Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.12.2019 г. Скопин
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Кузнецовой Г.Н.,
при секретаре – Ежовой Н.Н.,
с участием ответчиков - Журавкина С.А., Рудь Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине
гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Журавкину С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, о выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее Минобороны РФ) обратилось в суд с иском к Журавкину С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, о выселении из этого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение было предоставлено Журавкину С.А. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения Журавкина С.А. в трудовых отношениях с войсковой частью 55443-РК, по мнению истца, не имеет значения для рассмотрения дела, потому что Журавкин С.А. с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения в уполномоченный орган не обращался, договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался. Ответчики фактически проживают в спорной квартире и добровольно ее не освобождают.
Истец - Министерство обороны РФ, ответчица Журавкина Р.А., третьи лица - ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО», Скопинский межрайонный прокурор, Военный прокурор Рязанского гарнизона о месте и времени слушанья дела извещены надлежащим образом. В судебное заседание указанные лица не явились. В деле от Минобороны РФ, Журавкиной Р.А., ФГКУ «Западное РУЖО» имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Минобороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО», ответчицы Журавкиной Р.А. в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителей ФГКУ «ЦТУО» МО РФ, Военной прокуратуры Рязанского гарнизона, Скопинской межрайонной прокуратуры а соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Журавкин С.А. и Рудь Т.С. в судебном заседании возражали против исковых требований Министерства обороны РФ к ним о прекращении права пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения. В обоснование возражений указали, что квартира, расположенная по <адрес>, не является служебной, находится в доме, признанном аварийным. Журавкин С.А. и Рудь Т.С. работают в войсковой части 55443-РК (ранее войсковая часть 86741) более 10 лет.
Скопинский межрайонный прокурор и Военный прокурор Рязанского гарнизона заключений по требованию о выселении в суд не представили.
Из отзыва ФГКУ «Западное РУЖО» следует, что оно полагает требования МО РФ к Журавкину С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С., подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав объяснения ответчиков Журавкина С.А., Рудь Т.С., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Аналогичные права собственника предусмотрены п.1 ст.288 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в том числе относятся служебные жилые помещения.
Как следует из ст.93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст.99 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В статье 108 Жилищного кодекса РСФСР содержался перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса,
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в порядке, установленном законом Рязанской области от 20.12.2005 № 138-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Расчет дохода членов семьи согласно Закону определяется за период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет. Законом определен перечень доходов и имущества, включаемых в расчет, а также установлены другие критерии, определяющие возможность признания граждан малоимущими.
Согласно ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 Рязанская область исключена из перечня населенных пунктов, имеющих закрытые военные городки.
С ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 86741 переформирована в войсковую часть 55443 –РК (т.1 л.д.71 ).
В судебном заседании установлено, что квартира № в жилом доме № по ул<адрес> относится к жилищному фонду Министерства обороны РФ и закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное ТУИО». В ЕГРН отсутствуют сведения о правах на спорную квартиру. Данные факты подтверждаются приказом директора департамента жилищных отношений Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем недвижимого имущества <данные изъяты> уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРН от №
Квартира № в доме № по <адрес> была предоставлена Журавкину С.А. с составом семьи четыре человека: супругой Журавкиной Р.А., дочерью Журавкиной Т.С., тестем Овинниковым А.Е., тещей Овинниковой А.Ф.. В спорную квартиру ответчики вселились в декабре 1999 года и проживают в ней до настоящего времени Данные факты подтверждаются объяснениями ответчиков, ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, корешком и талоном к ордеру войсковой части 86742 № от ДД.ММ.ГГГГ ), актом проверки использования специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ
Ответчики Журавкин С.А., Журавкина Р.А., Рудь Т.С. зарегистрированы по <адрес>. Лицевой счет на квартиру открыт на имя Журавкина С.А. Задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Данные факты подтверждаются справками ЖКО № Рязань филиала ФГБУ « Центральное ЖКУ по ЗВО» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ сообщением отдела адресно – справочной работы УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что Журавкин С.А., Журавкина Р.А., Рудь Т.С. жилых помещений в собственности не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
Ответчики Журавкин С.А., Журавкина Р.А., Рудь Т.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на момент рассмотрения дела не состоят, что подтверждается сообщением администрации МО Шелемишевское сельское поселение Скопинского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Квартира, находящаяся по <адрес>, в реестре муниципальной собственности МО Скопинский муниципальный район <адрес>, не значится. Данный факт подтверждается сообщением администрации МО Скопинский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ
Также установлено, что Журавкин С.А. работал в войсковой части 86741 как лицо гражданского персонала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Он же работает в войсковой части 55443-РК с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности стрелка команды военизированной охраны. Журавкина Р.А. работала в войсковой части 86741 как лицо гражданского персонала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Рудь Т.С. работала в войсковой части 86741 как лицо гражданского персонала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Она же работает в войсковой части 55443-РК с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время такелажником отдела. Данные факты подтверждаются объяснениями ответчиков, справками войсковой части 55443- РК № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, записями в трудовых книжках Журавкина С.А., Рудь Т.С., выпиской из приказа войсковой части 86741 № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Журавкина С.А. на работу (т.1 л.д. 44-64, 169 ).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное РУЖО» в адрес ответчиков Журавкина С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. были направлены уведомления с требованием об освобождении квартиры, расположенной по <адрес>, в течение 10-дневного срока с момента получения требования в связи с отсутствием оснований для проживания, которые получены ответчиками ДД.ММ.ГГГГ. Данные факты подтверждаются уведомлением ФГКУ «Западное РУЖО» на имя ответчиков № от ДД.ММ.ГГГГ, списком внутренних отправлений от ДД.ММ.ГГГГ Журавкин С.А. с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения не обращался, что подтверждается сообщением отделения (территориального <адрес>) ФГКУ «Западное РУЖО» (ДД.ММ.ГГГГ
Приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» - многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд пришел к выводу, что квартира, расположенная по <адрес>, является служебной, находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ.
По доводам ответчиков о том, что квартира не являлась и в настоящее время не является служебной суд приходит к следующим выводам:
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Журавкину С.А., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 № 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 01.03.2005) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд пришел к выводу, что решения об исключении жилого помещения, расположенного по <адрес>, из числа служебных уполномоченным органом не принималось, и что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Доказательств того, что Журавкин С.А. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и что было принято уполномоченным органом решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не представлено.
При таких обстоятельствах доводы ответчиков, что спорная квартира не является служебной, подлежат отклонению, поскольку расположенные в закрытых военных городках жилые помещения предоставлялись гражданам исключительно как служебные. Решение об исключении спорного жилого помещения из числа специализированных уполномоченным органом не принималось. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, действующее законодательство не содержит.
Проживание ответчиков в спорной квартире до настоящего времени не свидетельствует о фактическом заключении с ними договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа.
В силу п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 (в редакции от 03.08.2018) N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Отсутствие же регистрации права собственности истца на спорную квартиру в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества.
Также суд пришел к выводу, что спорная квартира была предоставлена Журавкину С.А. как лицу гражданского персонала Министерства обороны РФ с составом семьи: супругой, дочерью, тестем и тещей временно на период трудовых отношений с войсковой частью 86741.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Журавкин С.А. прекратил трудовые отношения с войсковой частью 86741, то и договор найма служебного помещения, расположенного по <адрес>, с Журавкиным С.А. прекратил свое действие с момента его увольнения.
Также суд пришел к выводу, что право пользования спорной квартирой Журавкиной Р.А. и Рудь Т.С. является производным от права пользования спорным жилым помещением Журавкина С.А..
В связи с прекращением трудовых отношений Журавкина С.А. с войсковой частью 86741 ДД.ММ.ГГГГ, право пользования ответчиков спорной квартирой прекращено с этого момента. С ДД.ММ.ГГГГ (момента увольнения Журавкина С.А. из войсковой части 86741) ответчики проживают в квартире, расположенной по <адрес>, без законных оснований. На них лежит обязанность освободить данную квартиру. Ответчики добровольно спорную квартиру не освобождают.
При этом суд пришел к выводу, что ответчики не представили каких-либо допустимых доказательств, отнесения их к категории лиц, к которым могут быть применены положения части 2 статьи 102 ЖК РФ, и положения части 2 статьи 103 ЖК РФ, не представили доказательств наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, хотя на них такая обязанность в соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ судом возлагалась.
Факт того, что Журавкины С.А. и Р.А. являются пенсионерами по старости в отсутствие доказательств, что они состоят либо имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, не свидетельствует об исключении возможности их выселения из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
То обстоятельство, что в настоящее время Журавкин С.А. и Рудь Т.С. работают в войсковой части 55443 – РК, относятся к числу гражданского персонала Министерства обороны РФ, не является основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорной служебной квартирой по следующим основаниям:
Согласно п. п. 5, 6, 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 485 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления).
Согласно Положению о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2010 г. N 1888, названный Департамент является уполномоченным органом, который принимает решение о предоставлении жилых помещений, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в том числе предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил (пп. 1 п. 8 Положения).
Таким образом, уполномоченным органом по вопросу предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, в настоящее время является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице региональных управлений жилищного обеспечения (структурных подразделений регионального управления), в данном случае в лице ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
Для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала представляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) заявление по рекомендуемому образцу (Приложение N 2 к настоящей Инструкции), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность лица гражданского персонала и совместно проживающих с ним членов его семьи (паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи с отметками о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста);
б) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту регистрации лица гражданского персонала и членов его семьи;
в) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений (Приложение N 3 настоящей Инструкции):
занимаемых по договорам социального найма лицом гражданского персонала и членами его семьи;
занимаемых по договорам найма служебного жилого помещения членами семьи лица гражданского персонала;
занимаемых по договорам найма жилого помещения в общежитии членами семьи лица гражданского персонала;
принадлежащих на праве собственности лицу гражданского персонала и членам его семьи по месту прохождения службы (работы).
В случае изменения ранее представленных сведений лицо гражданского персонала в течение пяти дней направляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) измененные сведения согласно указанному образцу.
Договор найма служебного жилого помещения либо договор найма жилого помещения в общежитии заключается с лицом гражданского персонала в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42.
Передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
Таким образом, вопрос о нуждаемости лица гражданского персонала в предоставлении служебного жилого помещения должен разрешаться в установленном законом порядке.
Журавкин С.А. после неоднократных принятий его на работу в войсковую часть 55443 –РК (ранее войсковая часть 86741), начиная с 20.06.2000, и Рудь Т.С. в период ее работы в той же войсковой части не обращались в уполномоченный орган в установленном законом порядке по вопросу предоставления служебного помещения им как лицам гражданского персонала Министерства обороны РФ, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, поэтому факт работы Журавкина С.А. и Рудь Т.С. в войсковой части 55443-РК в настоящее время не является основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
Также суд принимает во внимание, что все периоды работы Журавкина С.А. в войсковой части до 01.03.2005 (вступления в действие Жилищного Кодекса РФ) были менее 10 лет.
То обстоятельство, что ответчики жилых помещений в собственности не имеют в отсутствие в деле достоверных доказательств нуждаемости ответчиков в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо наличия у них права состоять на таком учете, не является основанием для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
При таких обстоятельствах исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Журавкину С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по <адрес>, о выселении без предоставления другого жилого помещения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 5 Постановления Пленума от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах в качестве истцов или ответчиков.
Истец- Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и на основании п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины для организаций при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 6000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с Журавкина С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей 00 копеек по 3000 рублей 00 копеек с каждого из ответчиков.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Журавкину С.А., Журавкиной Р.А., Рудь Т.С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Признать Журавкина С.А., Журавкину Р.А., Рудб Т.С. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по <адрес>.
Выселить Журавкина С.А., Журавкину Р.А., Рудб Т.С. из служебного жилого помещения, расположенного по <адрес>.
Взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину: с Журавкина С.А. 2000 рублей 00 копеек, с Журавкиной Р.А. 2000 рублей 00 копеек, с Рудь Т.С. 2000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Скопинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья