Дело №77-2394/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 5 июля 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.Г.,
судей Васейко С.И. и Варнаковой Н.Е.
при помощнике судьи Богдановой М.А., ведущей протокол судебного заседания,
с участием:
защитника Кудряшова Д.В. - адвоката Горюнова С.А., а также его законного представителя Соломина А.С.,
прокурора Змазневой О.Б.
рассмотрела в закрытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора <адрес> Чумака Д.Ю. на постановление Даниловского районного суда <адрес> от 26 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Васейко С.И. об обстоятельствах дела и доводах кассационного представления, выступления адвоката Горюнова С.А., законного представителя Соломина А.С. и прокурора Змазневой О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по постановлению Даниловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Кудряшов ФИО11, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, не судимый,
освобожден от уголовной ответственности за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ, с применением принудительной меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего типа.
Решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 9 ноября 2021 года.
В кассационном представлении и.о. прокурора <адрес> Чумак Д.Ю. не соглашается с постановлением, считает, что при его вынесении допущены существенные нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, искажающие суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия. Обращает внимание, что в соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» в силу части 1 статьи 443 УПК РФ в случае признания доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено лицом в состоянии невменяемости, суд в соответствии со статьями 21 и 81 УК РФ выносит постановление о его освобождении от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. При этом в описательной части постановления должны быть изложены, установленные судом обстоятельства содеянного на основании исследованных доказательств, дана юридическая оценка действиям такого лица и приведены мотивы принятого решения. Однако в нарушение указанных требований закона суд в постановлении не описал признанное доказанным деяние, запрещенное уголовным законом, и обстоятельства его совершения, установленные судом, и не дал действиям Кудряшова Д.В. юридической оценки. Кроме того, отмечает, что суд освободил Кудряшова Д.В. от уголовной ответственности не за общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом, а за совершение преступления. Просит об отмене постановления и передаче уголовного дела на новое рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Исходя из положений ч. 4 ст. 7 УПК РФ, определение суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таковым признается определение, постановленное в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанное на правильном применении уголовного закона.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 (ред. от 03.03.2015) «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» в силу части 1 статьи 443 УПК РФ в случае признания доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд в соответствии со статьями 21 и 81 УК РФ выносит постановление о его освобождении от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. При этом в описательной части постановления должны быть изложены, установленные судом обстоятельства содеянного на основании исследованных доказательств, дана юридическая оценка действиям такого лица и приведены мотивы принятого решения.
Указанным требованиям закона постановление суда не соответствует.
Суд первой инстанции в постановлении указал лишь деяние, в совершении которого Кудряшов Д.В. обвинялся, при этом не привел те обстоятельства совершенного Кудряшовым Д.В. деяния, которые были установлены самим судом на основании исследованных доказательств.
Кроме того, суд указал, что в ходе предварительного следствия действия Кудряшова Д.В. были квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, вместе с тем, собственной юридической оценки содеянному Кудряшовым Д.В. в постановлении не дал.
Помимо этого, несмотря на то, что в отношении Кудряшова Д.В. рассматривался вопрос о применении принудительной меры медицинского характера и освобождении от ответственности за совершение в состоянии невменяемости запрещенного уголовным закона деяния, суд во вводной части постановления указал, что рассматривает уголовное дело в отношении Кудряшова Д.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, а в резолютивной части постановления освободил его от уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
Допущенные судом первой инстанции нарушения уголовно-процессуального закона, следует признать существенными, поскольку они повлияли на исход дела, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ они являются основанием к отмене постановления с передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда, в ходе которого суду надлежит принять законное и обоснованное решение.
Поскольку психическое расстройство Кудряшова Д.П. связано с опасностью для него и других лиц, а также возможностью причинения им иного существенного вреда, учитывая, что ему рекомендовано применение принудительных мер медицинского характера, судебная коллегия полагает необходимым установить срок пребывания Кудряшова Д.П. в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 435 УПК РФ на три месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
постановление Даниловского районного суда <адрес> от 26 октября 2021 года в отношении Кудряшова ФИО13 отменить.
Уголовное дело передать на новое рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Поместить Кудряшова ФИО14 в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях на 3 месяца, то есть до 5 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи коллегии