УИД 29RS0014-01-2023-004631-80
Строка 137г; госпошлина 0 руб.
Судья Жданова А.А. № 2-184/2024
Докладчик Белякова Е.С. | № 33-6471/2024 | 21 августа 2024 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Моисеенко Н.С., судей Беляковой Е.С., Радюка Е.В., при секретаре Бурковой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-184/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Архангельск» о понуждении создать маневренный жилищный фонд,
по апелляционному представлению заместителя прокурора города Архангельска на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Беляковой Е.С., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – администрация) о понуждении в срок до 1 июля 2024 года создать маневренный жилищный фонд для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обеспечить наличие в собственности администрации не менее четырех жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649.
В обоснование иска указано, что прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства выявлены нарушения, допущенные администрацией. Установлено, что администрацией жилые помещения маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающимися в них гражданам не предоставляются в связи с отсутствием в собственности администрации жилых помещений, соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. 19 мая 2023 года заместителем прокурора города Архангельска в адрес главы администрации внесено представление по данным фактам, в ответ на которое администрацией сообщено, что в настоящее время ответчиком прорабатывается вопрос по изысканию помещений для их дальнейшего переоборудования с учетом потребностей инвалидов. Однако нарушения до настоящего времени не устранены, что послужило причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель истца, представители третьих лиц в судебном заседании не участвовали, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Решением суда от 14 февраля 2024 года постановлено:
«в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) о понуждении создать маневренный жилищный фонд отказать».
С решением не согласился заместитель прокурора города Архангельска, в апелляционном представлении просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов представления указано, что на администрацию, как орган местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 14, статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, в том числе маневренного фонда. Обеспечение инвалидов жилыми помещениями должно осуществляться с учетом состояния их здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств, жилые помещения должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, иное противоречит требованиям статьи 17 Федерального закона на 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Администрацией не обеспечено наличие в муниципальной собственности ни одного жилого помещения маневренного фонда для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Фактически орган местного самоуправления, самостоятельно регламентируя свое право на предоставление такого жилья только при его наличии в муниципальной собственности, ограничил право данной категории граждан на предоставление специально оборудованного жилого помещения маневренного фонда. При принятии решения суд допустил существенные нарушения норм материального права, что в силу пункта 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения.
Прокурор ФИО в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционное представление поддержала по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Архангельск» ФИО просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями частей 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 330 указанного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что директору департамента городского хозяйства администрации и уполномоченному по правам человека в Архангельской области поступали обращения инвалидов ФИО, ФИО, ФИО, ФИО о предоставлении жилых помещений с учетом потребностей инвалидов.
В настоящее время ФИО и ФИО предоставлены помещения маневренного фонда, на исполнении в администрации также находится решение суда о предоставлении ФИО жилого помещения с учетом потребностей инвалида.
Прокуратурой города Архангельска в ходе проведения проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что администрацией жилые помещения маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающимся в них гражданам, не предоставляются в связи с отсутствием в собственности администрации жилых помещений, соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
19 мая 2023 года заместителем прокурора города Архангельска в адрес главы администрации внесено представление по данным фактам, в ответ на которое администрацией сообщено, что в настоящее время прорабатывается вопрос по изысканию помещений для их дальнейшего переоборудования с учетом потребностей инвалидов.
Ответчиком в материалы дела представлены экспертные заключения, подтверждающие экономическую нецелесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают инвалиды.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законодательно закрепленной обязанности по созданию маневренного жилищного фонда для инвалидов, в связи с чем отказал в удовлетворении требования прокурора о понуждении ответчика к осуществлению данных действий.
При этом суд исходил из того, что Порядком предоставления жилых помещений маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, утвержденным решением Архангельской городской Думы от 26 октября 2022 года № 591 (далее – Порядок), не закреплена обязанность органа местного самоуправления формировать маневренный жилищный фонд для инвалидов, а предусмотрено право при наличии жилых помещений маневренного фонда, соответствующих требованиям Порядка, предоставлять такие жилые помещения инвалидам по договорам найма жилых помещений маневренного фонда в порядке и на условиях, которые определяются органом местного самоуправления самостоятельно. Жилые помещения маневренного фонда, соответствующие требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, у ответчика в настоящее время отсутствуют, однако проводится работа по подбору жилых помещений муниципального жилищного фонда для дальнейшего переоборудования их в соответствии с требованиями Правил доступности для инвалидов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, установленных по делу фактических обстоятельствах и исследованных судом доказательствах.
Проверяя судебный акт в обжалуемой части в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18 и 19). Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным законом нормам (статья 40).
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям данного Федерального закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 года, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, приоритетной формой реализации жилищных прав инвалидов является предоставление им в установленном законом порядке жилых помещений при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем при определенных условиях им могут быть временно предоставлены жилые помещения маневренного фонда.
Так, на основании статьи 92, части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям специализированные жилые помещения, к которым, в частности, относятся жилые помещения маневренного фонда.
Такие жилые помещения, в силу статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Сторонами при рассмотрении настоящего гражданского дела не оспаривалось наличие у Администрации городского округа «Город Архангельск» маневренного фонда, при этом приведенное правовое регулирование, вопреки доводам апелляционного представления, не предусматривает создание маневренного фонда отдельно для категории граждан-инвалидов.
Дополнительные меры по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по реабилитации, образованию и профессиональному обучению, оказанию инвалидам социальной поддержки, а также формы взаимодействия органов государственной власти Архангельской области и общественных объединений инвалидов, установлены Законом Архангельской области от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области».
В статье 5 указанного закона закреплено, что для обеспечения инвалидов специально оборудованными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде может осуществляться строительство зданий индивидуальной планировки с комплексом социально-бытового обслуживания или реконструкция имеющихся жилых помещений.
При наличии жилых помещений маневренного фонда и жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в муниципальном специализированном жилищном фонде, которые соответствуют требованиям порядка обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области вправе предоставлять жилые помещения соответственно по договорам найма жилых помещений маневренного фонда и по договорам безвозмездного пользования инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующими применения кресел-колясок, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования Архангельской области, жилые помещения которых признаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, непригодными для проживания инвалида.
Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке, установленном решениями представительных органов муниципальных образований Архангельской области, и на условиях, которые установлены федеральным законодательством и соответственно договорами найма жилых помещений маневренного фонда и договорами безвозмездного пользования.
Решением Архангельской городской Думы от 26 октября 2022 года № 591 утвержден Порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – Порядок), согласно которому право на предоставление специально оборудованного жилого помещения маневренного фонда имеют инвалиды, соответствующие одновременно следующим условиям:
- постоянное проживание на территории городского округа «Город Архангельск»;
- установленная инвалидность по причине заболевания опорно-двигательного аппарата, требующая применения кресел-колясок;
- являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и проживающие в жилых помещениях на территории городского округа «Город Архангельск», которые признаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, непригодными для проживания инвалида.
Решение об обеспечении инвалида специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда принимается Администрацией городского округа «Город Архангельск» при наличии жилых помещений маневренного фонда в муниципальном специализированном жилищном фонде городского округа «Город Архангельск», соответствующих требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, требующих применения кресел-колясок, а также по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2 настоящего раздела, и проверки содержащихся в них сведений (пункт 4 Порядка).
Основанием к отказу в обеспечении инвалида специально оборудованным жилым помещением маневренного фонда является отсутствие в специализированном жилищном фонде городского округа «Город Архангельск» жилого помещения, соответствующего требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида (пункт 5 Порядка).
Настоящий нормативный правовой акт не оспорен, не действующим не признан.
Кроме того, обращаясь с иском в суд, прокурор, ссылаясь на Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, также просил обязать ответчика обеспечить наличие в собственности администрации не менее четырех жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (пункт 4 Правил).
В силу пункта 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) (пункт 12 Правил).
Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (пункт 18 Правил).
Таким образом, настоящие Правила регулируют процедуру решения вопроса о возможности переоборудования и изменения жилого помещения для инвалидов, в том числе общего имущества в многоквартирном доме, но не возлагают на орган местного самоуправления обязанности иметь в своей собственности специализированный жилищный фонд, соответствующий требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Кроме того, как указывалось выше, в силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, помимо жилых помещений маневренного фонда, относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, с учетом предмета и основания заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения искового заявления.
Приведенные в апелляционном представлении доводы не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося судебного решения. Приведенные доводы представления сводятся к повторению правовой позиции, которую занимал прокурор в судебном заседании, данная позиция являлась предметом исследования и оценки суда, эти доводы не указывают на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, а направлены на иную оценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, оснований для переоценки которых судебной коллегией не установлено.
В силу изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления по изложенным в нем доводам.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора города Архангельска – без удовлетворения.
Председательствующий | Н.С. Моисеенко |
Судьи | Е.С. Белякова |
Е.В. Радюк |