Судья Гатауллин Р.А. дело № 33а-1664/2019
учет 021а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
22 февраля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Мочаловой Ю.Р., Гафиятуллина Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ12 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ13. РѕР± оспаривании решения РњРљРЈ «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования Рі. Казани» РѕР± отказе РІ переводе нежилых помещений РІ жилые Рё возложении обязанности согласовать перевод.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав РІ ее поддержку Р¤РРћ14 Рё его представителя Р¤РРћ15, представителя муниципального казенного учреждения «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования Рі.Казани» РїРѕ доверенности Р¤РРћ16 возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ17. (далее – административный истец) обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє муниципальному казенному учреждению «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования Рі.Казани» (далее – административный ответчик, администрация Советского района РРљРњРћРі.Казани) Рѕ признании решения РѕР± отказе РІ переводе нежилых помещений РІ жилые незаконным Рё возложении обязанности согласовать перевод.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником нежилого помещения общей площадью 114,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. С целью перевода указанного помещения в жилой фонд и получения на это соответствующего разрешения, административный истец с приложением необходимых документов обратился к административному ответчику, однако, получил отказ в переводе нежилого помещения в жилой фонд на том основании, что в результате образования четырех изолированных друг от друга объектов недвижимости происходит реконструкция первоначального объекта недвижимости, изменяются уникальные характеристики объекта недвижимости в части количества помещений.
По мнению административного истца, отказ органа местного самоуправления является неправомерным, в связи с тем, что в результате переустройства уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома не происходит, как не происходит и реконструкция объекта недвижимости, в связи с этим, административный истец просил признать незаконным решение от17 сентября 2018 года ....
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚22 октября 2018 РіРѕРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечен Рсполнительный комитет муниципального образования Рі.Казани.
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции представитель административного истца РїРѕ доверенности Р¤РРћ18 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Рё заинтересованного лица РїРѕ доверенности Р¤РРћ19 СЃ административным исковым заявлением РЅРµ согласилась, просила отказать РІ его удовлетворении.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
РЎ решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласился Р¤РРћ20., РІ апелляционной жалобе ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ его отмене. Р’ обоснование жалобы РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ те Р¶Рµ РґРѕРІРѕРґС‹, что Рё РІ первоначальном административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, указывает РЅР° неправильную оценку СЃСѓРґРѕРј обстоятельств дела, ненадлежащее применение РЅРѕСЂРј законодательства Рё несоответствие выводов СЃСѓРґР° фактическим обстоятельствам дела. РџСЂРё этом РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ аргументы Рѕ том, что произведенные изменения РІРѕ внутридомовых инженерных системах РЅРµ влекут присоединения части общего имущества, Рё РЅРµ нарушают права остальных собственников жилого РґРѕРјР°. РљСЂРѕРјРµ этого, как указывает апеллянт, СЃСѓРґ привел РІ своем решении иные основания влекущие невозможность удовлетворения административного РёСЃРєР°, РІ частности отсутствие РІ предполагаемых жилых помещения РєСѓС…РѕРЅСЊ, что РЅРµ отражено РІ оспариваемом ответе административного ответчика.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории административных дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· материалов административного дела следует, что Р¤РРћ21 РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚27 февраля 2015 РіРѕРґР° в„–2 владеет РЅР° праве собственности нежилым помещением <данные изъяты> общей площадью 114,3 РєРІ.Рј, расположенным РїРѕ адресу: Рі<адрес>, номера РЅР° поэтажном плане ....
Согласно техническому паспорту от 20 августа 2008 года указанное помещение (№1005) состоит из торгового зала (площадью 32 кв.м), игрового салона (площадью 22 кв.м), склада (площадью 20,4кв.м), двух умывальных (площадью по 1,2 кв.м), двух туалетов (площадью по 1,2кв.м), коридора (площадью 29,1 кв.м) и кабинета (площадью 6 кв.м). Общая площадь составляет 114,3 кв.м.
РР· проекта перепланировки нежилого помещения, составленному РІ 2015 РіРѕРґСѓ ООО«Проектная фирма «Перспектива», предусматривается перепланировка нежилых помещений РїРѕРґ квартиры, СЃ изменением функционального назначения нежилых помещений: РЅР° отведенной площади, которая ограничена существующим межквартирными кирпичными стенами, предусматривается разделение РЅР° четыре квартиры, состоящие РёР· жилых комнат Рё вспомогательных помещений: РєРѕСЂРёРґРѕСЂРѕРІ, санузлов, душевой, гардеробной Рё мест общего пользования. Для этого: прорезаются дверные проемы, СЃ установкой металлических перемычек, РІ ненесущих кирпичных перегородках, согласно плану; возводятся перегородки РёР· кирпича толщиной 120РјРј, согласно проекту; санузлы оборудуются ванной, раковиной Рё унитазом, РІ душевой устанавливаются душевой РїРѕРґРґРѕРЅ, СЃ подключением РІ существующие сети РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° Рё канализации; производится гидроизоляция санузлов Рё душевой новыми гидроизоляционными материалами РїРѕ современным технологиям; вентиляция санузлов Рё душевой осуществляется вентиляционным РєРѕСЂРѕР±РѕРј через существующие вентканалы, организованные РІ процессе строительства здания. Данная перепланировка РЅРµ затрагивает несущие конструкции жилого РґРѕРјР° Рё РЅРµ нарушает целостность Рё прочность здания.
Р¤РРћ22 обратился РІ администрацию Советского района РРљРњРћРі.Казани СЃ заявлением Рѕ переводе указанного нежилого помещения РІ жилые.
Как следует из ответа муниципального казенного учреждения «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от17 сентября 2018 года .... административному истцу отказано в удовлетворении его заявления, с указанием того, что планируемое изменение объекта недвижимости, в результате чего образуются четыре изолированных друг от друга самостоятельных объекта недвижимости, свидетельствуют о реконструкции первоначального объекта недвижимости, поскольку изменяются уникальные характеристики объекта недвижимости в части количества помещений, площади. Кроме того, проектом предусмотрена дополнительная врезка коммуникаций во внутридомовые инженерные системы, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в представленных же документах решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, оформленное соответствующим протоколом, не приложено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом требования действующего законодательства не выполнены и к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое не представлено согласие всех собственников помещений в данном доме на перепланировку. Кроме этого административным истцом не соблюдены предусмотренные статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует вышеприведенным положениям нормативных правовых актов и подтверждается материалами административного дела.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
На основании части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Как указано в части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников. Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого указания на получение согласия собственников дома на перевод жилого помещения в нежилое, отсутствие такого согласия может явиться основанием для отказа в переводе.
Таким образом, реконструкция, переустройство и перепланировка жилого помещения, изменяющие параметры объектов капитального строительства, качества инженерно-технического обеспечения, в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Несмотря на отсутствие в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя сведений о согласии всех собственников многоквартирного дома на стадии согласования проводимых изменений, если такие изменения связаны фактически с необходимостью проведения работ, изменяющие параметры объектов капитального строительства, качества инженерно-технического обеспечения, положения статьи 26 Кодекса необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный истец, обращаясь к административному ответчику с заявлением о переводе нежилых помещений в жилые, не представил согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома. Необходимость предоставления указанного документа обусловлена тем, что осуществленное административным истцом переустройство спорного помещения изменение параметров объектов капитального строительства и качества инженерно-технического обеспечения.
Обоснованным также является вывод суда о том, что не представляется возможным удовлетворение административного иска о возложении на административного ответчика обязанности согласовать перевод нежилых помещений в жилые, поскольку административным истом не соблюдены предусмотренные статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения.
Так, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее – требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования, предъявленные к жилым помещениям, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от28 января 2006 года №47 (далее – Положение).
Согласно пункту 5 Положения жилым помещением признается квартира, являющаяся структурно-обособленным помещением в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Аналогичное положение изложено и в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, пригодность помещения для целей проживания определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от28 января 2006 года №47, содержащем четкий перечень предъявляемых к такому помещению требований, прямое несоответствие которому нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, а именно отсутствие в вновь созданных жилых помещениях помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· пунктов 3.12 – 3.14 РЎРІРѕРґР° правил «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция РЎРќРёРџ 31-01-2003В», утвержденных приказом Минстроя Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚03.12.2016 в„–883/РїСЂ, РєСѓС…РЅСЏ является вспомогательным помещением или его частью, СЃ обеденной Р·РѕРЅРѕР№ для приема пищи членами семьи, Р° также СЃ размещением РєСѓС…РѕРЅРЅРѕРіРѕ оборудования для приготовления пищи, РјРѕР№РєРё, хранения РїРѕСЃСѓРґС‹ Рё инвентаря, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ для временного хранения продуктов питания Рё СЃР±РѕСЂР° коммунальных отходов; РєСѓС…РЅСЏ-ниша – кухней без столовой Р·РѕРЅС‹, расположенная РІ части жилого или вспомогательного помещения Рё оборудованная электроплитой Рё приточно-вытяжной вентиляцией СЃ механическим или естественным побуждением; РєСѓС…РЅСЏ-столовая – помещением СЃ Р·РѕРЅРѕР№, предназначенной для приготовления пищи, Рё обеденной Р·РѕРЅРѕР№ для единовременного приема пищи всеми членами семьи.
Как следует из представленного административным истцом проекта, в результате проведенных работ образуются четыре квартиры, в которых отсутствует помещения с зоной, предназначенной для приготовления пищи, и обеденной зоной для единовременного приема пищи всеми членами семьи. Следовательно, вновь образуемые жилые помещения не отвечают установленным требованиям закона, что не предполагает возможность удовлетворения заявления административного истца.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к основаниям первоначально заявленных требований, каких-либо правовых аргументов в опровержение выводов суда не содержат, и не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° РїРѕ данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ23 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё