Решение по делу № 2-1318/2019 от 22.05.2019

                        Рљ делу в„– РіРѕРґР°

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 РіРѕРґР°              Р°. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё                      Одинцова Р’.Р’.

РїСЂРё секретаре                                  ФИО6

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании договора купли-продажи недействительным,

                     РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ И Р›:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома площадью 116,2 кв.м., с пристройкой, гаражом, котельной, сараем, хозяйственным блоком, сооружениями, и земельного участка площадью 1760 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>; применении последствий недействительности сделки.

В обоснование иска указал, что между ним и ответчиком 6.09.2005г. году был заключен договор купли-продажи жилого дома площадью 116,2 кв.м., с пристройкой, гаражом, котельной, сараем, хозяйственным блоком, сооружениями, и земельного участка площадью 1760 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>.

Собственником данного недвижимого имущества РЅР° момент заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° являлся истец, РЅР° основании справки в„– РёР· похозяйственной РєРЅРёРіРёв„–, лицевой счёт в„– выдан главой администрации Старобжегокай- СЃРєРѕРіРѕ сельского РѕРєСЂСѓРіР° 28.06.2005Рі., Рё выписки в„– РёР· Единого Гос. реестра выдана 02.09.2005Рі. отделом ТИ РїРѕ ФИО4 <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация».    

Намерений продавать своё имущество он не имел. Вышеуказанный договор между ним и его сыном -ФИО2 был заключен формально, в действительности он своему сыну дарил домовладение и прилегающий земельный участок. Каких-либо расчётов, денежного или иного характера, между ними не производилось и не планировалось, кроме того семья испытывала определённые финансовые затруднения.

На момент совершения данной сделки он серьёзно заболел и хотел обезопасить себя и быть уверенным в спокойном будущем своей семьи, и по сей день ведет малоподвижный образ жизни, и нуждается в постоянном и постороннем уходе.

Переход права собственности ответчику подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 10.10.2005г. серия 01-АА № и свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом от 10.10.2005г. серия 01-АА №.

В силу норм действующего законодательства, течение срока исковой давности по начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, о несоответствии его желания совершения сделки, в виде договора дарения, и фактически заключенной, в виде договора купли-продажи он узнал совсем недавно, и будучи в здравом уме желает исправления этого несоответствия.

Заключение данной сделки лишает его права собственности на вышеуказанное жилое помещение, и возможности в последующем распорядиться своим имуществом по своему усмотрению.

Представитель истца по доверенности ФИО7 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица ФИО13 по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, а также применить срок исковой давности.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Пункт 1 статьи 421 ГК РФ предусматривает, что граждане свободны в заключении договора.

В судебном заседании установлено, что 06.09.2005г. между истцом ФИО1 и ответчиком ФИО2 был заключен договор купли-продажи жилого дома площадью 116,2 кв.м., с пристройкой, гаражом, котельной, сараем, хозяйственным блоком, сооружениями, и земельного участка площадью 1760 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>.

Собственником данного недвижимого имущества РЅР° момент заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° являлся истец, РЅР° основании справки в„– РёР· похозяйственной РєРЅРёРіРёв„–, лицевой счёт в„– выдан главой администрации Старобжегокай- СЃРєРѕРіРѕ сельского РѕРєСЂСѓРіР° 28.06.2005Рі., Рё выписки в„– РёР· Единого Гос. реестра выдана 02.09.2005Рі. отделом ТИ РїРѕ ФИО4 <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация».    

Истец ФИО1 обратился в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи от 06.09.2005г., по тому основанию, что не осознавал последствий заключения договора, сделка купли-продажи была заключена притворно, без передачи денежных средств.

Доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, являются несостоятельными и не подтверждаются материалами дела.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ, притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Как видно из материалов дела, сделка купли-продажи была совершена в письменной форме, удостоверена ФИО4 ФИО9 В силу своих должностных обязанностей, ФИО4 при заверении сделки купли-продажи исследует дееспособность сторон, их добровольное волеизъявление, что в данном случае ФИО4 установлено, что и позволило сторонам заключить сделку купли-продажи.

Согласно п. 3 Договора, расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора и соглашения о передаче жилого дома и земельного участка. Стороны не вправе ссылаться на расписки и иные документы, устанавливающие иную стоимость, чем указано в настоящем договоре.

В силу п. 4 Договора ФИО4 разъяснил сторонам, что соглашение о цене является существенным условием настоящего договора и в случае его сокрытия им подлинной цены жилого дома и земельного участка, и истинных намерений, они самостоятельно несут риск признания сделки недействительной, а также риск наступления отрицательных последствий.

Кроме того, как следует из смысла п. 5 Договора ФИО4 разъяснила сторонам нормы ст. 256 ГК РФ (Общая собственность супругов) и ст. 35 СК РФ. Исходя из указанных норм закона, супруга продавца гр. ФИО10 и супруга покупателя ФИО13 предоставили согласие на продажу и покупку спорных жилого дома и земельного участка уд. ФИО9 ФИО4 НО РА ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день заключения договора купли-продажи.

Таким образом, стороны при заключении оспариваемой сделки, исходили из факта заключении именно договора купли-продажи, о чем также было известно их супругам, соответственно если бы воля истца была направлена на совершение другой по природе своей сделки, то и согласие подписано не было бы.

Кроме того, в п. 7 Договора указано, что истец и ответчик подтвердили в присутствии ФИО4, что они в дееспособности не ограничены, под опекой, попечительством, а также патронажем не состоят; по состоянию здоровья могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть подписываемого договора и обязательств его заключения, что у них отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершать данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.

Согласно п. 17 Договора сторонам разъяснены нормы статей ГК РФ, СК РФ, правовые последствия заключаемого договора. Стороны подтвердили свою дееспособность.

Из пункта 20 Договора следует, что текст договора прочитан ФИО4 вслух. Смысл и значение настоящего договора разъяснены и соответствуют намерениям сторон.

Таким образом, исходя их анализа текста договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, установленных в судебном заседании обстоятельств, следует, что истец, заключая оспариваемый договор, заключил его, зная о том каков его действительный смысл.

В судебном заседании по ходатайству представителя истца ФИО7, допрошены свидетели ФИО14. С.К., ФИО10

Свидетель ФИО11 пояснила, что является дочерью истца. При заключении спорного договора купли-продажи она не присутствовала, однако со слов отца ей известно, что ФИО4 рассказала ему, какие виды сделок бывают, и что его заинтересовало на тот момент, что государство может вернуть какой-то процент за эту сделку. И в этот момент он думал не о своём благополучии, а о благополучии сына. Именно поэтому был заключён договор купли-продажи.

Свидетель ФИО10 пояснила суду, что является супругой истца. Согласие на заключение договора купли-продажи она подписывала собственноручно. Это было решение ее супруга ФИО1. Ее супруг понимал какой договор он подписывает, но о последствиях он не думал. Он не думал, что сын с невесткой разведутся и имущество придется делить. Они с ним жили дружно, серьезно с ним не ссорились и не расходились. Он этой ситуации никогда не встречал, поэтому думал, что и у них тоже будет всё хорошо.

Показания вышеуказанных свидетелей получили надлежащую оценку при рассмотрении дела, при этом их содержание не опровергает установленных по делу обстоятельств. По существу, из показаний свидетелей не следует, что сделка купли-продажи является недействительной.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (в том числе ст. 56 ГПК РФ), доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недействительности сделки купли-продажи. Совершенная между сторонами сделка произведена в письменной форме, зарегистрирована в установленном законом порядке, сделка удостоверена ФИО4. Как видно из договора купли-продажи, соблюдены все условия для такого вида сделок.

Доводы истца, его представителя том, что ответчик не оплачивает соответствующие платежи по оплате жилья и коммунальных услуг не свидетельствуют о недействительности договора купли-продажи и не подтверждают обоснованность заявленных требований. Заинтересованные лица вправе при представлении соответствующих доказательств, подтверждающих внесение платежей по оплате жилья и коммунальных услуг, предъявить соответствующие требования о взыскании неосновательного обогащения. Оплата коммунальных услуг не свидетельствует о недействительности сделки.

Из изложенного следует, что истец, продав спорное имущество ответчику, реализовал свое право распорядиться этим имуществом, в связи, с чем оснований считать, что сделка купли-продажи является недействительной у суда не имеется.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, приведенных положений закона и ввиду доказательств обратного доводам истца, суд считает, что сделка купли-продажи спорного имущества не содержит признаков ничтожности, заключена в полном соответствии с волеизъявлением сторон на момент её заключения и действующим законодательством.

Представитель третьего лица ФИО13 по доверенности ФИО8 в судебном заседании заявила о пропуске срока исковой давности.

Из п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» следует, что поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.

Принимая во внимание, что решением ФИО4 суда РА от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО13 к ФИО2 о разделе совместно нажитого имущества удовлетворены, судом произведен раздел совместно нажитого имущества в виде жилого дома площадью 116,2 кв.м. и земельного участка площадью 1760 кв.м., по адресу: РА, <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>, в случае признания недействительным договора купли продажи ДД.ММ.ГГГГ спорного имущества, возможно предъявление ФИО2 к ФИО2 требований об исключении данного имущества из категории совместно нажитого, суд приходит к выводу, что в данном случае у третьего лица есть право заявить о пропуске срока исковой давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Из представленных суду материалов следует, что с момента подписания и регистрации Договора ДД.ММ.ГГГГ прошло 13 лет и 5 месяцев, соответственно срок исковой давности для обращения в суд о признании договора недействительным истек. Требования Истца предъявлены за пределами срока, установленного ст. 196 ГК РФ.

В силу пункта 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Таким образом, на протяжении тринадцати лет истец не заявлял каких-либо требований о нарушении своего права, соответственно был согласен с условиями заключенной сделки.

С учетом изложенного, суд считает законным в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФИО2 о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома площадью 116,2 кв.м., с пристройкой, гаражом, котельной, сараем, хозяйственным блоком, сооружениями, и земельного участка площадью 1760 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а. Старобжегокай, <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, применении последствий недействительности сделки отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

РЎСѓРґСЊСЏ ФИО4    

районного СЃСѓРґР° Р Рђ                         Р’.Р’. Одинцов

2-1318/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ХАДИПАШ К.Т.
Ответчики
Хадипаш А.К.
Другие
Хадипаш Д.Е.
Нотариус Тахтамукайского нотариального округа РА Совмиз М.Б.
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Одинцов В.В.
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2019Передача материалов судье
24.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019Подготовка дела (собеседование)
06.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
10.07.2019Подготовка дела (собеседование)
10.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2019Судебное заседание
23.07.2019Судебное заседание
23.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее