Мотивированное решение изготовлено
11.06.2021
Дело №
66RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2021 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» об установлении даты смерти, признании недействительным медицинского свидетельства о смерти, обязании выдать новое медицинское свидетельство о смерти,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
После развода родителей, отец истца – <ФИО>1 жил один, истец с ним отношения не поддерживала из-за его нежелания.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на домашний телефон позвонил сотрудник полиции и сообщил о смерти отца.
Истцом было получено свидетельство о смерти отца IV-АИ №, выданное ОЗАГС г. Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ, в котором дата смерти <ФИО>1 указана как ДД.ММ.ГГГГ, запись о дате смерти внесена на основании медицинского свидетельства о смерти серии 66-728С № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
В медицинском свидетельстве о смерти указана дата ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ обнаружен в квартире, причина смерти не известна из-за гнилостных изменений, приблизительный период времени между началом паталогического процесса и смертью – не известно.
В акте судебно-медицинского исследования трупа № (исследование проводилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в разделе «обстоятельства дела» отмечено, что предположительная дата смерти не менее 2-4 месяцев по обстоятельствам декабрь 2018 года.
После обнаружения трупа, когда стало понятно, что смерть <ФИО>1 наступила давно, сотрудники полиции предложили истцу назвать любую дату, когда мог скончаться ее отец, чтобы указать ее в первоначальных документах; истец, будучи расстроенной смертью отца, назвала первую пришедшую на ум дату – ДД.ММ.ГГГГ, которая и была зафиксирована.
Истец считает запись в п.4 медицинского свидетельства о смерти серии 66-728С № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <ФИО>1 о дате смерти – ДД.ММ.ГГГГ – незаконной и основанной на недостоверных данных.
Истец просила:
- установить дату смерти <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес> Белорусской ССР как ДД.ММ.ГГГГ;
- признать недействительным медицинское свидетельство о смерти <ФИО>1, серия 66-728С № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», в части указания даты смерти – ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ответчика выдать новое медицинское свидетельство о смерти <ФИО>1 с датой смерти – ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явилась, о причинах неявки не известила, представлять свои интересы доверила представителю.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что неверное указание даты смерти <ФИО>1 препятствует истице в получении наследства.
В судебном заседании представитель ответчика требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что истец <ФИО>2 является дочерью <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельства о смерти, дата смерти <ФИО>1 указана как ДД.ММ.ГГГГ.
Из направления старшего следователя следственного отдела по <адрес> г. Екатеринбурга Лай П.Э. от ДД.ММ.ГГГГ для производства исследования трупа <ФИО>1 следует, что труп обнаружен ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре трупа на месте его обнаружения указана предположительная дата смерти не менее 2-4 месяцев по обстоятельствам декабрь 2018 г.
Согласно Акта судебно-медицинского исследования трупа № (исследование ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» проводилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в разделе «обстоятельства дела» отмечено, что предположительная дата смерти не менее 2-4 месяцев по обстоятельствам декабрь 2018 года.
В медицинском свидетельстве о смерти серии 66-728С № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном ГАУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», указана дата смерти <ФИО>1 как ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти неизвестна из-за гнилостных изменений; приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью – не известен; обстоятельства – ДД.ММ.ГГГГ обнаружен в квартире.
Истец полагает, что установленная дата смерти отца нарушает ее наследственные права.
Согласно п.35 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, для проведения экспертизы вместе с трупом доставляют постановление или определение о назначении экспертизы, а также копию протокола осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия).
Согласно ст.40 указанного Порядка, при изучении представленных документов (постановления или определения о назначении экспертизы, иных материалов) выясняют условия и обстоятельства наступления смерти. Особое внимание обращают на сведения, имеющие значение для установления ее причины и ответов на другие вопросы, содержащиеся в постановлении (определении).
Порядок выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти, формы которых утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, установлен письмом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке констатации случаев рождения и смерти, применения и контроля учетных форм, удостоверяющих случаи рождения и смерти».
В соответствии с п.18 письма Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Письмо МЗ РФ) и п.73 Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее Приказ МЗ СО), заполнению подлежат все пункты Медицинского свидетельства. В случае если заполнение того или иного пункта Медицинского свидетельства невозможно ввиду отсутствия соответствующих сведений, делается запись «неизвестно», «не установлено» или ставится прочерк.
Согласно п.20 Письма МЗ РФ и п.77 Приказа МЗ СО, при заполнении Медицинского свидетельства в п. 4 из первичной медицинской документации медицинской организации или частнопрактикующего врача вписывается дата смерти умершего(ей) (число, месяц, год, например, ДД.ММ.ГГГГ) и время, а если неизвестно, ставится прочерк.
Первичная медицинская документация – это утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» перечень форм и бланков, которые ежедневно заполняются медработниками при оказании медпомощи.
В учреждениях судебно-медицинской экспертизы при оформлении медицинских свидетельств о смерти дата смерти указывается либо на основании сведений, содержащихся в представленной медицинской документации (при наличии таковой), направленных документах лиц (органов), назначающих судебно-медицинское исследование (экспертизу), протоколах осмотров трупов на месте их обнаружения, с учетом результатов судебно-медицинского вскрытия, подтверждающих давность наступления смерти.
Как следует из пояснений представителя истца, определить конкретную дату смерти <ФИО>1 при проведении судебно-медицинского исследования трупа не представилось возможным; более того, согласно Направлению трупа на судебно-медицинское исследование, такой цели перед судебно-медицинским экспертом не ставилось.
Какой-либо медицинской документацией, учитывая обстоятельства смерти <ФИО>1, момент смерти не зафиксирован.
Таким образом, давность наступления смерти <ФИО>1, указанная в разделе «Обстоятельства дела» описательной части Акта судебно-медицинского исследования трупа №, была взята судебно-медицинским экспертом из Направления трупа на судебно-медицинское исследование от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при выдаче Медицинского свидетельства о смерти <ФИО>1, врач – судебно-медицинский эксперт, руководствуясь имеющимися в его распоряжении данными, должен был в п.4 «Дата смерти» в графе «Число» поставить прочерк (ввиду отсутствия соответствующих сведений), в графе «Месяц» указать «Декабрь», в графе «Год» - «2018».
Таким образом, в выданном медицинском свидетельстве о смерти <ФИО>1 серии 66-728С №, в п.4 «Дата смерти» ошибочно указано число «14», что соответствует периоду давности смерти, но документально не подтверждено.
Месяц и год смерти указаны в соответствии с данными Акта судебно-медицинского исследования трупа № и документов, направленных лицом, назначившим судебно-медицинское исследование.
Кроме того, дата смерти <ФИО>1 – ДД.ММ.ГГГГ – указана истцом в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ею ИП <ФИО>5 для выполнения обязанностей по погребению.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности все имеющиеся доказательства, принимая во внимание, что причину и точную дату смерти <ФИО>1 установить не удается ввиду гнилостных изменений трупа, суд считает, что указание в медицинском свидетельстве о смерти дату смерти <ФИО>1 не противоречит действующему законодательству, в том числе вышеуказанному Приказу и Рекомендациям по порядку выдачи и заполнения учетной формы №/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти».
Таким образом суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку признание недействительным медицинского свидетельства о смерти <ФИО>1, серия 66-728С № от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания даты смерти – ДД.ММ.ГГГГ, не приведет к восстановлению прав истца в части установления иной даты смерти наследодателя <ФИО>1 (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку смерть <ФИО>1 в указанную дату ничем объективно не подтверждается.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Поскольку в иске истцу отказано, не подлежат взысканию с ответчика судебные расходы (ст.98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ <░░░>2 ░ ░░░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: