Решение по делу № 2-1686/2024 от 02.07.2024

УИД 63RS0042-01-2024-002316-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2024г. Куйбышевский районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Ломакиной Т.Н. при секретаре Подгорновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1686/2024 по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ООО «Транс Авто» о признании бездействия незаконным и обязании провести оценку условий труда рабочего времени,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Куйбышевского районного суда <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ООО «Транс Авто», в котором просил признать бездействие ООО «Транс Авто», выраженное не проведением специальной оценки условий труда, незаконным; обязать ООО «Транс Авто» в течении 2 месяцев совместно с специализированной организацией провести специальную оценку условий труда рабочего места ФИО1

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе мониторинга ООО «Транс Авто» исполнения требований законодательства о труде выявлены нарушения. В ходе мониторинга выявлено, что ООО «Транс Авто» требования ФЗ «О специальной оценке условий труда» от <дата> №426-ФЗ не выполнены, специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда не проведена. Так в прокуратуру района поступило обращение ФИО1, осуществляющего трудовую деятельность в ООО «Транс Авто» о не проведении аттестации рабочих мест. Установлено, что <дата> между ФИО1 и ООО «Транс Авто» в лице директора ФИО3 заключен трудовой договор, ФИО1 трудоустроен на должность водителя автобуса. <дата> прокуратурой района вносилось представление в адрес директора ООО «Транс Авто» об обязании устранения вышеуказанных нарушений. <дата> в прокуратуру района поступил ответ на представление, согласно ответа руководством ООО «Транс Авто» должностным лицам поручено принять достаточные меры по исполнению требований законодательства. Таким образом, действенных мер, направленных на реальное устранение допущенных нарушений, ООО «Транс Авто» не принято, а именно на настоящий момент специальная оценка условий труда не проведена.

В ходе рассмотрения дела к участию в дела в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция труда по <адрес>.

В судебное заседание представитель прокуратуры <адрес> не явился, извещался надлежащим образом.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Транс Авто» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении заявленных требований в свое отсутствие, исковые требования признали.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания судом извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В целях реализации данного конституционного права в ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Конкретизируются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Абзацем 10 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ от <дата> ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Со вступлением в силу с <дата> ФЗ от <дата> «О специальной оценке условий труда» на всех без исключения работодателей возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.

При этом условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Судом установлено, что ООО «Транс Авто» требования ФЗ «О специальной оценке условий труда» от <дата> №426-ФЗ не выполнены, специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда не проведена.

Так в прокуратуру района поступило обращение ФИО1, осуществляющего трудовую деятельность в ООО «Транс Авто» о не проведении аттестации рабочих мест.

Установлено, что <дата> между ФИО1 и ООО «Транс Авто» в лице директора ФИО3 заключен трудовой договор, ФИО1 трудоустроен на должность водителя автобуса.

<дата> прокуратурой района вносилось представление в адрес директора ООО «Транс Авто» об обязании устранения вышеуказанных нарушений. <дата> в прокуратуру района поступил ответ на представление, согласно ответа руководством ООО «Транс Авто» должностным лицам поручено принять достаточные меры по исполнению требований законодательства.

С доводами изложенными в исковом заявлении суд соглашается, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом <...>, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В силу ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии со ст. 8 Закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, установлено, что бездействием ответчика – работодателя, выразившимся в не проведении специальной оценки условий труда, нарушаются права работников ООО «Транс Авто», а также лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях.

Разрешая спор, суд исходит из того, что ООО «Транс Авто» не представлено доказательств выполнения установленной законом обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда рабочих мест.

При установленных обстоятельствах, суд считает исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая характер обязанности, которую истец требует возложить на ответчика, необходимость несения расходов в связи с исполнением решения суда, с учетом требований истца о сроке выполнения возложенной обязанности, суд приходит к выводу о том, что срок выполнения ответчиком возложенной обязанности, суд приходит к выводу о том, что срок выполнения ответчиком возложенной обязанности – в течение 2 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, требование прокурора в данной части также следует удовлетворить.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Поскольку истец при подаче искового заявления в соответствии с ч.9 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Транс Авто», выраженное не проведением специальной оценки условий труда, незаконным.

Обязать ООО «Транс Авто» (ИНН ) провести специальную оценку условий труда рабочего места ФИО1 совместно с специализированной организацией в течение 2 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

    Взыскать с ООО «Транс Авто» (ИНН ) в доход муниципального образования г.о. Самара государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья:                     п/п     Т.Н. Ломакина

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

Подлинник документа хранится в материалах дела

2-1686/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Абсалеев Тлеккабула Саткалиевич
Прокуратура Куйбышевского района г. Самары
Ответчики
ООО "Транс Авто"
Другие
Государственная инспекция труда Самарской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самара
Судья
Ломакина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kuibyshevsky.sam.sudrf.ru
02.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
09.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
25.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2024Дело оформлено
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее