Решение по делу № 33-10114/2021 от 07.12.2021

    Судья Широкова М.В.                             по делу Номер изъят

    Судья-докладчик Егорова О.В.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 декабря 2021 года                                                                  <адрес изъят>

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Жилкиной Е.М.,

судей Красновой Н.С., Егоровой О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Жигулиной Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делоНомер изъят по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к ООО «Региональный сервисный оператор», Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, принять меры за организацией контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области Петровой М.Г., генерального директора ООО «Региональный северный оператор» Кузнецова И.А. на решение Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята ,

установила:

в обоснование заявленных исковых требований истец в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории указывает, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории установлено, что Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года № 43-мпр» (Приказ о внесении изменений от 29 мая 2020 года № 22-мпр).

Указанное место складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) является несанкционированным, что подтверждается письмом Нижнеудинской межрайонной прокуратуры от Дата изъята Номер изъят. На землях лесного фонда - в выделе 28 квартала 88 Каменской дачи Каменского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества ООО «РСО» осуществляет временное складирование ТКО, образующихся на территории г. Нижнеудинска и <адрес изъят> в месте с географическими координатами 54,884527 98,951306.

В соответствии с разделом 12 территориальной схемы «Сведения о зонах деятельности региональных операторов» ООО «РСО» оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Зоны 1 (Север) Иркутской области, в состав которой входят: Братский район, Усть-Илимский район, Нижнеилимский район, Тайшетский район, Чунский район, Усть-Кутский район, Нижнеилимский район, Киренский район, Катангский район, которая включает в себя 7 объектов размещения отходов (внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов).

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) до Дата изъята объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до Дата изъята и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - ОРО введенные в эксплуатацию до Дата изъята ), могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

В Нижнеудинском районе существующих ОРО, введенных в эксплуатацию до Дата изъята , не имеется, объекты размещения отходов в районе 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту» отсутствуют.

В связи с тем, что была обнаружена несанкционированная свалка ТКО, Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении, в рамках которого у ООО «РСО» была запрошена информация, согласно которой на территории города Нижнеудинска и Нижнеудинского района ООО «РСО» осуществляет свою деятельность через операторов по обращению с ТКО, с которыми заключены договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО.

Объем отходов, направленных операторами по обращению с ТКО на накопление на лесной участок в районе 8 км от г. Нижнеудинск по «Таджикскому тракту» составил: 2019 год - 71590,21 куб.м; 2020 год - 87615,01 куб.м.

Таким образом, региональным оператором подтверждается факт вывоза ТКО на несанкционированное место. Истец, с учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать ООО «РСО» в целях ликвидации несанкционированной свалки принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО с земель лесного фонда (выдел 28 квартал 88 Каменской дачи Каменского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества) в 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту»; обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения образования региональным оператором несанкционированных свалок; установить срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решением Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята исковые требования истца удовлетворены.

На общество с ограниченной ответственностью «Региональный сервисный оператор» в целях ликвидации несанкционированной свалки возложена обязанность о принятии мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО с земель лесного фонда (выдел 28 квартал 88 Каменской дачи Каменского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества) в 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту».

На Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области возложена обязанность о принятии меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения образования региональным оператором несанкционированных свалок.

Установлен срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области Петрова М.Г. просит решение отменить. Считает решение незаконным и необоснованным, вынесенным без наличия доказательств, свидетельствующих о недостаточности принятых мер по осуществлению контрольных мероприятий, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам. В обоснование жалобы указывает, что суд в решении не конкретизирует, в чем выразилось бездействие Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области, не ссылается на нормы права, которые нарушены ответчиком. Суд не анализирует состав отходов, отраженных на космическом снимке, находящихся на несанкционированный свалке; не дана оценка периоду образования отходов и его объему. Доказательств образования ТКО на спорной территории только в результате деятельности ООО «Региональный северный оператор» не представлено.

