Дело № 2а-69/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 февраля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бритвиной Каролины Сергеевны в интересах Кузьминой Ольги Федоровны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Бритвина К.С., действующая в интересах Кузьминой О.Ф. по доверенности, обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Административный иск обоснован тем, что истец обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 8200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство отказало истцу в удовлетворении поданного заявления в связи с нахождением испрашиваемого в собственность земельного участка в зоне запретных нерестоохранных полос лесов. Представитель истца считает отказ незаконным, поскольку зоны нерестоохранных полос лесов устанавливаются только в отношении земельных участков, отнесенных к категории земли лесного фонда, при этом земельный участок административного истца не относится к землям лесного фонда. Ни положения Лесного кодекса Российской Федерации, ни Приказ №122 от 29.03.2018 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», в соответствии с которым проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, на которые как на основание отказа ссылается административный ответчик, не регулирует спорные правоотношения о предоставлении в собственность земельного участка, поскольку спорный земельный участок не входит в состав существующих лесничеств. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 15, ст. 27 ЗК РФ, указывает, что поскольку земельный участок истца не является изъятым либо ограниченный в обороте, отказ в предоставлении его в собственность административному ответчику является незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Бритвина К.С., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный истец Кузьмина О.Ф., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Мийнальского сельского поселения, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лахденпохского муниципального района и Кузьминой О.Ф. был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером № площадью 8200 кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, ДД.ММ.ГГГГ договор прошел государственную регистрацию.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина О.Ф. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
Из оспариваемого отказа от 24 ноября 2020 года за № 28906/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Кузьминой О.Ф. в предоставлении спорного земельного участка в собственность по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, к компетенции ответчика относится принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (пункт 9 части 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капительного строительства.
В силу п. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
В соответствии с п. 2 той же статьи, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В соответствии с пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 данного пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи.
Согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В силу п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 данной статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При этом, в силу пунктов 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.
Основанием для отказа Кузьминой О.Ф. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйств, явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.
По мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).
Из оспариваемого отказа следует, что административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с его расположением в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер. При этом административным ответчиком не представлены какие-либо доказательства об отнесении лесов в районе местоположения спорного земельного участка к защитным лесам (решение с графическим изображением лесов и т.п.).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами населенного пункта поселка Лумиваара, который, согласно Закону Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», является сельским населенным пунктом, а спорный земельный участок - полевым.
По информации администрации Лахденпохского муниципального района, в картографическом материале и текстовой части Генерального плана и Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения № 2/4-3 от 08.11.2013, с учётом изменений, утвержденных решением Совета Лахденпохского муниципального района от 19.03.2020 № 59/421-6, отсутствует информация о зоне запретных нерестоохранных полос лесов. На территории Республики Карелия границы данных зон не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Из отзыва Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № не входит в границы лесов лесного фонда.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.
В рассматриваемом случае, договор аренды не был расторгнут в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ; в ходе рассмотрения дела не было установлено и не подтверждается материалами дела, что исключительным правом на приобретение спорного земельного участка обладает иное лицо; арендатор земельного участка использует его по целевому назначению, при этом информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях у административного ответчика отсутствует.
Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении Кузьминой О.Ф. в собственность земельного участка с кадастровым номером № по основаниям его расположения в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.
Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.
В случае отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем передачи земельного участка Кузьминой О.Ф. в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 10:12:0051301:1616.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Кузьминой Ольге Федоровне в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Кузьминой Ольги Федоровны от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
В случае отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в полном объеме устранить допущенное нарушение путем передачи земельного участка Кузьминой Ольге Федоровне в собственность без проведения торгов и заключения договора купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером №.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Кузьминой Ольги Федоровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2021 года.