копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2011 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего Войты И.В.
при секретаре Ускове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителя кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Цуканова С.А. – Колесниковой М.А., представителей Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 Береснева Ю.Г. и Мельниченко А.В., прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П.,
гражданское дело по заявлению представителя кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Цуканова С.А. – Колесниковой М.А. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 от 21 октября 2011 года № 15/42 «Об отказе в регистрации Цуканову С.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 (далее по тексту – Окружная избирательная комиссия) от 21 октября 2011 года № 15/42 Цуканову С.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17.
Считая названное решение незаконным, нарушающим избирательные права Цуканова С.А. его представитель Колесникова М.А. обратилась в суд с заявлением об отмене решения и возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию зарегистрировать Цуканова С.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края.
Требования мотивированы тем, что основанием для отказа в регистрации послужило:
- несоответствие формы подписного листа, установленной Уставным законом Красноярского края от 21.04.2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту – Уставной закон) форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в выборах граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон);
- нарушение подпунктов «д», «е», п. 11 ст. 26, подпункта «ж» п. 4 ст. 27 Уставного закона.
Заявитель считает данные нарушения несущественными, так как сведения, содержащиеся в подписных листах, не препятствуют однозначному восприятию, что согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
Цуканов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Колесникова М.А. поддержала заявленные требования полностью, по тем же основаниям.
Представители Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 Береснев Ю.Г. и Мельниченко А.В. с поданным заявлением не согласны, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).
Нормативным правовым актом, регулирующим выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, является Уставной закон Красноярского края от 21.04.2011 г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края».
Процедура выдвижения кандидатов, порядок и сроки сдачи документов, а также их перечень определяются этим Уставным законом.
Согласно пункту 2 статьи 25 Уставного закона, если в поддержку выдвижения кандидата, собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
В силу пункта 6 статьи 26 Уставного закона проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (пункт 10 статьи 26 Уставного закона).
Недействительными считаются:
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (подпункты «д», «е» пункта 11 статьи 26 Уставного закона).
Аналогичные положения закреплены в пункте 6.3, подпунктах «е», «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Кроме того, согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4 и 5 к настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, недействительными считаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Названные нормы закона введены в действие Федеральным законом от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступили в силу с 27 июля 2011 года и применяются к выборам, назначенным после введения их в действие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что 14 октября 2011 года Цуканов С.А. представил в Окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку своего выдвижения, в количестве 2158 подписей, а также другие документы, необходимые для регистрации.
Количество избирателей по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 составляет 98 203 человека. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата составляет 1964 подписи, то есть, два процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Канского одномандатного избирательного округа № 17.
Таким образом, необходимое количество подписей избирателей, подлежащих проверке, составляет 392 подписи.
В результате процедуры случайной выборки (жребия) подписных листов, избирательной комиссией отобрано для проверки 392 подписи избирателей, что составило 20 процентов избирателей от необходимого количества для регистрации кандидата.
При проверке указанных подписных листов, Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, созданная Решением Окружной избирательной комиссии от 06 сентября 2011 года № 1/7, установила:
82 подписи избирателей указавших в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, являются недействительными;
10 подписей избирателей являются недействительными на основании заключения эксперта (внесение в подписные листы исправления, специально не оговоренные);
41 подпись признана недействительной, в связи с имеющимися, специально не оговоренными, исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей;
392 подписи избирателей признаны недействительными на основании того, что подписные листы не соответствуют форме, установленной Федеральным законом.
Таким образом, количество подписей избирателей признанных недействительными 392, что составляет 100% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Выводы Рабочей группы объективно подтверждаются: ведомостью проверки подписных листов и протоколом по итогам проверки подписных листов кандидата Цуканова С.А. от 18 октября 2011 года; Справкой об исследовании № 1016 от 18 октября 2011 года Старшего эксперта 13 межрайонного отдела «Канский» ЭКЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю А.В. Шакура, согласно которой в 10 подписях внесены исправления, специально не оговоренные; подписными листами, представленными Цукановым С.А. и отобранными для проверки, из которых видно, в том числе, что они изготовлены не по форме приложения 5 к Федеральному закону.
Результаты проверки подписных листов послужили основанием для отказа Цуканову С.А. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 статьи 27 Уставного закона, основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Принимая во внимание, что недействительными являются 100% подписей от общего количества отобранных для проверки, суд считает законным решение Окружной избирательной комиссии от 21 октября 2011 года об отказе Цуканову С.А. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17.
Доводы заявителя о том, что выявленные нарушения оформления подписных листов являются несущественными, так как сведения, содержащиеся в них, не препятствуют однозначному восприятию, в силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить поводом для признания подписей недействительными, суд находит необоснованными по вышеизложенным основаниям
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 260.1, 261 ГПК РФ, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления представителя кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Цуканова С.А. – Колесниковой М.А. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17 от 21 октября 2011 года № 15/42 «Об отказе в регистрации Цуканову С.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Канскому одномандатному избирательному округу № 17», отказать
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: И.В. Войта
Копия верна.
Решение вступило в законную силу 07.11.2011 года.