Дело № 2а-10932/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что 18 ноября 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Концевой Т.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС № № от 15 апреля 2016 года, выданного Емельяновским районным судом Красноярского края по делу № № по иску прокурора Емельяновского района, действующего в интересах Тайзеровой Анастасии Викторовны к администрации Емельяновского района о предоставлении жилого помещения. Ответственность за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, то есть приобретение жилых помещений для данной категории лиц осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ. Администрацией Емельяновского района Красноярского края в рамках своих полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением Тайзеровой А.В. жилого помещения по договору социального найма, а именно запрошены дополнительные средства субвенции на приобретение жилья Тайзеровой А.В., которая была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями судов в 2017 году к соглашению о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновский район от 20 февраля 2017 года № 24. Были объявлены аукционы на приобретение жилых помещений. Кроме того, административный истец обратился в Емельяновский районный суд Красноярского края с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по предоставлению Тайзеровой А.В. жилого помещения. Таким образом, в связи с изложенным, просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению от 18 ноября 2016 года № №.
Представитель административного истца администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. от 21 октября 2016 года на основании исполнительного листа, выданного Емельяновским районным судом по делу № № возбуждено исполнительное производство № №-ИП в отношении должника администрации Емельяновского района Красноярского края, предметом исполнения которого является - предоставление Тайзеровой Анастасии Викторовне жилого помещения, соответствующее степени благоустройства указанного муниципального образования по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 кв.м. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.
18 ноября 2016 года судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Концевой Т.А. вынесено постановление № № о взыскании исполнительского сбора с администрации Емельяновского района Красноярского края в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судом установлено, что 17 марта 2016 года административный истец обратился в Министерство образования Красноярского края с просьбой выделить дополнительные средства субвенции в 2016 году для исполнения решения Емельяновского районного суда от 02 февраля 2016 года для приобретения жилья Тайзеровой А.В.
20 февраля 2017 года администрации Емельяновского района Красноярского края и Министерство образования Красноярского края подписали Соглашение № 24 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновский район по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»».
Из приложения к соглашению № 24 видно, что Тайзерова А.В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с решением суда в 2017 году.
Из письма МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 12 апреля 2017 года № 2166 следует, что на основании соглашения № 24 от 20 февраля 2017 года по состоянию на 13 апреля 2017 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», совместно с отделом закупок администрации Емельяновского района, объявлены аукционы на приобретение 12-ти жилых помещений. На приобретение 7-ми жилых помещений аукционы будут объявлены не позднее 18 апреля 2017 года.
26 апреля 2017 года было заключено дополнительное соглашение № 24-1 к вышеуказанному соглашению № 24, согласно которому финансирование на приобретение жилых помещений для детей-сирот было увеличено.
Определением Емельяновского районного суда г.Красноярска от 21 июня 2017 года администрации Емельяновского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 02 февраля 2016 года о возложении обязанности предоставить Тайзеровой А.В. жилое помещение, сроком до 01 ноября 2017 года.
Из писем МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 05 июля 2017 года, от 03 августа 2017 года следует, что в мае 2017 года на электронной торговой площадке «Госзакупки» размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется процедура закупки. По состоянию на 03 августа 2017 года приобретено 20 квартир, которые включены в Реестр муниципального имущества и ведется работа по отнесению в специализированный фонд в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору специализированного найма.
29 августа 2017 года главой администрации Емельяновского района Красноярского края Рейнгардт Э.Г. подписано постановление о предоставлении квартиры по договору специализированного жилого помещения Тайзеровой А.В., расположенной по адресу: <адрес>, а также об обязании заключить с ней договор.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Емельяновского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации Емельяновского района Красноярского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, административное исковое заявление администрации Емельяновского района Красноярского края подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску № № от 18 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 04.09.2017