Решение по делу № 3а-35/2019 от 18.03.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а-35/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 27 мая 2019 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонова,

при секретаре Е.В. Ивашкиной,

с участием:

административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Бертавуд», его представителя Ю.К. Гробушкиной,

административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, его представителя Д.И. Кирилловской,

старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Ю.В. Межевовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Бертавуд» о признании не действующим пункта 105 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91,

у с т а н о в и л:

на 2017 г. приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень объектов).

Полный текст приказа и прилагаемого к нему Перечня объектов опубликован официально для всеобщего сведения в газете «Известия Мордовии» от 30 ноября 2016 г. № 134 (25.449)-60.

Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.

ООО «Бертавуд» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пункте 105 Перечня объектов указан принадлежащий обществу объект - здание столовой, адрес: <адрес> кадастровый номер <№> (далее - здание столовой).

Здание столовой было включено в Перечень объектов в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Вместе с тем здание столовой не отвечает требованиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Здание столовой расположено на земельном участке с разрешённым видом использования: для размещения производственных помещений. Самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность в этом здании не осуществляется. Данное здание фактически не используется под объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в нём нет офисных помещений. Объект не введен в эксплуатацию, поскольку требует значительного ремонта.

Кроме того, работы по переоборудованию и ремонту здания столовой в период с 2015 г. по настоящее время не проводились, с момента приобретения и по состоянию на дату осмотра здание находится в аналогичном состоянии, увеличение износа происходит за счет естественных процессов старения.

В связи с этим административный истец считает, что оспариваемый пункт 105 Перечня объектов противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

Полагает, что оспариваемым пунктом нарушаются права административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество.

Административный истец просил признать пункт 105 Перечня объектов не действующим со дня принятия приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91.

Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия подал возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку наименование спорного объекта предусматривает размещение объекта общественного питания. Кроме того, 1 ноября 2016 г. комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений был составлен акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, на основании которого было дано заключение о том, что здание фактически используется под столовую.

В судебном заседании представитель административного истца Ю.К. Гробушкина административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Д.А. Кирилловская относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании прокурор Ю.В. Межевова дала заключение, в котором полагала, что оспариваемый пункт не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу приказа.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.

Согласно статье 72 (пункт «и» части первой) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Налоговый кодекс Российской Федерации, а также приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент издания приказа от 29 ноября 2016 г. № 91) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 4.1 и 9 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2006 г. № 7, комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Председатель комитета издает приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 сентября 2015 г. № 520 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 и 10 указанного Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, приказом руководителя Комитета создается Комиссия для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, не согласных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость.

Установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путём проведения их обследования. При обследовании проводится выезд членов Комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

В ходе обследования (по согласованию с собственником объекта недвижимого имущества) осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъёмка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.

По результатам обследования Комиссия в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

На основании актов обследования в случае установления Комиссией фактического использования объекта недвижимости для целей, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций осуществляет подготовку приказа об определении Перечня объектов.

Приказ Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят с учётом протокола заседания комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 29 ноября 2016 г.

С учётом вышеизложенного следует, что настоящий приказ принят Госкомимуществом Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена, данный приказ опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru); газеты «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Эрзянь правда».

В соответствии с положениями части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно сообщению ООО «Бертавуд» до момента включения здания столовой в оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимости, административный истец платил налог исходя из среднегодовой стоимости имущества - 0 рублей, после включения в Перечень размер налога составил 315 182 рубля.

Следовательно, ООО «Бертавуд» имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия применён в отношении него и этим актом нарушаются его законные интересы.

Предметом судебного контроля является оспариваемый пункт 105 Перечня объектов, в который, по мнению административного истца, незаконно включён принадлежащий ему объект.

В пункте 105 Перечня объектов указано здание столовой.

Свидетельством о государственной регистрации права от 31 декабря 2015 г. подтверждается, что здание столовой принадлежит на праве собственности ООО «Бертавуд» на основании договора купли-продажи имущества от 24 ноября 2015 г., запись о регистрации сделана 31 декабря 2015 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 7 мая 2019 г. назначение объекта: нежилое, наименование объекта: здание столовой.

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 1 ноября 2016 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия здание столовой имеет общую площадь 1635,2 кв.м., фактическое использование - столовая.

К акту прилагалась выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10 октября 2016 г., кадастровый паспорт, поэтажный план.

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 29 апреля 2019 г., составленного членами комиссии Госкомимущества Республики Мордовия, здание столовой имеет общую площадь 1635,2 кв.м., нежилое здание визуально находится в аварийном состоянии, по назначению не используется. Находится на закрытой территории АО «Резинотехника», доступа к зданию нет, поскольку присутствует пропускной режим. Учитывая, что здание не используется, то однозначно отнести его к зданиям, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость нельзя. Рекомендовано исключить здание столовой из Перечня.

К акту прилагалась выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 октября 2018 г.

Здание столовой расположено на земельном участке, категория земель которого - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации производственных помещений, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31 декабря 2015 г.

Согласно акту экспертного исследования от 30 августа 2018 г. <№> «Об определении технического состояния здания столовой по адресу: <адрес> на момент приобретения 2015 г. и на 2018 г.» установлено, что работы по переоборудованию и ремонту исследованного здания в период с 2015 г. по настоящее время не производились. С момента приобретения в 2015 г. и по состоянию на дату осмотра, здание находится в аналогичном состоянии, увеличение износа происходило за счет естественных процессов старения. Процесс износа для спорного здания на момент экспертного осмотра составляет 51%. Для ввода здания в эксплуатацию необходимо проведение капитального ремонта по устранению выявленных дефектов и недостатков.

К акту экспертного исследования от 30 августа 2018 г. прилагались фотографии, на которых изображено состояние здания. На фасаде здания столовой отмостка разрушена, вдоль стен здания происходит прорастание деревьев. На первом этаже здания имеется разрушение внутренней отделки, отпадение керамической плитки и обрушения подвесных потолков. На лестничных площадках объекта имеется отслоение защитного слоя бетона, повреждение рабочей арматуры коррозией. На железобетонных плитах перекрытия имеются следы залития, отслоение окрасочного слоя, выпадение раствора из рустов, образование плесени, на отдельных плитах имеются сколы защитного слоя и оголения арматуры. На втором этаже во внутреннем помещении столовой имеется разрушение внутренней отделки, неисправность системы электропроводки, щитков, приборов, системы инженерного оборудования, повсеместные повреждения и разрушения приборов.

Указанное внешнее состояние здания столовой подтверждается фотографиями фасада объекта, представленными представителем административного истца.

Согласно сообщению Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск за период с 2016 г. по 2019 г. объект получал коммунальные услуги МП г.о. Саранск «Горсвет» по электроснабжению только в части обеспечения работы пропускного пункта на период проведения Чемпионата Мира-2018, водоотведение организовано МП г.о. Саранск «Саранскгорводоканал». При этом представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что пропускной режим имеется в ОАО «Саранский завод «Резинотехника», на территории которой расположен спорный объект недвижимости.

Как следует из представленного сообщения ООО «Бертавуд» в отношении здания столовой с 2015 г. по состоянию на 21 мая 2019 г. договоры с ресуроснабжающими компаниями не заключались, оплата за данные услуги не производилась, здание не введено в эксплуатацию.

Согласно сведениям, представленными МП «Саранскгорводоканал», ПАО «Мордовская энергосбытовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», АО «Газпром газораспределение Саранск», ООО «Ватт-Электросбыт», ПАО «Т Плюс», МП г.о. Саранск «Горсвет» договора, связанные с предоставлением услуг в отношении здания столовой по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению не заключались, оплата не производилась.

Согласно положениям пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что здание столовой не предназначено и фактически не используется как объект общественного питания, в связи с чем оно не соответствуют критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 1 ноября 2016 г. не свидетельствует об использовании здания в качестве столовой.

В связи с этим пункт 105 Перечня объектов не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного ответчика о том, что наименование спорного объекта предусматривает размещение объекта общественного питания и согласно акту обследования от 1 ноября 2016 г. здание фактически используется под столовую, опровергаются материалами дела.

В силу положений пункта 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению полностью, пункт 105 Перечня объектов подлежит признанию не действующим со дня вступления в силу приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, поскольку, таким образом, обеспечивается восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объёме.

Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Бертавуд» удовлетворить полностью.

Признать пункт 105 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Мордовия в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 29 ноября 2016 г. № 91, не действующим со дня вступления в силу данного приказа.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Известия Мордовии» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                         С.И. Филимонов

Мотивированное решение суда составлено 31 мая 2019 г.

3а-35/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Бертавуд"
Ответчики
Государственный комитет имущественных и земельных отношений РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Филимонов Станислав Иванович
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
27.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее