дело № 2-362/2024
УИД 18RS0017-01-2024-000466-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2024 года п.Кизнер Удмуртской Республики
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Городиловой Э.А.,
при секретаре Котельниковой Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Кизнерского района УР Мингалеева Л.З.,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики» Овсянникова А.С., действующего на основании доверенности от №01 от 09.01.2024г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «МО Кизнерский район УР» о понуждении в срок до 01.07.2025г. поставить на кадастровый учет гидротехническое сооружение, расположенное на территории Кизнерского района УР на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений органом местного самоуправления МО "Муниципальный округ Кизнерский район УР" были выявлены нарушения действующего законодательства в части несоблюдения ответчиком обязанностей, возложенных Федеральными законами "О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N117-ФЗ; "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N68-ФЗ; "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N131-ФЗ, а именно: гидротехническое сооружение, расположенное на территории Кизнерского района УР на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га. не имеет собственника, а также не поставлен на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Бесхозность указанного объекта влечет за собой отсутствие лица, ответственного за его безопасное использование а также содержание и эксплуатацию. Гражданским законодательством обязанность постановки бесхозяйных недвижимых вещей возложена на орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мингалеев Л.З. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным выше.
Представитель ответчика – Администрации МО «МО Кизнерский район УР» Овсянников А.С. с исковыми требованиями прокурора не согласен поскольку в бюджете МО «МО Кизнерский район УР» расходы на постановку на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений не предусмотрены.
Из анализа правовых норм и представленных доказательств, суд считает правомерным и обоснованным исковое заявление прокурора Кизнерского района УР о понуждении Администрации МО «МО Кизнерский район УР» поставить на кадастровый учет гидротехническое сооружение, расположенное на территории Кизнерского района УР на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га. Ответчик не оспаривает представленные прокурором доказательства.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулирован Постановлением Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. п. 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931).
В соответствии с п. 3, п.8 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация в том числе обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В силу п. «а» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ 2. органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального образования «Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики» подтверждает отсутствие собственника гидротехнического сооружения на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории МО «МО Кизнерский район УР» расположено гидротехническое сооружение на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га, которое фактически является бесхозяйным. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет не исполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности его использования, обязанности Администрации МО «МО Кизнерский район УР» по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд исходя из требований разумности полагает возможным установить для ответчика срок до 01.07.2025 года для исполнения вышеизложенных обязанностей. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, согласно представленных доказательств, а также в силу указанных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Кизнерского района УР.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики» в срок до 01 июля 2025 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на территории Кизнерского района Удмуртской Республики на реке Малый Саркуз на южной окраине д.Саркуз площадью зеркала 0,7 га.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Мотивированное решение составлено 15 июля 2024 года.
Председательствующий судья Э.А. Городилова