Дело № 3а-20/2020
№ 88а-3111/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 14 апреля 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23.04.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления от 18 декабря 2019 года № 402.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Тарифный орган) от 18 декабря 2019 года № 402 «Об утверждении тарифов на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы» утверждены: - производственная программа КГУП «Камчатский водоканал» в сфере водоотведения в Пионерском сельском поселении Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы (пункт 1); - долгосрочные параметры регулирования КГУП «Камчатский водоканал» на долгосрочный период регулирования для установления тарифов на водоотведение потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы (пункт 2); - экономически обоснованные тарифы на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района с календарной разбивкой (пункт 3); - экономически обоснованные тарифы на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района с календарной разбивкой (пункт 4); - льготные тарифы на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района с календарной разбивкой (пункт 5).
Постановление опубликовано 19 декабря 2019 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
КГУП «Камчатский водоканал» (далее – Предприятие, регулируемая организация) обратилось в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 декабря 2019 года № 402 «Об утверждении тарифов на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы» в части исключения из тарифа амортизационных отчислений.
Решением Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года, административные исковые требования КГУП «Камчатский водоканал» удовлетворены: признано недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 декабря 2019 года № 402 «Об утверждении тарифов на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы» в части исключения из тарифа амортизационных отчислений.
2 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, поданная через Камчатский краевой суд 18 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 12 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, при формировании и утверждении тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации должна удовлетворять принципу экономической обоснованности, то есть не должна включать необоснованно завышенные расходы, наличие которых противоречит законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения. Расчёт величины расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте и должен удовлетворять принципу экономической обоснованности. В тоже время, объекты водоснабжения и водоотведения Камчатского края, переданные КГУП «Камчатский водоканал» на праве хозяйственного ведения, являются собственностью Камчатского края и созданы за счёт бюджетных средств целевого финансирования, то есть у Предприятия отсутствуют фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление вышеуказанных объектов. Учёт в необходимой валовой выручке расходов на амортизацию объектов водоотведения и водоснабжения, созданных за счёт бюджетных средств целевого финансирования, приведёт к получению регулируемой организации необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей услуг. Кроме этого, в нарушение требований подпункта 8 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, КГУП «Камчатский водоканал, заявляя расходы по статье «Амортизация» по факту регулируемой деятельности в сфере водоотведения за 2018 год в размере 214,11 тыс. рублей, не представило утверждённую инвестиционную программу в сфере водоотведения на 2018 год. Подход Тарифного органа по признанию экономически необоснованными расходов на амортизацию объектов в сфере водоснабжения и водоотведения, создание которых финансировалось за счёт бюджетных средств, и исключение их из необходимой валовой выручки регулируемой организации при отсутствии заключённого договора между регулируемой организацией и собственником имущества, предусматривающего возмещение расходов собственника имущества, формирующих стоимость основных средств, соотносится со сложившейся судебной практикой. Аналогичные выводы Тарифного органа подтверждены и в решении ФАС России от 26 июля 2019 года № 31/65247/19 по заявлению КГУП «Камчатский водоканал», а также в ответе ФАС России от 18 декабря 2020 года № ВК/111434/20 на обращение Тарифного органа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 года кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, изучив письменные возражения прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, действующей на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года №424-П), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года КГУП «Камчатский водоканал» обратилось в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края с заявлением об установлении тарифов на услуги водоотведения для потребителей Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы методом индексации.
Приказом руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20 мая 2019 года № 131 - ОД открыто дело по установлению тарифов на водоотведение КГУП «Камчатский водоканал» потребителям Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы с применением метода индексации.
На основании экспертного заключения, в котором расчёт тарифов произведён методом индексации, на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 18 декабря 2019 года были утверждены: производственная программа КГУП «Камчатский водоканал» в сфере водоотведения в Пионерском сельском поселении Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы; долгосрочные параметры регулирования; экономически обоснованные тарифы и льготные тарифы.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э, Положение по Бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённое приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 года № 26н, Налоговый кодекс РФ, и пришли к обоснованному выводу, что тарифы на услуги водоотведения, оказываемые КГУП «Камчатский водоканал» для потребителей Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2020-2024 годы, утверждённые постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 декабря 2019 года № 402, нельзя признать экономически обоснованными, поскольку Тарифный орган необоснованно исключил из НВВ предприятия фактические расходы КГУП «Камчатский водоканал» в сфере водоотведения по статье «Амортизация» за 2018 год в размере 214,11 тыс. рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, КГУП «Камчатский водоканал» представило все необходимые документы, в том числе по обоснованию амортизационных отчислений, понесённых Предприятием.
Указание в кассационной жалобе на то, что учёт в НВВ расходов на амортизацию объектов водоотведения и водоснабжения, созданных за счёт бюджетных средств целевого финансирования, приведёт к получению регулируемой организацией необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей услуг, является необоснованным, поскольку амортизация начислена Предприятием в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учёта, а доход от регулируемого вида деятельности получает собственник имущества – Камчатский край, который понёс расходы на приобретение имущества.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в судах первой и апелляционной инстанций, и её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 7 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи