Дело ...
УИД ...
Р Е Ш Е Н И Е
06 мая 2024 года г. Набережные Челны
Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Хуснуллин Р.Ф., рассмотрев дело по жалобе Орлова А.В. на определение заместителя прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Гильмановой Д.Д. от ... об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л :
определением заместителя прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Гильмановой Д.Д. от ... в отношении должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Орлов А.В., не согласившись с указанным определением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, возбудить производство по делу об административном правонарушении. Одновременно заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
Заявитель в судебном заседании жалобу поддержал и просил ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании помощник прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Мингазов А.Р. в удовлетворении жалобы просил отказать, поскольку определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Должностные лица Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Ганиев А.С. и Миннигараева Ю.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений установлен главой 30 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Как видно из представленных материалов дела, первоначально жалоба Орлова А.В. своевременно направлена в суд (л.д. 10-11), однако возвращена в связи с нарушением порядка её подачи (л.д. 12-13). После устранения недостатка жалоба своевременно направлена в суд повторно. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, суд находит данную причину уважительной, ходатайство подлежащим удовлетворению, а дело рассмотрению по существу.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно статье 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В силу статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2015 года № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 названного Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 указанного Кодекса должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Из материалов дела следует, что ... в прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан поступило обращение Орлова А.В., в котором содержалось требование о привлечении должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Ганиева А.С. и Миннигараеву Ю.М. к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 КоАП РФ, по факту ненадлежащего рассмотрения его обращения от ....
Не установив обстоятельств, указанных в части 1 и части 2 статьи 28.1 КоАП РФ, заместителем прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Гильмановой Д.Д. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При вынесении обжалуемого определения всесторонне и полно были исследованы обстоятельства дела, в совокупности с собранными по делу доказательствами, и в итоге было принято правильное, законное и обоснованное решение.
В настоящей жалобе Орлов А.В. просит об отмене обжалуемого определения, указывая на то, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершения должностными лицами Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны административного правонарушения.
Однако обжалуемое определение по доводам жалобы отменено быть не может.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, составляет 90 календарных дней со дня совершения административного правонарушения и на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
Принимая во внимание изложенное, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, содержащиеся в обжалуемом определении выводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны пересмотру и оценке по существу не подлежат. Отмена определения и направление дела на новое рассмотрение приведет к возобновлению обсуждения вопроса об административной ответственности лиц, в отношении которых было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, что ухудшает их положение.
Учитывая изложенное, определение заместителя прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Гильмановой Д.Д. от ... отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
определение заместителя прокурора г. Набережные Челны Республики Татарстан Гильмановой Д.Д. от ... об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны - оставить без изменения, жалобу Орлова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья «подпись» Р.Ф. Хуснуллин