В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Региональный северный оператор» Кузнецов И.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что обязанность по содержанию участка лежит на собственнике и судом не установлено, кому принадлежит спорный участок, на котором образовалась несанкционированная свалка; что собственник участка, обнаружив несанкционированную свалку, должен был самостоятельно обеспечить её ликвидацию; что судом не установлено, куда именно должны были вывозиться отходы, что отходы вывозились на спорный участок не по инициативе ответчика, а по указанию Министерства лесного комплекса Иркутской области; что судом было отказано в ходатайстве о совместном выезде на место свалки для установления состава отходов; что судом было отказано в назначении экспертизы для установления состава отходов без разъяснения мотивов отказа..

Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.

    В заседание суда апелляционной инстанции не явились: третьи лица - Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, администрация муниципального образования «Нижнеудинский район», администрация Нижнеудинского муниципального образования, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

    Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Егоровой О.В., выслушав объяснение представителя ответчика ООО «РСО», представителя ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, представителя истца Межрегионального управления Росприроднадзор по Иркутской области, изучив дело, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб заявителей, исходя из следующего.

    Пункт 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

    Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

    В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

    В соответствии с ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

    Приказом от 17.01.2017 № 1-мпр Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области установлены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (далее - Правила). Согласно пункту 6 указанных Правил основной задачей регионального оператора является осуществление деятельности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне своей деятельности в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, - государственной программой Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года № 776-пп, территориальной схемой обращения с отходами и соглашением.

    Пунктом 7 Правил установлено, что региональный оператор в соответствии с задачей, предусмотренной пунктом 6 Правил, в установленном порядке осуществляет в том числе следующие функции:

    - осуществление самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами накопления (в том числе раздельного накопления) сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

    - заключение с собственниками земельного участка договоров на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении).

    Согласно пункта 8 Правил региональный оператор при осуществлении функций, предусмотренных пунктом 7 Правил, обязан:

    - не допускать нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;

    - принимать в случае обнаружения мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, меры, направленные на ликвидацию таких мест в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами;

    - направлять информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в случае если в схеме обращения с отходами данная информация, сведения отсутствуют.

    В силу пункта 13 Правил контроль за деятельностью регионального оператора, в том числе, по исполнению им настоящих Правил, осуществляют государственные органы, наделенные соответствующими контрольными (надзорными) функциями в соответствии с законодательством.

Условия об осуществлении министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Министерство) контроля за исполнением региональным оператором настоящих Правил, соглашения подлежат включению в данное соглашение в установленном порядке.

Пункт 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» устанавливает требования к временному хранению отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью):

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - ОРО введенные в эксплуатацию до 1 января 2019), могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между Министерством и ООО «РСО» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 1) от 07.05.2018 № 333 (далее - Соглашение), предметом которого является осуществление накопления (в том числе, раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, которое должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Соглашение заключается на срок, на который присваивается статус регионального оператора и который составляет 10 лет.

Согласно п. 2.1.8 Соглашения, Министерство осуществляет в соответствии с законодательством, настоящим Соглашением контроль за деятельностью Регионального оператора, за исполнением им законодательства в области обращения с отходами, в том числе Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области, утвержденных приказом Министерства от 17 января 2017 года № 1-мпр, условий настоящего Соглашения, в том числе, анализирует отчеты Регионального оператора, проводит проверки деятельности Регионального оператора, направляет требование об устранении выявленных нарушений, допущенных при осуществлении им своей деятельности, о надлежащем исполнении им обязательств в соответствии с настоящим Соглашением.

Как установлено судом, в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории поступило обращение гражданина РФ о незаконной организации полигона ТБО в районе 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту» (от 09.12.2020 вх. № 18909).

Указанное место складирования твердых коммунальных отходов является несанкционированным, что подтверждается письмом Нижнеудинской межрайонной прокуратуры от Дата изъята .

Ответчик ООО «РСО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из обоснования иска, на землях лесного фонда - в выделе 28 квартала 88 Каменской дачи Каменского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества ООО «РСО» осуществляет временное складирование ТКО, образующихся на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района в месте с географическими координатами (данные изъяты).

В соответствии с разделом 12 территориальной схемы «Сведения о зонах деятельности региональных операторов» ООО «РСО» оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Зоны 1 (Север) Иркутской области, в состав которой входят: Братский район, Усть-Илимский район, Нижнеилимский район, Тайшетский район, Чунский район, Усть-Кутский район, Нижнеилимский район, Киренский район, Катангский район.

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Зона 1 включает в себя 7 объектов размещения отходов (внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО)):

- Полигон ТБО - г. Братск, ж/р Центральный С 01 01 00 00 - ГРОРО 38-00071-3-00377-300415;

- Полигон ТБО - Братский район, в 8 км северо-восточнее ж/р Гидростроитель -ГРОРО 38-00049-3-00377-300415;

- Полигон ТБО - Братский район, 1 км южнее п. Бурнинские Вихоря - ГРОРО 38-00050-3-00377-300415;

- Полигон ТБО - Усть-Кутский район, 14 км автомобильной дороги Усть-Кут-Уоян -ГРОРО 38-00058-3-00377-300415;

- Полигон ТБО - Братский район, в 4 км восточнее г. Вихоревка - ГРОРО 38-00073-3-00377-300415;

- Полигон ТКО - Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, промзона Коршуновского ГОКа, район карьера - ГРОРО 38-00235-3-00039-140219;

- Полигон ТБО - Усть-Илимский район, 41 квартал Жеронской дачи Жеронского-Городского лесничества Северного лесхоза - ГРОРО 38-00064-3-00377-300415.

В соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования ОРО введенных в эксплуатацию до 1 января 2019, для размещения твердых коммунальных отходов» и территориальной схемой в Зоне 1, зона деятельности ООО «РСО», включено 3 ОРО введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года:

- Чунский район, Чунское муниципальное образование, в 5 км севернее границы р.п. Чунский;

- Тайшетский район, г. Бирюсинск, 400 м на северо-восток от ж/д проезда ВСЖД ОАО «РЖД», 400 м на юго-восток от отстойников очистных сооружений ОАО «Бирюсинский гидролизный завод», 190 м на север от автодороги Тайшет-Бирюсинск;

- г. Тайшет, 6-ой км автодороги Тайшет-Шелехов,

Из вышеуказанного следует, что в Нижнеудинском районе существующих ОРО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года, не имеется.

В соответствии со сведениями, содержащимися в федеральном государственном реестре, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «РСО» эксплуатирует следующие объекты размещения отходов:

- Полигон ТБО, 25-0138-002195-П, 1-я категория, 2-я категория риска, по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Центральный, С 01 01 00 00;

- Полигон ТБО, 25-0138-000012-П, 2-я категория, 3-я категория риска, по адресу: Иркутская область, Братский район, в 8 км северо-восточнее ж/р Гидростроитель г. Братска;

- Полигон захоронения твердых коммунальных отходов, 25-0138-002699-П, 2-я категория, 4-я категория риска, по адресу: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, промзона Коршуновского ГОКа, район карьера.

В ГРОРО, сведения об объектах размещения отходов, расположенных в Нижнеудинском районе, отсутствуют.

Таким образом, объекты размещения отходов в районе 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту» отсутствуют.

При анализе космических снимков установлено наличие отходов на данном земельном участке с 2009 года. На Дата изъята (дата космического снимка) площадь несанкционированного складирования отходов составила 23 750 кв.м. На космических снимках зафиксировано выделение дыма в месте несанкционированного складирования отходов, что свидетельствует о нарушении требований законодательства РФ при складировании ТКО.

Согласно ответу ООО «РСО» на запрос Управления об истребовании сведений, на территории города Нижнеудинска и Нижнеудинского района ООО «РСО» осуществляет свою деятельность через операторов по обращению с ТКО: ИП Марков С.Н. (ИНН 381304024276), ИП Сенников Л.В. (ИНН 381300343641), МБУ «Коммунальник» (ИНН 3816021480), с которыми заключены договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО.

Объем отходов, направленных операторами по обращению с ТКО на накопление на лесной участок в районе 8 км от г. Нижнеудинск по «Таджикскому тракту», составил: 2019 год – 71 590,21 куб.м; 2020 год – 87 615,01 куб.м.

Таким образом, региональным оператором подтверждается факт вывоза ТКО на несанкционированное место.

Разрешая спор по существу и руководствуясь приведенными нормами материального права, а также установив, что только у регионального оператора заключено соглашение с Министерством, согласно которому ООО «РСО» обязано соблюдать схему потоков, в том числе, не допускать нарушения со стороны операторов, с которыми заключены договоры, и что бездействие ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства, установив срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно.

Приводимые доводы жалобы представителя ответчика Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области Петрова М.Г. о том, что решение суда подлежит отмене, т.к. оно вынесено без наличия доказательств, свидетельствующих о недостаточности принятых мер по осуществлению контрольных мероприятий, что суд в решении не конкретизирует, в чем выразилось бездействие Министерства жилищной политики, энергетики Иркутской области, не ссылается на нормы права, которые нарушены ответчиком; что суд не анализирует состав отходов, отраженных на космическом снимке, находящихся на несанкционированный свалке; не дана оценка периоду образования отходов и его объему, доказательств образования ТКО на спорной территории только в результате деятельности ООО «Региональный северный оператор» не представлено, а также доводы генерального директора ООО «Региональный северный оператор» Кузнецова И.А. о том, что обязанность по содержанию участка лежит на собственнике и судом не установлено, кому принадлежит спорный участок, на котором образовалась несанкционированная свалка; что собственник участка, обнаружив несанкционированную свалку, должен был самостоятельно обеспечить её ликвидацию; что судом не установлено, куда именно должны были вывозиться отходы, что отходы вывозились на спорный участок не по инициативе ответчика, а по указанию Министерства лесного комплекса Иркутской области, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права и фактических обстоятельств дела, поскольку они полностью опровергаются анализом правовой оценки доказательств по делу, изложенной в судебном акте.

В силу пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от 12 ноября 2016 года N 1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственника земельного участка, а в случае его бездействия - на регионального оператора с последующим правом взыскания понесенных расходов.

Таким образом, суд первой инстанции из представленных письменных доказательств, достоверно установив, что в ГРОРО, сведения об объектах размещения отходов, расположенных в Нижнеудинском районе, отсутствуют; объекты размещения отходов в районе 8 км от г. Нижнеудинска по «Таджикскому тракту» отсутствуют, и что региональным оператором подтверждается факт вывоза ТКО на несанкционированное место, и при этом, только у регионального оператора заключено соглашение с Министерством, согласно которому ООО «РСО» обязано соблюдать схему потоков, в том числе, не допускать нарушения со стороны операторов, с которыми заключены договоры; что бездействие ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, по мнению судебной коллегии, пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства, установив срок исполнения решения суда: в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Ссылки генерального директора ООО «Региональный северный оператор» Кузнецова И.А. о том, что судом было отказано в ходатайстве о совместном выезде на место свалки для установления состава отходов; что судом было отказано в назначении экспертизы для установления состава отходов без разъяснения мотивов отказа, судебная коллегия отклоняет, как не имеющие правового значения по делу, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств установлен факт бездействия ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

При таких обстоятельствах, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается полностью, так как они сделаны в соответствии с применёнными нормами материального и процессуального права, регулирующими спорное правоотношение между сторонами, и в связи с чем, исходя из установленных по делу обстоятельств, находит, что судом принято верное правовое решение.

    Доводы апелляционных жалоб заявителей не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

    Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

    Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

    Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

определила:

решение Братского городского суда Иркутской области от Дата изъята оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                           Е.М. Жилкина

Судьи                                           Н.С. Краснова

          О.В. Егорова

33-10114/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрегиональное управление Росприроднадзора Иркутской обл и Байкальской природной территории
Ответчики
ООО Региональный северный оператор
Министерство жилищной политики, энергетики Иркутской области
Другие
Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутсклй области по Нижнеудинскому лесничеству
Администрация Нижнеудинского муниципального образования
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Администрация муниципального образования Нижнеудинский район
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
07.12.2021Передача дела судье
27.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Передано в экспедицию
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее