ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2024-000611-91
Дело № 33-1926/2024
Судья Помишина Л.Н. поступило 15 мая 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2024 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Богомазовой Е.А., при секретаре Даниловой А.Ж., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о включении периодов работы в страховой стаж, в специальный стаж, назначении пенсии апелляционную жалобу представителя истца по доверенности Яковлева А.Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2024 г. (с учетом определения суда об исправлении описки от 04.04.2024 г.), которым постановлено:
Исковые требования Морозова Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж Морозова Сергея Николаевича (...) период прохождения военной службы с 21 ноября 1989 года по 31 октября 1991 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав представителя истца Морозова С.Н. - Яковлева А.Н., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия -Ивашинникову Н.Л., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Морозов С.Н. обратился в суд с иском, в котором согласно уточненным требованиям просит включить в страховой стаж период прохождения военной службы с 21 ноября 1989 года по 11 декабря 1991 года, период работы в должности десантника-пожарного в <...> лесов и обслуживания лесного хозяйства с 21 мая 1992 года по 21 августа 1992 года; включить в специальный стаж периоды его работы с 1 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года в должности и.о. летчика-наблюдателя <...>, с 24 мая 1993 года по 31 декабря 2010 года в должности летчика-наблюдателя 3 класса <...>, с 1 января 2011 года по 31 января 2019 года в должности старшего летчика-наблюдателя <...>, с 1 февраля 2019 года по 31 декабря 2020 года в должности руководителя <...>; обязать ОСФР по РБ назначить страховую пенсию по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 3 апреля 2023 года.
Требования мотивированы тем, что истец проживал на территории Казахской ССР и Республики Казахстан с 5 июня 1971 года по 15 июля 2022 года, работал. 3 апреля 2023 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», но получил отказ. Так, в решении ОСФР по РБ от 18 апреля 2023 года указано, что на дату обращения продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней, при требуемой продолжительности не менее 25 лет. Спорные периоды работы с 1 сентября 1992 года не были включены ответчиком в специальный стаж, поскольку сведения о периодах работы компетентным органом государства-участника Соглашения не подтверждены, с 1 января 1998 года в Республике Казахстан отменена досрочная выплата пенсий. Отказ в назначении пенсии полагает необоснованным, нарушающим его права, поскольку согласно ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу (то есть до 1 января 2021 года), пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Соответственно, за стаж работы, приобретённый до вступления в силу Соглашения от 20 декабря 2019 года, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством РФ и Соглашением от 13 марта 1992 года, которое прекратило действие с 1 января 2023 года.
Истец Морозов С.Н. в судебное заседание не явился, извещался судом, имеется письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие до вынесения решения по существу с участием его представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Яковлев А.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года денонсировано, однако, пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
Представитель ОСФР по Республике Бурятия по доверенности Михайлова З.А. возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном возражении на иск, дополнительно пояснила, что поскольку с 1 января 2023 года прекращено действие Соглашения в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения, спорные периоды работы в Казахстане не подлежат включению пенсионным органом в страховой и специальный стаж. Кроме того, с января 2013 года для назначения досрочной пенсии обязательным требованием является уплата работодателем доптарифа, истец трудился не на территории РФ, страховые взносы и доптарифы в Фонд не уплачивались. Не возражала против включения в общий страховой стаж периода прохождения военной службы, пенсионный орган в данной части отказ не выносил, при обращении с заявлением о назначении пенсии военный билет не был предоставлен.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Яковлев А.Н. просит изменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27.03.2024 года, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Указывает, что Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 года в настоящее время является действующим. Согласно п. 12 указанного Соглашения, за стаж работы приобретенный до вступления в силу Соглашения 1 января 2021 года, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13.03.1992 г. На основании ст. 1, п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. стаж работы, приобретенный истцом до 1.01.2021 г. на территории Республики Казахстан, должен учитываться при назначении пенсии. То обстоятельство, что Соглашение от 13.03.1992 г. с 1.01.2023 года прекратило свое действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения не является основанием для отказа в назначении истцу пенсии. Считает, что денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения. Согласно п. 13 Соглашения от 13.03.1992 года каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают. Таким образом, при денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств- участников СНГ будет осуществляться в соответствии с новыми заключенным соглашениями, либо в соответствии с национальным законодательством, однако выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 г., определение стажа работы, приобретённого до 1.01.2021 г., Российской Федерацией будет продолжена. Иное приводило бы к нарушению прав граждан на пенсионное обеспечение. Пенсионный стаж был приобретён истцом до денонсации Соглашения от 13.03.1992 г. Гражданство РФ было предоставлено истцу 29.12.2022 г. Истец приехал в РФ в феврале 2023 г., после чего 03.04.2023 г. подал заявление о назначении пенсии. Считает, что истце имеет право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку имел стаж на соответствующих видах работ. Факт осуществления истцом трудовой деятельности подтверждается трудовой книжкой, свидетельством летчика-наблюдателя, летной книжкой, согласно которой время общего налёта составляет 8738 часов 02 мин., справками <...>», приказами работодателя. Страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались за истца в соответствующие органы Республик Казахстан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Казахстан, не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца в настоящее время постоянно проживающего на территории РФ, осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ, а не законодательства Казахстана. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Ивашинникова Н.Л. полагает, что оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Представитель истца Яковлев А.Н. в заседании суда апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал.
Представитель ответчика Ивашинникова Н.Л. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила, что при определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств-участников соглашений, в которых институт досрочных пенсий отменен, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств. В Республике Казахстан с 1 января 1998 года отменено назначение досрочных пенсий. Досрочное пенсионное обеспечение граждан, проработавших в летном составе гражданской авиации, не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Истец Морозов С.Н. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют лица достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Правительством Российской Федерации 18 июля 2002 года принято Постановление № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18 июля 2002 года, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц.
С 1 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. "з" п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».
В Список лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Советом Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, включены: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата, парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 м.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного Кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 8 апреля 1985 г. № 77 (действовало с 1 декабря 1985 г. и утратило силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что с 29 декабря 2022 года истец Морозов С.Н. считается гражданином РФ, приобретшим гражданство РФ в упрощенном порядке.
3 апреля 2023 года Морозов С.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Бурятия от 18 апреля 2023 года принято решение об отказе в установлении пенсии Морозову С.Н., поскольку на дату обращения продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней, при требуемой продолжительности не менее 25 лет. Периоды работы с 1 сентября 1992 года по 15 марта 2022 года в должности летчика-наблюдателя в <...>» не включены в специальный стаж, поскольку для реализации права на пенсию в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее – Соглашение ЕАЭС от 19 декабря 2019 года) трудящийся может обратиться за установлением пенсии в любой территориальный орган ПФР по своему выбору с заявлением о назначении пенсии. Согласно ст. 12 Соглашения ЕЭС за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, согласно ст. 10 Соглашения компетентным органом периоды работы не подтверждены; с 1 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 июля 1996 года №32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР « О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Как следует из трудовой книжки истца, Морозов С.Н. осуществлял трудовую деятельность с 1 ноября 1991 года по 18 мая 1992 года в качестве сантехника в «<...>», с 21 мая 1992 года по 21 августа 1992 года в должности десантника-пожарного в <...>, с 1 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года в должности и.о. летчика-наблюдателя <...>, с 24 мая 1993 года по 31 декабря 2010 года в должности летчика-наблюдателя 3 класса <...>, с 1 января 2011 года по 31 января 2019 года в должности старшего летчика-наблюдателя <...>, с 1 февраля 2019 года по 31 декабря 2020 года в должности руководителя <...>.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Морозова С.Н. следует, что дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – 7 сентября 2022 года, имеются сведения о периодах трудовой деятельности в период с 12 сентября 1998 года по 17 ноября 1989 года в качестве работника «<...> с 1 ноября 1991 года по 12 марта 1992 года в качестве сантехника «<...>», далее с 3 квартала 2022 года имеются сведения о трудовой деятельности в <...>».
Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что правовых оснований для включения в страховой стаж периодов работы истца на территории Республики Казахстан, начиная с 13 марта 1992 года, не имеется, т.к. на день назначения истцу пенсии двустороннего соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве по пенсионному обеспечению, регулирующего вопросы пенсионных прав граждан, выехавших на постоянное проживание в Россию из Казахстана, нет, а заключенное ранее Соглашение стран СНГ, регулирующее пенсионные права граждан бывших республик СССР, денонсировано.
Выводы суда первой инстанции являются верными, надлежащим образом мотивированы, основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, представленные доказательства получили оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Статьей 11 ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях»).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года было определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Однако, Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» действие Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года в отношениях Российской Федерации с другими участниками прекращено и с 1 янва░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2022 ░░░░ № 175-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░». ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 13 ░░░░░ 1992 ░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 1992 ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░ 1992 ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 20.12.2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. 2 ░░. 12 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 1992 ░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13.03.1992 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 13.03.1992 ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░, ░ ░░░░ ░░. 38 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 1995 ░░░░ № 101-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2024 ░. (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04.04.2024 ░.) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░: