Решение по делу № 2-457/2024 от 11.07.2024

Дело 2-457/2024

УИД 33RS0009-01-2024-000504-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 августа 2024 года                     г. Камешково                                                                            

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Башмаковой И.Е., с участием прокурора Красненковой Ю.В., лица, в интересах которого действует прокурор - Клабукова А.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Клабукова А.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

установил:

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Клабукова А.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области, просит: взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные 29.05.2024 на приобретение лекарственного средства «Ломустин»; обязать ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерство здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

В обоснование иска указано, что Клабуков А.В. является инвалидом группы с Дата обезл. по общему заболеванию. Клабукову А.В. установлен диагноз: диагноз. Консилиумом врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» Клабукову А.В. рекомендован препарат «Ломустин» (обеспечение по месту жительства). Аналогичный препарат рекомендован врачом ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России. Курс приема: «Ломустин» 40 мг внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. Рецепты Клабукову А.В. в 2023 году - истекшем периоде 2024 года не выдавались, так указанный препарат отсутствовал в аптечной сети. Клабуков А.В. является лицом, обладающим заболеванием, при котором имеет право на получение бесплатно по рецептам врача за счет средств регионального бюджета всех необходимых лекарственных препаратов. При этом необходимым для жизни и здоровья лекарственным препаратом больной не обеспечен. ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» неоднократно направляло заявку в Министерство здравоохранения Владимирской области для закупки «Ломустина» 40 мг для Клабукова А.В., однако до настоящего времени заявки не удовлетворены. В связи с необходимостью и невозможностью приостановления лечения, а также не обеспечением лекарственными препаратами, Клабуков А.В. был вынужден приобрести их за собственные денежные средства, затратив 46000 руб., что подтверждается соответствующим кассовым чеком.

Прокурор считает необходимым возместить затраты истца в полном объеме и незамедлительно обеспечить Клабукова А.В. медицинским препаратом, который ему показан к применению, в связи с чем решение в указанной части подлежит обращению к немедленному исполнению.

Прокурор Красненкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Клабуков А.В. указал, что неоднократно узнавал, появилось ли лекарственное средство по льготе, однако оно все не появлялось. Так как здоровье становилось хуже, он был вынужден приобрести лекарство самостоятельно. Поиск «Ломустина» 40 мг длился долго, в итоге 1 упаковка препараты была найдена в аптеке в г. Владимире. Просил возместить его затраты в размере 46000 руб.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала полностью. Указала, что врачебная комиссия пришла к выводу о необходимости продолжения лечения Клабукова А.В. с помощью «Ломустина» 40 мг, однако на заявки учреждения Министерство не реагировало, закупка препарата для больного не была осуществлена. Рецепт лечащим врачом был выписан, однако пациенту на руки не выдавался, так как препарат для Клабукова А.В. не был закуплен Министерством здравоохранения Владимирской области и отсутствовал в аптечной сети.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области по вызову суда не прибыл, отзыв не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в отзыве указало, что препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно не закупался, как и в отдельности для Клабукова А.В.

Представитель ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный о рассмотрении дела, в суд не прибыл.

В соответствии со ст.ст. 167 с учетом согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть его при имеющейся явке.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

Ст. 70 Федерального закона №323-Ф3 определено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Указанным Постановлением определено, что инвалиды группы обеспечиваются лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно.

В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4п «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ №4п) назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.

В силу требований п. 33 Приказа №4п назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.

Таким образом, право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

На основании п. 1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются: в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях: гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №90 и др.

Согласно п.п. 1.4, 1.5 Положения Департамент здравоохранения Владимирской области (в н.в. Министерство здравоохранения Владимирской области) является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки.

Медицинские организации государственной системы здравоохранения Владимирской области, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь прикрепленному населению и участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, являются уполномоченными учреждениями на предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Положения порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается Министерством здравоохранения.

Министерство здравоохранения: ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; проводит информационноразъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки государственному казенному учреждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и уполномоченным учреждениям.

На основании п.п. 3.6, 3.7 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторнополиклиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях, утвержденный Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, утверждаемой на соответствующий финансовый год и плановый период.

Назначение и применение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий, входит в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская центральная районная больница».

Постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 №1011 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области (далее - Положение о Министерстве здравоохранения).

В соответствии с разделом 2 указанного Положения к полномочиям Министерства относятся, в том числе организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

На основании п. 3.16 Положения о Министерстве здравоохранения, последнее организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, специализированных продуктов питания в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Клабуков А.В. является инвалидом певой группы (общее заболевание) (л.д. 13).

Находится под наблюдением врачей-онкологов, с сентября 2023 года по настоящее время проходит лечение в ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер», ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России (л.д. 14-24).

Клабуков А.В. имеет следующее заболевание: диагноз (л.д. 14-26).

Наличие инвалидности 1 группы и соответствующего заболевания, в силу действующего законодательства относит Клабукова А.В. к лицам, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Лечащими врачами, а также врачебной комиссией Клабукову А.В. рекомендован прием препарата «Ломустин» 40 мг (обеспечение по месту жительства) курсами: внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. (л.д. 14-29).

Как видно из информации ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно, как и в отдельности для Клабукова А.В., не закупался.

ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» трижды принимало меры, направленные на обеспечение потребности Клабукова А.В. необходимым ему лекарственным препаратом (л.д. 26-31).

Министерство здравоохранения Владимирской области доказательств того, что препарат МНН «Ломустин» был закуплен для Клабукова А.В., не предоставило.

Судом установлено наличие рецепта (не до конца оформленного), необходимого для предъявления в аптечную сеть.

Вместе с тем судом установлено и сторонами не оспаривалось, что препарата «Ломустин» 40 мг в аптечной сети отсутствовал и не мог быть выдан бесплатно Клабукову А.В. по рецепту.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о необеспечении Клабукова А.В. необходимыми лекарственными средствами.

Поскольку выписанный лечащим врачом лекарственный препарат своевременно выдан не был, Клабуков А.В. купил его самостоятельно 29.05.2024 за 46000 руб. (л.д. 32).

Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующими платежными документами и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг лежит на Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение указанного препарата денежные средства в сумме 46000 руб. надлежит взыскать с указанного ответчика.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Клабукова А.В. необходимым ему лекарством не представлено.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Клабукова А.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что указанный препарат необходим пациенту по жизненным показаниям, направлен на предотвращение наступления жизнеугрожающих последствий, суд полагает необходимым обратить настоящее решение в части возложения обязанности по бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственными средствами к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212,

решил:

исковые требования прокурора Камешковского района (ИНН 3327102172), действующего в интересах Клабукова А.В. (паспорт гражданина РФ серии ), к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» (ИНН 3315001395), Министерству здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.

Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

Решение суда в части возложения соответствующей обязанности обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                   А.А. Тимаков

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2024.

Дело 2-457/2024

УИД 33RS0009-01-2024-000504-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 августа 2024 года                     г. Камешково                                                                            

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Башмаковой И.Е., с участием прокурора Красненковой Ю.В., лица, в интересах которого действует прокурор - Клабукова А.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Клабукова А.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

установил:

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Клабукова А.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области, просит: взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные 29.05.2024 на приобретение лекарственного средства «Ломустин»; обязать ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерство здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

В обоснование иска указано, что Клабуков А.В. является инвалидом группы с Дата обезл. по общему заболеванию. Клабукову А.В. установлен диагноз: диагноз. Консилиумом врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» Клабукову А.В. рекомендован препарат «Ломустин» (обеспечение по месту жительства). Аналогичный препарат рекомендован врачом ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России. Курс приема: «Ломустин» 40 мг внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. Рецепты Клабукову А.В. в 2023 году - истекшем периоде 2024 года не выдавались, так указанный препарат отсутствовал в аптечной сети. Клабуков А.В. является лицом, обладающим заболеванием, при котором имеет право на получение бесплатно по рецептам врача за счет средств регионального бюджета всех необходимых лекарственных препаратов. При этом необходимым для жизни и здоровья лекарственным препаратом больной не обеспечен. ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» неоднократно направляло заявку в Министерство здравоохранения Владимирской области для закупки «Ломустина» 40 мг для Клабукова А.В., однако до настоящего времени заявки не удовлетворены. В связи с необходимостью и невозможностью приостановления лечения, а также не обеспечением лекарственными препаратами, Клабуков А.В. был вынужден приобрести их за собственные денежные средства, затратив 46000 руб., что подтверждается соответствующим кассовым чеком.

Прокурор считает необходимым возместить затраты истца в полном объеме и незамедлительно обеспечить Клабукова А.В. медицинским препаратом, который ему показан к применению, в связи с чем решение в указанной части подлежит обращению к немедленному исполнению.

Прокурор Красненкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Клабуков А.В. указал, что неоднократно узнавал, появилось ли лекарственное средство по льготе, однако оно все не появлялось. Так как здоровье становилось хуже, он был вынужден приобрести лекарство самостоятельно. Поиск «Ломустина» 40 мг длился долго, в итоге 1 упаковка препараты была найдена в аптеке в г. Владимире. Просил возместить его затраты в размере 46000 руб.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала полностью. Указала, что врачебная комиссия пришла к выводу о необходимости продолжения лечения Клабукова А.В. с помощью «Ломустина» 40 мг, однако на заявки учреждения Министерство не реагировало, закупка препарата для больного не была осуществлена. Рецепт лечащим врачом был выписан, однако пациенту на руки не выдавался, так как препарат для Клабукова А.В. не был закуплен Министерством здравоохранения Владимирской области и отсутствовал в аптечной сети.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области по вызову суда не прибыл, отзыв не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в отзыве указало, что препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно не закупался, как и в отдельности для Клабукова А.В.

Представитель ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный о рассмотрении дела, в суд не прибыл.

В соответствии со ст.ст. 167 с учетом согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть его при имеющейся явке.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

Ст. 70 Федерального закона №323-Ф3 определено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Указанным Постановлением определено, что инвалиды группы обеспечиваются лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно.

В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4п «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ №4п) назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.

В силу требований п. 33 Приказа №4п назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.

Таким образом, право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

На основании п. 1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются: в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях: гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №90 и др.

Согласно п.п. 1.4, 1.5 Положения Департамент здравоохранения Владимирской области (в н.в. Министерство здравоохранения Владимирской области) является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки.

Медицинские организации государственной системы здравоохранения Владимирской области, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь прикрепленному населению и участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, являются уполномоченными учреждениями на предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Положения порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается Министерством здравоохранения.

Министерство здравоохранения: ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; проводит информационноразъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки государственному казенному учреждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и уполномоченным учреждениям.

На основании п.п. 3.6, 3.7 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторнополиклиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях, утвержденный Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, утверждаемой на соответствующий финансовый год и плановый период.

Назначение и применение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий, входит в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская центральная районная больница».

Постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 №1011 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области (далее - Положение о Министерстве здравоохранения).

В соответствии с разделом 2 указанного Положения к полномочиям Министерства относятся, в том числе организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

На основании п. 3.16 Положения о Министерстве здравоохранения, последнее организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, специализированных продуктов питания в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Клабуков А.В. является инвалидом певой группы (общее заболевание) (л.д. 13).

Находится под наблюдением врачей-онкологов, с сентября 2023 года по настоящее время проходит лечение в ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер», ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России (л.д. 14-24).

Клабуков А.В. имеет следующее заболевание: диагноз (л.д. 14-26).

Наличие инвалидности 1 группы и соответствующего заболевания, в силу действующего законодательства относит Клабукова А.В. к лицам, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Лечащими врачами, а также врачебной комиссией Клабукову А.В. рекомендован прием препарата «Ломустин» 40 мг (обеспечение по месту жительства) курсами: внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. (л.д. 14-29).

Как видно из информации ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно, как и в отдельности для Клабукова А.В., не закупался.

ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» трижды принимало меры, направленные на обеспечение потребности Клабукова А.В. необходимым ему лекарственным препаратом (л.д. 26-31).

Министерство здравоохранения Владимирской области доказательств того, что препарат МНН «Ломустин» был закуплен для Клабукова А.В., не предоставило.

Судом установлено наличие рецепта (не до конца оформленного), необходимого для предъявления в аптечную сеть.

Вместе с тем судом установлено и сторонами не оспаривалось, что препарата «Ломустин» 40 мг в аптечной сети отсутствовал и не мог быть выдан бесплатно Клабукову А.В. по рецепту.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о необеспечении Клабукова А.В. необходимыми лекарственными средствами.

Поскольку выписанный лечащим врачом лекарственный препарат своевременно выдан не был, Клабуков А.В. купил его самостоятельно 29.05.2024 за 46000 руб. (л.д. 32).

Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующими платежными документами и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг лежит на Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение указанного препарата денежные средства в сумме 46000 руб. надлежит взыскать с указанного ответчика.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Клабукова А.В. необходимым ему лекарством не представлено.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Клабукова А.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что указанный препарат необходим пациенту по жизненным показаниям, направлен на предотвращение наступления жизнеугрожающих последствий, суд полагает необходимым обратить настоящее решение в части возложения обязанности по бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственными средствами к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212,

решил:

исковые требования прокурора Камешковского района (ИНН 3327102172), действующего в интересах Клабукова А.В. (паспорт гражданина РФ серии ), к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» (ИНН 3315001395), Министерству здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.

Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

Решение суда в части возложения соответствующей обязанности обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                   А.А. Тимаков

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2024.

Дело 2-457/2024

УИД 33RS0009-01-2024-000504-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 августа 2024 года                     г. Камешково                                                                            

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Башмаковой И.Е., с участием прокурора Красненковой Ю.В., лица, в интересах которого действует прокурор - Клабукова А.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Клабукова А.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

установил:

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Клабукова А.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области, просит: взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные 29.05.2024 на приобретение лекарственного средства «Ломустин»; обязать ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерство здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

В обоснование иска указано, что Клабуков А.В. является инвалидом группы с Дата обезл. по общему заболеванию. Клабукову А.В. установлен диагноз: диагноз. Консилиумом врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» Клабукову А.В. рекомендован препарат «Ломустин» (обеспечение по месту жительства). Аналогичный препарат рекомендован врачом ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России. Курс приема: «Ломустин» 40 мг внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. Рецепты Клабукову А.В. в 2023 году - истекшем периоде 2024 года не выдавались, так указанный препарат отсутствовал в аптечной сети. Клабуков А.В. является лицом, обладающим заболеванием, при котором имеет право на получение бесплатно по рецептам врача за счет средств регионального бюджета всех необходимых лекарственных препаратов. При этом необходимым для жизни и здоровья лекарственным препаратом больной не обеспечен. ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» неоднократно направляло заявку в Министерство здравоохранения Владимирской области для закупки «Ломустина» 40 мг для Клабукова А.В., однако до настоящего времени заявки не удовлетворены. В связи с необходимостью и невозможностью приостановления лечения, а также не обеспечением лекарственными препаратами, Клабуков А.В. был вынужден приобрести их за собственные денежные средства, затратив 46000 руб., что подтверждается соответствующим кассовым чеком.

Прокурор считает необходимым возместить затраты истца в полном объеме и незамедлительно обеспечить Клабукова А.В. медицинским препаратом, который ему показан к применению, в связи с чем решение в указанной части подлежит обращению к немедленному исполнению.

Прокурор Красненкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Клабуков А.В. указал, что неоднократно узнавал, появилось ли лекарственное средство по льготе, однако оно все не появлялось. Так как здоровье становилось хуже, он был вынужден приобрести лекарство самостоятельно. Поиск «Ломустина» 40 мг длился долго, в итоге 1 упаковка препараты была найдена в аптеке в г. Владимире. Просил возместить его затраты в размере 46000 руб.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала полностью. Указала, что врачебная комиссия пришла к выводу о необходимости продолжения лечения Клабукова А.В. с помощью «Ломустина» 40 мг, однако на заявки учреждения Министерство не реагировало, закупка препарата для больного не была осуществлена. Рецепт лечащим врачом был выписан, однако пациенту на руки не выдавался, так как препарат для Клабукова А.В. не был закуплен Министерством здравоохранения Владимирской области и отсутствовал в аптечной сети.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области по вызову суда не прибыл, отзыв не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в отзыве указало, что препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно не закупался, как и в отдельности для Клабукова А.В.

Представитель ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенный о рассмотрении дела, в суд не прибыл.

В соответствии со ст.ст. 167 с учетом согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть его при имеющейся явке.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

Ст. 70 Федерального закона №323-Ф3 определено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.

Указанным Постановлением определено, что инвалиды группы обеспечиваются лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно.

В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4п «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ №4п) назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.

В силу требований п. 33 Приказа №4п назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.

Таким образом, право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

На основании п. 1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются: в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях: гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №90 и др.

Согласно п.п. 1.4, 1.5 Положения Департамент здравоохранения Владимирской области (в н.в. Министерство здравоохранения Владимирской области) является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки.

Медицинские организации государственной системы здравоохранения Владимирской области, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь прикрепленному населению и участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, являются уполномоченными учреждениями на предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Положения порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается Министерством здравоохранения.

Министерство здравоохранения: ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; проводит информационноразъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки государственному казенному учреждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и уполномоченным учреждениям.

На основании п.п. 3.6, 3.7 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторнополиклиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях, утвержденный Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи, утверждаемой на соответствующий финансовый год и плановый период.

Назначение и применение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий, входит в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская центральная районная больница».

Постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 №1011 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области (далее - Положение о Министерстве здравоохранения).

В соответствии с разделом 2 указанного Положения к полномочиям Министерства относятся, в том числе организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

На основании п. 3.16 Положения о Министерстве здравоохранения, последнее организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, специализированных продуктов питания в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Клабуков А.В. является инвалидом певой группы (общее заболевание) (л.д. 13).

Находится под наблюдением врачей-онкологов, с сентября 2023 года по настоящее время проходит лечение в ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер», ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России (л.д. 14-24).

Клабуков А.В. имеет следующее заболевание: диагноз (л.д. 14-26).

Наличие инвалидности 1 группы и соответствующего заболевания, в силу действующего законодательства относит Клабукова А.В. к лицам, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Лечащими врачами, а также врачебной комиссией Клабукову А.В. рекомендован прием препарата «Ломустин» 40 мг (обеспечение по месту жительства) курсами: внутрь 1 раз в неделю - 3 недели перерыв, затем снова 3 недели прием, далее 3 недели перерыв и т.д. (л.д. 14-29).

Как видно из информации ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», препарат МНН «Ломустин» в соответствии с приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Владимирской области на 2024 год централизованно, как и в отдельности для Клабукова А.В., не закупался.

ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» трижды принимало меры, направленные на обеспечение потребности Клабукова А.В. необходимым ему лекарственным препаратом (л.д. 26-31).

Министерство здравоохранения Владимирской области доказательств того, что препарат МНН «Ломустин» был закуплен для Клабукова А.В., не предоставило.

Судом установлено наличие рецепта (не до конца оформленного), необходимого для предъявления в аптечную сеть.

Вместе с тем судом установлено и сторонами не оспаривалось, что препарата «Ломустин» 40 мг в аптечной сети отсутствовал и не мог быть выдан бесплатно Клабукову А.В. по рецепту.

Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о необеспечении Клабукова А.В. необходимыми лекарственными средствами.

Поскольку выписанный лечащим врачом лекарственный препарат своевременно выдан не был, Клабуков А.В. купил его самостоятельно 29.05.2024 за 46000 руб. (л.д. 32).

Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующими платежными документами и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг лежит на Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение указанного препарата денежные средства в сумме 46000 руб. надлежит взыскать с указанного ответчика.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Клабукова А.В. необходимым ему лекарством не представлено.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Клабукова А.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что указанный препарат необходим пациенту по жизненным показаниям, направлен на предотвращение наступления жизнеугрожающих последствий, суд полагает необходимым обратить настоящее решение в части возложения обязанности по бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственными средствами к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212,

решил:

исковые требования прокурора Камешковского района (ИНН 3327102172), действующего в интересах Клабукова А.В. (паспорт гражданина РФ серии ), к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» (ИНН 3315001395), Министерству здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Клабукова А.В. денежные средства в размере 46000 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.

Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Клабукова А.В. лекарственным средством «Ломустин» 40 мг, на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

Решение суда в части возложения соответствующей обязанности обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                   А.А. Тимаков

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2024.

2-457/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Камешковского района
Клабуков Александр Владимирович
Ответчики
Министерство здравоохранения Владимирской области
ГБУЗ ВО "Камешковская районная больница"
Другие
ООО «Медилон-Фармимэкс»
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Судья
Тимаков А.А.
Дело на странице суда
kameshkovsky.wld.sudrf.ru
11.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее