Дело №2-2722/2019
64RS0044-01-2019-003176-73
Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова:
в составе председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Зенковой И.А.,
с участием представителя истца Григорьевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Ковш Романа Владимировича к Епихиной Анне Григорьевне о взыскании процентов с наследника должника за счет наследственного имущества,
установил:
Ковш Р.В. обратился в суд с иском к Епихиной А.Г., в котором просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 февраля 2018 года по 03 сентября 2019 года в размере 11 812 рублей 32 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3425 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что 01 января 2017 года между индивидуальным предпринимателем Ковш Р.В. «Арендодателем» и индивидуальным предпринимателем Епихиным В.А. - «Арендатором» был заключен договор краткосрочной субаренды двух смежных земельных участков общей площадью 3392 кв.метров из земель поселений: земельного участка площадью 1337 кв.метров с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> и <адрес> (договор аренды <№> от 11 февраля 2009 года); земельного участка площадью 2055 кв.метров с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (договор аренды <№> от 07 июня 2007 года). Земельные участки были сданы в субаренду и использовались ИП Епихиным В.А. для ведения деятельности платной автостоянки, применялась онлайн-касса, ОФД. Срок действия договора установлен в пункте 2.1 по <Дата>. После истечения данного срока стороны не заявляли о расторжении договора, ИП Епихин В.А. продолжал пользоваться арендованными земельными участками, осуществляя деятельность автостоянки, используя контрольно-кассовый аппарат, до 01 марта 2018 года.
<Дата> Епихин В.А. умер. По данным истца единственной наследницей Епихина В.А. по закону является его мать Епихина А.Г., которая на момент подачи настоящего иска вступила в права наследования.
Пунктом 3.1 договора субаренды установлена арендная плата за земельные участки в размере 50000 рублей в месяц. Арендная плата подлежала внесению ежемесячно, не позднее 20-го числа текущего календарного месяца, путем наличного либо безналичного расчета по реквизитам, указанным Арендодателем (п.3.2). В нарушение данных условий договора Епихин В.А. не оплатил арендную плату за январь 2018 года в размере 50000 рублей, за февраль 2018 года в размере 50000 рублей, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате в размере 100000 рублей. Согласно ч.1 ст.614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Обязательство, возникающее из договора краткосрочной аренды земельных участков, заключенного Епихиным В.А. с Ковш Р.В., связано с предпринимательской деятельностью должника и не связано неразрывно с личностью должника, и кредитор Ковш Р.В. может принять исполнение от любого лица. Такое обязательство смертью должника не прекращается. Наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя и становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Епихина А.Г., являясь единственной наследницей умершего должника Епихина В.А., приняла наследство после смерти Епихина В.А. Стоимость наследственного имущества (автомашина «Хундай Санта Фе» 2017 г., квартира) значительно превышает размер долга, в связи с чем задолженность по арендной плате и проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию в судебном порядке. Необходимо отметить, что ответчица лично получила денежные средства, являющиеся выручкой автостоянки за хранение автомашин, за январь-февраль 2018 года в полном объеме. Несмотря на данный факт, обязательства по погашению задолженности Епихина В.В. по арендной плате за земельные участки не исполнены
Истец Ковш Р.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Григорьева Е.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Епихина А.Г. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из материалов дела установлено, что 01 января 2017 года между индивидуальным предпринимателем Ковш Р.В. «арендодателем» и индивидуальным предпринимателем Епихиным В.А. - «арендатором» был заключен договор краткосрочной субаренды двух смежных земельных участков общей площадью 3392 кв.метров из земель поселений: земельного участка площадью 1337 кв.метров с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (договор аренды <№> от 11 февраля 2009 года); земельного участка площадью 2055 кв.метров с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: г.Саратов, <адрес> <адрес> (договор аренды <№> от 07 июня 2007 года).
Срок действия договора установлен в пункте 2.1 по 30 ноября 2017 года.
После истечения срока договора арендатор продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем действие договора возобновилось на тех же условиях на неопределенный срок.
Пунктом 3.1 договора субаренды установлена арендная плата за земельные участки в размере 50000 рублей в месяц. Арендная плата подлежала внесению ежемесячно, не позднее 20-го числа текущего календарного месяца, путем наличного либо безналичного расчета по реквизитам, указанным Арендодателем (п.3.2).
В нарушение данных условий договора Епихин В.А. не оплатил арендную плату за январь 2018 года в размере 50000 рублей, за февраль 2018 года в размере 50000 рублей, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате в размере 100000 рублей.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
<Дата> Епихин В.А. умер. Единственной наследницей Епихина В.А. по закону является его мать Епихина А.Г., которая вступила в права наследования.
При рассмотрении данного спора ответчиком Епихиной А.Г. погашена задолженность по оплате арендной платы по договору аренды за январь 2018 года в размере 50000 рублей, за февраль 2018 года в размере 50000 рублей, а всего в общей сумме 100000 рублей, в связи с чем представитель истца отказалась от исковых требований в данной части и отказ от части исковых требований был принят судом.
Предъявляя исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 января 2018 года по день фактического возврата долга к наследнику Епихиной А.Г., истец указал на ненадлежащее исполнение обязательств по договору субаренды от 01 января 2017 года.
Согласно положениям (пункты 1, 3) статьи 395 Гражданского кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление от 24.03.2016 N 7) приведены следующие разъяснения. Проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Кодексе).
Сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов (пункт 48 постановления от 24.03.2016 N 7).
Согласно абз. 2 ст. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Проценты, подлежащие уплате в соответствии со ст. 395 ГК РФ, взимаются за неисполнение денежного обязательства наследодателем по день открытия наследства, а после открытия наследства за неисполнение денежного обязательства наследником, по смыслу п. 1 ст. 401 ГК РФ, - по истечении времени, необходимого для принятия наследства (приобретения выморочного имущества). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ).
Вместе с тем, в абз. 3 п. 61 вышеназванного Постановления содержится разъяснение о том, что, установив факт злоупотребления правом, например, в случае намеренного без уважительных причин длительного непредъявления кредитором, осведомленным о смерти наследодателя, требований об исполнении обязательств, вытекающих из заключенного им кредитного договора, к наследникам, которым не было известно о его заключении, суд, согласно п. 2 ст. 10 ГК РФ, отказывает кредитору во взыскании процентов за весь период со дня открытия наследства, поскольку наследники не должны отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны кредитора.
Суд считает, что материалами дела подтверждается наличие совокупности признаков, обозначенных в абз. 3 п. 61 Постановления. Так, из материалов дела следует, что истец знал о смерти наследодателя еще 02 марта 2018 года, ответчик обратилась в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства 28 марта 2018 года, то есть в установленный законом срок. Доказательств, свидетельствующих о том, что наследнику умершего было известно об обязательствах умершего по договору субаренды, в материалы дела не представлено. Не являются доказательствами, подтверждающими, что ответчику было известно о не исполненных со стороны наследодателя обязательствах по договору субаренды земельного участка, направление в адрес наследодателя уведомления о прекращении договора, поскольку отсутствуют сведения о получении данного уведомления, в том числе и ответчиком.
Поскольку обращение истца с иском о взыскании задолженности имело место лишь 05 августа 2019 года, то есть имело место длительное не предъявление кредитором, осведомленным о смерти наследодателя, без уважительных причин, требований об исполнении обязательств, вытекающих из заключенного им договора субаренды, к наследнику, которому не было известно о его заключении, суд в соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ отказывает истцу во взыскании процентов за весь период со дня открытия наследства, поскольку наследник не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны кредитора.
С учетом изложенного подлежат взысканию с ответчика в пользу истца проценты, подлежащие уплате в соответствии со ст. 395 ГК РФ за неисполнение денежного обязательства наследодателем по день открытия наследства, то есть с 21 января 2018 года по 01 марта 2018 года в общей сумме 510 рублей 96 копеек.
Расчет следующий: с 21 января 2018 года (согласно п.3.2. договора аренда вносится не позднее 20-го числа текущего календарного месяца, следовательно, за январь 2018 года оплата по договору должна быть произведена до 20 января 2018 года) по 11 февраля 2018 года: 50 000 рублей * 22 дня *7,75%/365= 233 рубля 56 копеек; с 12 февраля 2018 года по 20 февраля 2018 года : 50 000 рублей*9*7,50/365=92 рубля 47 копеек; с 21 февраля 2018 года (согласно п.3.2. договора аренда вносится не позднее 20-го числа текущего календарного месяца, следовательно, за февраль 2018 года оплата по договору должна быть произведена до 20 февраля 2018 года): 100 000 рублей* 9 дней*7,50%=184 рубля 93 копейки, а всего 510 рублей 96 копеек.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 3210 рублей 21 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Епихиной Анны Григорьевны в пользу Ковш Романа Владимировича проценты, подлежащие уплате в соответствии со ст. 395 ГК РФ за неисполнение денежного обязательства наследодателем за период с 21 января 2018 года по 01 марта 2018 года в общей сумме 510 рублей 96 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3210 рублей 21 копейки.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Заводской районный суд г. Саратова после изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.Г.Московских