3-162/2015 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2015 года |
г.Красноярск |
Красноярский краевой суд в составе: председательствующего судьи Пашковского Д.И., при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Назаровская ГРЭС" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации <данные изъяты> Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Назаровская ГРЭС" (далее административный истец), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Назаровского района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты>., определённой по состоянию на 01.01.2009.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты>. значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушены права административного истца, который оплачивает арендную плату в завышенном размере.
В судебное заседание представители административных соответчиков - ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Красноярского края, а также представитель заинтересованного лица - администрации Назаровского района Красноярского края не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Валинскую Н.В., представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по доверенности <данные изъяты> О.В., изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как видно из материалов дела земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, передан 05.05.2009 администрацией Назаровского района Красноярского края в аренду ОАО "Назаровская ГРЭС" сроком до 01.01.202. По условиям заключённого сторонами договора аренды административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого земельного участка (л.д. 33-51).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.10.2008 N 24ЗУ/08-48250 вышеуказанный земельный участок входит в категорию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование - "для опытно-промышленного участка по горнотехническую рекультивацию нарушенных горными работами земель" (л.д. 43-45).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2012 N 210-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края, в том числе и указанного выше земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.11.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> <данные изъяты>. установлена актом определения кадастровой стоимости от 18.05.2012. Дата определения кадастровой стоимости этого участка 01.01.2009 (л.д. 15).
06.07.2015 ОАО "Назаровская ГРЭС" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N 453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> с приложением необходимых для этого документов (л.д. 52-53).
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13.07.2015 N 559 заявление ОАО "Назаровская ГРЭС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, возвращено без рассмотрения по существу и предложено обратиться в суд с соответствующим заявлением (л.д. 54-55).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 10.03.2015 N 210зу-2015, выполненный оценщиком <данные изъяты> Т.А., в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2009 составляет <данные изъяты>. (л.д. 116-221).
Соответствие отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительным экспертным заключением от 10.08.2015 N 1466 некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", членом которого является оценщик <данные изъяты> Т.А. (л.д. 58-83).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет от 10.03.2015 N 210зу-2015 (л.д. 116-221) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение от 10.08.2015 N 1466 (л.д. 58-83) так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
ОАО "Назаровская ГРЭС" является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть определена равной рыночной в размере <данные изъяты>. по состоянию на 01.01.2009.
Рыночная стоимость указанного земельного участка подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное ОАО "Назаровская ГРЭС" требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения ОАО "Назаровская ГРЭС" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 06.07.2015.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Заявление ОАО "Назаровская ГРЭС" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>", в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей определенной по состоянию на 01.01.2009.
Датой обращения ОАО "Назаровская ГРЭС" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> считать 06.07.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий |
Д.И. Пашковский |