные документы свидетельствуют о том, что в данном случае установленная региональным законодательством процедура рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок соблюдена не была.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также факт отсутствия в материалах дела доказательств нарушения прав истов со стороны как Министерства строительства Мурманской области, наделенного полномочиями по актуализации региональной программы (краткосрочных планов) капитального ремонта, так и Администрации МО городское поселение Мурмаши, НКР «ФКР МО», являющихся всего лишь исполнителями данной программы, то есть не обладающими указанными полномочиями, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

С учетом приведенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Воложиновой Л.П., Шуваевой И.А. к Администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности принять меры к актуализации региональной программы (краткосрочного плана) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, для выполнения в более ранние сроки капитального ремонта многоквартирного жилого дома адрес*** – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

***

***

Судья Н.В. Лимонова

2-494/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воложинова Людмила Павловна
Шуваева Ирина Александровна
Ответчики
Министерство строительства Мурманской области
Администрация муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
Другие
ТСЖ "Тягунова-8"
Письмак Александр Александрович
МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Правительство Мурманской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Лимонова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kola.mrm.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2024Передача материалов судье
19.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее