дело № 2-4423/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2020 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Л. В.Икаевой, при секретаре Д.А. Койстинен,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Короткова А.В. гражданское дело по иску Короткова Андрея Викторовича к акционерному обществу «Транснефть-Урал» о признании факта дискриминации, взыскании вознаграждения по итогам работы, компенсации морального вреда,
установил:
Коротков А.В., основывая требования на трудовых отношениях с ответчиком в должности инженера -электроника, обратился в суд с иском о признании факта дискриминации, взыскании вознаграждения по итогам работы за 2019 год в размере 95657 рублей 73 копейки, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. Требования основаны на нарушении работодателем ст. 22 Трудового кодекса РФ по условиям которой работникам должна быть обеспечена равная оплата за труд равной ценности. Однако по итогам работы 2019 года истец получил вознаграждения в размере 150342 рубля 27 копеек, а его коллеги инженеры –электроники ФИО5 и ФИО6- по 246000 рублей каждый. В данном факте усматривает дискриминацию и просит взыскать разницу в сумме вознаграждения в указанном размере ( л.д.4).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил основания иска указав на дискриминацию и нарушение локального нормативного акта ответчиком ( л.д.112-114).
В судебном заседании Коротков А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в иске. В качестве доказательств представил фотографии личных карточек, приказов о переводе в <адрес> ФИО5 и ФИО6, переписку в мессендежере WhаtsApp c указанными лицами из которых следует, что никаких поощрений ФИО5 и ФИО6 не имели, их КТУ не мог быть выше его, по его расчетам норма рабочего времени, которая должны быть отработана ФИО5 и ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ году, чтобы им было выплачено вознаграждение в размере 246000 рублей, значительно превышает нормативное количество рабочих часов.
Представитель ответчика ФИО8 возражала против удовлетворения требований истца. По существу иска пояснила суду, что работодатель самостоятельно принимает решение о вознаграждении, годовая премия не является гарантированной выплатой. Исходя из буквального толкования ежегодное поощрение не является составной частью заработной платы, эти выплаты носят стимулирующий характер. По усмотрению руководства коэффициент может быть увеличен или уменьшен. Довод о том, что в отношении истца идёт дискриминация, так же не обоснован, в соответствии с действующим законодательством премия не является обязательной и гарантированной, а лишь поощрительной выплатой. Считает, что материальный вред не подлежит удовлетворению, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.. Каждому сотруднику устанавливаются разные коэффициенты выплаты ежегодной премии, работодатель может, как увеличить, так и уменьшить коэффициент. По общему правилу всем сотрудникам присваивается коэффициент 1, работодатель может, как вычитать коэффициент, так и добавлять. Общий коэффициент вклада и коэффициент трудового участия составляет 1. Но у каждого работника коэффициент разный. Расчёт идёт в соответствии с нормами Положения. В локальных документах написано, что все премии выплачиваются на усмотрение руководства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Коротков А.В. ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в отдел автоматизации производственных процессов Восточного производственного отделения - филиал ОАО «Уралнефтепродукт» на должность <данные изъяты>. Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ Короткову гарантирована оплата труда согласно штатного расписания по 8 разряду оплаты труда, профессиональная квалификационная группа 5 и выплата районного коэффициента (п.8.1). Пунктом 8.2 предусмотрены выплаты и надбавки(доплаты) предусмотренные действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами Общества и Договором(л.д. 21-28).
Из материалов дела известно, что трудовой договор с Коротковым А.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работодателя по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников. В иске о признании увольнения незаконным, признании факта дискриминации, восстановлении на работе со взысканием заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда Короткову А.В. отказано решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. данные обстоятельства подтверждены сведениями из трудовой книжки истца и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13.10.2020( л.д.117-123,125).
По смыслу пунктов 2.1, 2.3. Положения о вознаграждении по итогам работы за год работников АО «Транснефть-Урал», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ коэффициент трудового участия является премией и рассчитывается на основании личного вклада конкретного работника и исходя из экономических показателей организации. При этом размер средств, направляемых на выплату годового вознаграждения работников Общества, определяется Компанией, исходя из размера консолидированной прибыли в целом по системе «Транснефть» пропорциональной фонду заработной платы в порядке, установленном Системой вознаграждении по итогам работы за год ОАО «АК Транснефть» и состоит из Фондов распределяемой части вознаграждения ( далее ФРВ) и Фонда Президента ОАО «АК «Транснефть». Размер годового вознаграждения руководителей и работников Общества определяется исходя из размера ФРВ, распределенного пропорционально тарифному фонду заработной платы (с учетом районного коэффициента) коэффициенту вклада и коэффициенту трудового участия (КТУ).
Согласно пояснениям представителя ответчика это не оспаривается истцом, КВ и КТУ Короткова А.В. при расчете оспариваемого вознаграждения принят за 1.
Ответчиком в отзыве приведен расчет годового вознаграждения истца согласно которому тарифный фонд за отработанное время (Oi) истца с учетом районного коэффициента составил 369811 рублей 11 копеек.
ФРВост - коэффициент распределяемой части, утвержденный ПАО «Транснефть» за 2019 год составил 0,467285.
Формула вознаграждения ФРВi= ФРВост хOi х КВi хКТУ
Размер вознаграждения ФРВi=172807,27 рубля (0,467285х369811, 11 руб.х1х1)
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, указных выше, зависят от усмотрения работодателя.
Истцом неоднократно и настоятельно проводились сравнения с размером годового вознаграждения, выплаченного его бывшим коллегам ФИО5 и ФИО6, в материалы деда представлен диск с фотографиями сведений из их личных карточек. Суд констатирует, что указанные работники имеют 5 категорию, что значительно выше категории истца, они согласились на переезд в другую местность в связи с сокращением штата. Сравнения с бывшими коллегами уволенными, как и истец по сокращению штата Коротковым А.В. не приводится.
В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий трудового договора, Положения о вознаграждении по итогам работы за год суд приходит к выводу о том, что начисление премий, в отношении размера которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, при этом, действиями работодателя, связанными с премированием истца, дискриминации последнего допущено не было.
Суд, разрешая заявленные требования в части взыскания вознаграждения по итогам работы за 2019 год, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании совокупности собранных по делу доказательств, применяя положения ст. ст. 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса РФ о выплатах, носящих стимулирующий характер, учитывает условия трудового договора сторон и Положения о вознаграждении по итогам работы за год которым предусмотрена выплата вознаграждения из Фондов распределяемой части вознаграждения ( далее ФРВ) и Фонда Президента ОАО «АК «Транснефть» и приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Короткова А.В. поскольку выплата вознаграждения по итогам года, по поводу которого возник спор не носит гарантированный характер.
Оснований для компенсации морального вреда не имеется, поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика, которые бы повлекли взыскание денежной компенсации по основаниям ст. 237 Трудового кодекса РФ.
Ссылки истца на установленную законом и трудовым договором обязанность работодателя выплачивать премиальные надбавки и вознаграждение по итогам работы за год в равном размере работником одной специальности, отсутствие со стороны истца нарушений трудовых обязанностей и дисциплинарных взысканий, влекущих выплату премиальной части надбавки и вознаграждения, отсутствие повышающих коэффициентов у ФИО6 и ФИО9 основаны на неверном толковании трудового законодательства, локальных актов ответчика и трудового договора сторон, поскольку выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих и премиальных сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовом договоре и в локальных нормативных актах работодателя, в том числе с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.
Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Короткову Андрею Викторовичу в иске к акционерному обществу «Транснефть-Урал» о признании факта дискриминации, взыскании вознаграждения по итогам работы за 2019 год в размере 95657 рублей 73 копейки, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий: