Дело № 2а-306/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г.
при секретаре Шульга И.В., с участием помощника прокурора Александровского района Новак А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Александровского района в интересах РФ и в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Средненского сельсовета о признании незаконным бездействия в принятии мер по приведению в соответствие с нормами законодательства,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в интересах РФ и защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Средненского сельсовета о признании незаконным бездействия в принятии мер по соблюдению требований законодательства.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению государственной и муниципальной собственностью, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края (далее по тексту – Администрация) выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ № 122), выразившиеся в следующем.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования с. Среднего Александровского района Ставропольского края на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале №, расположено кладбище. Право собственности на недвижимое имущество муниципальным образованием Средненского сельсовета, а именно на земельный участок под существующим кладбищем, в установленном порядке не зарегистрировано.
Статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ №122. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с ФЗ №122.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учет мест захоронения общественного кладбища, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на администрацию муниципального образования села Среднего.
Не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новокавказского сельсовета Александровского района Ставропольского края, выразившееся в не проведении следующих мероприятий в отношении земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, определению границ данного земельного участка на местности, постановки на государственный кадастровый учет, получении правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище. Обязать администрацию Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края в течение 1 года провести следующие мероприятия в отношении земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: отмежевать земельный участок, на котором расположено кладбище, определить границы данного земельного участка на местности, осуществить постановку на государственный кадастровый учет, получить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище.
В судебном заседании помощник прокурора Александровского района Новак А.С. исковые требования поддержала и просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика глава администрации МО Средненского сельсовета в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал, не возражал их удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора Александровского района подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по распоряжению государственной и муниципальной собственностью, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края (далее по тексту – Администрация) выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ № 122), выразившиеся в следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст.6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009г. №688.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона № 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий муниципальному образованию, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров (п.4 и п.5 ст.16 Закона № 8-ФЗ).
Согласно п.1 ст.17 Закона №8-ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 33 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, определяется в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении ипохоронном деле» (далее – ФЗ №8) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности поселения может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования села Среднего, Александровского района Ставропольского края на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № расположено кладбище. Право собственности на недвижимое имущество муниципальным образованием Средненского сельсовета, а именно на земельный участок под существующим кладбищем, в установленном порядке не зарегистрировано.
Статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ №122. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с ФЗ №122.
Согласно ст. 4 ФЗ №122 государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учет мест захоронения общественного кладбища, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на администрацию муниципального образования села Среднего.
Учитывая, что администрацией МО Средненского сельсовета до настоящего времени в полном объёме не выполнены мероприятия, направленные на устранение нарушений законодательства по распоряжению государственной и муниципальной собственности.
Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан.
Оценивая в совокупности добытые доказательства, суд считает заявленный иск законным и обоснованным, в связи с чем считает необходимым признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края, выразившееся в бездействии администрации Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края по не оформлению земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, определению границ данного земельного участка на местности, постановки на государственный кадастровый учет, получении правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище. Обязать администрацию Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края в течение 1 года провести следующие мероприятия в отношении земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: отмежевать земельный участок, на котором расположено кладбище, определить границы данного земельного участка на местности, осуществить постановку на государственный кадастровый учет, получить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора Александровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Средненского сельсовета о признании незаконным бездействия в принятии мер по распоряжению государственной и муниципальной собственностью удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края по не проведению мероприятий в отношении земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, определению границ данного земельного участка на местности, постановки на государственный кадастровый учет, получении правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище.
Обязать администрацию Средненского сельсовета Александровского района Ставропольского края в течение 1 года провести следующие мероприятия в отношении земельного участка под кладбищем, расположенном в кадастровом квартале №: отмежевать земельный участок, на котором расположено кладбище, определить границы данного земельного участка на местности, осуществить постановку на государственный кадастровый учет, получить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы в отношении земельного участка, на котором расположено кладбище.
Направить копии решения сторонам для сведения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Т.Г.Штанько