Дело №2-227/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Сангар 18 сентября 2018 года
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Саввинова А.Е., единолично, с участием:
истца – Петровой В.Г.,
представителя соответчика - администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Иванова А.Ф. по доверенности от <Дата обезличена>
при секретаре Гуляевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлениюПетровой В.Г., Гр.М к администрации муниципального образования «Куокуйский наслег» о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия); об установлении факта утраты жилого помещения;
Максимова Ю.П. к администрации муниципального образования «Куокуйский наслег»о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера; об установлении факта постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ним права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия);
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Петрова В.Г., Малова Е.В., обратились с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что паводковыми водами в мае 2018 года был подтоплен их дом, в котором они фактически проживают, при обращении ответчику об оказании единовременной материальной и финансовой помощи, во включении их в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации было отказано, ссылаясь на то, что в 2008 году они получили государственный жилищный сертификат. Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; признать за ними право на оказание единовременной материальной помощи, право на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; обязать включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), об установлении факта утраты жилого помещения;
Истец Максимов Ю.П. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании суммы ущерба, причиненного в результате паводка, ссылаясь на то, что паводковыми водами в мае 2018 года был подтоплен дом, в котором он фактически проживает, при обращении ответчику об оказании единовременной материальной и финансовой помощи, во включении его в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации было отказано, ссылаясь на то, что в 2008 году собственники дома получили государственный жилищный сертификат. Просит суд признать его пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; установить факт постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации природного характера; признать за ним право на оказание единовременной материальной помощи, право на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; обязать включить его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия).
Определением судьи от <Дата обезличена> в качестве соответчика привлеченаАдминистрация муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)».
Определением судьи от <Дата обезличена> гражданские дела <Номер обезличен> по иску Максимова Ю.П. к Администрации муниципального образования «Куокуйский наслег»о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера; об установлении факта постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ним права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия), и гражданское дело <Номер обезличен> по иску Петровой В.Г. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Гр.М к администрации муниципального образования «Куокуйский наслег» о признании их пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации, об обязании включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), об установлении факта утраты жилого помещения; объединены в одно производство.
Стороны и времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Истцы Малова Е.Г., Максимов Ю.П. заявлениями просят рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Куокуйский наслег» Винокурова Н.В. ввиду загруженности на работе в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем отзыве просит удовлетворить иск в части требований в отношении несовершеннолетней Гр.М
В судебном заседании, истец Петрова В.Г. полностью поддержала исковое заявление и по существу дела суду пояснила, что они фактически проживают в указанной жилом помещении, которая является для них единственным. Максимов фактически проживает вместе с ними, работает в школе учителем.
В судебном заседании представитель соответчика - администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Иванов А.Ф. иск не признал, просит суд отказать в иске.
Суд, выслушав доводы истца Петровой В.Г., представителя соответчика Иванова А.Ф., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (редакция от 3 июля 2016 года) «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий») бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктам «г» и «д» пункта 1.4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297 «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера, в частности, по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тысяч рублей на человека).
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главы 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Главой 2 (абз.3) указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Согласно п.6.8 приказа Минприроды Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2018 года № 01-05/1-277 «О внесении изменений в Положение о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года № 01-05/1-642» (Зарегистрировано в Министерстве по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) 24 мая 2018 года № RU140182018216) при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как установлено в судебном заседании Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19.05.2018 года № 2576 на территории муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) с 19.05.2018 года объявлен режим чрезвычайной ситуации регионального характера; распоряжением Главы администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19.05. 2018 года № 613-р введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера для органов управления и сил Кобяйского звена ЯТП РСЧС сел Батамай, Ситта, Кальвица, Куокуй, п. Сангар.
Согласно информации главного специалиста ГО ЧС В.С. Переясловой, решением КЧС и ОПБ МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в с.Кальвица, <Дата обезличена> в 08-00 час. Уровень воды р.Лена у с.Кальвица составил 370 см., при критическом уровне 302 см., + 20 см. за 2 часа, проводится эвакуация населения.
Истцы Петрова В.Г., Малова Е.Г. зарегистрированы по адресу <Адрес обезличен>. Истец Максимов Ю.П. зарегистрирован по адресу <Адрес обезличен>.
Решением комиссии органа опеки, попечительства и приемной семьи МР «Горный улус» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Гр.М передана на воспитание Петровой В.Г. с дальнейшим установлением опекунства.
Распоряжением администрации МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> Петровой В.Г. назначена опекуном несовершеннолетней Гр.М.
Согласно справки, выданной директором Илларионовой Н.В. от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Гр.М в 2017-2018 учебном году действительно обучалась в 9 классе МКОУ «Кальвицкая ООШ».
Согласно справки, выданной заведующей А.К. Алексеевой от <Дата обезличена>, Петрова В.Г. работает с <Дата обезличена> по настоящее время в МКДОУ «Детский сад <Номер обезличен> «Хатынчаан» в должности сторожа.
Как видно из копии трудовой книжки, истец Максимов Ю.П. с <Дата обезличена> работает учителем истории, обществознания и английского языка в МКОУ «Кальвицкая основная общеобразовательная школа», что подтверждается также справкой от <Дата обезличена>, выданной директором школы Н.В. Илларионовой.
Согласно справки, выданной заместителем главы Администрацией МО «Куокуйский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) Кононовой Е.И., Максимов Ю.П. действительно постоянно проживает по адресу <Адрес обезличен>.
Как следует из акта обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка р. Лена 2018 года в Кобяйском районе Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен>, площадь 64 кв. м, пострадали – глава семьи Петрова В.Г., члены семьи Гр.М, Максимов Ю.П., жилое помещение имеет следующие повреждения (уровень воды от уровня пола 200 см): печь кирпичная развалилась, после спада вода осталась в подполье, оклад дома сгнил, дощатый пол пропитался водой, лестница разрушена, подполье развалилось, несущие стены деформированы, половые балки подняты, доски развалились, имеется прогиб потолочных балок, перечень утраченного имущества включены: шкаф платяной – 1 шт., тумба -1 шт., кровать – 1 шт., стал – 2шт., микроволновка – 1 шт., кресло – 1 шт., телевизор – 1 шт., кресло – 1 шт., диван – 2 шт. Имущество утрачено полностью.
Уведомлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Петровой В.А. вместе с членами семьи Гр.М, Максимовым Ю.П. было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи и единовременной материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате весеннего паводка, происшедшего в мае 2018 года, на территории муниципального образования «Куокуйский наслег» <Адрес обезличен> на основании получения Петровой В.Г. в 2008 году государственного жилищного сертификата.
Согласно Сводному реестру жилых домов, не подлежащих восстановлению в результате весенне-летнего половодья в 2008 года на территории Республики Саха (Якутия) по муниципальному образованию Кобяйский улус (район) РС(Я) отнесен и <Адрес обезличен>.
Согласно списку граждан, лишившихся жилья в результате весенне-летнего половодья 2008 года в Республике Саха (Якутия), на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, под <Номер обезличен> включены Петрова В.Г. с сыном Гр.Т
Условия предоставления, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 09.10.1995 г. N 982.
Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилого помещения непригодным для проживания влечет серьезное правовое последствие в виде юридической невозможности проживания людей в таком помещении, поскольку непригодность для проживания имеет критический характер, помещение, исключается из жилищного фонда.
Отсюда следует, что на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае 2018 года помещение, расположенное по адресу: адресу <Адрес обезличен>, не отвечало требованиям жилого помещения.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <Дата обезличена> истец Петрова В.Г. имеет на праве общей долевой собственности, доля в праве 1\2, 1-комнатную квартиру, расположенную по адресу <Адрес обезличен>, 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, земельный участок, расположенный по адресу <Адрес обезличен>.
Таким образом, судом установлено, что в 2008 году дом был признан не подлежащим восстановлению, обращаясь за получением государственного жилищного сертификата, истец Петрова В.Г. согласились на отселение из опасной зоны подтопления с целью недопущения в будущем возникновения опасности для жизни, здоровья лиц, проживавших в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, и причинения ущерба их имуществу, и после получения и реализации жилищного сертификата в связи с лишением жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории с.Кальвица Кобяйского района 2008 года, утратили право на получение мер государственной поддержки в случае повторного возникновения чрезвычайной ситуации на территории с.Кальвица Кобяйского района и причинении ущерба жилому помещению, признанному непригодным для проживания. Истец Петрова В.Г., имея на праве общей совместной собственности, на праве собственности жилые помещения, принимая решение о проживании в непригодном для проживания помещении и использовании иного имущества по этому адресу: <Адрес обезличен>, в соответствии со ст. 211 ГК РФ должна самостоятельно нести риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества. При этом истцами оснований вынужденного проживания в доме, признанным непригодным для проживания суду, не предоставлено, обстоятельств ограничивающих право истцов на свободный выбор места жительства, не установлено.
Обстоятельства намеренного проживания истцов в помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, находящемся в зоне подтопления и признанным в 2008 году непригодным для проживания, и действия истцов по обращению в администрацию Куокуйского наслега за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с причинением ущерба в результате чрезвычайной ситуации за счет средств бюджетов суд расценивает как злоупотребление правом.
Суд находит несостоятельными доводы истцов о том, что действующее законодательство не содержит иных условий для оказания мер государственной поддержки лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, кроме подтверждения факта утраты имущества вследствие подтопления жилого дома и факта постоянного проживания в этом жилом помещении. Отказ ответчика мотивирован получением и реализацией истцами мер государственной поддержки в связи с утратой жилого помещения в 2008 году, что исключает повторное возмещение ущерба, причиненного тому же имуществу. Факт проживания в нежилом помещении не влечет сам по себе обязательство государства по выплате компенсации любого утраченного имущества.
При таких обстоятельствах иск подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Петровой В.Г., Гр.М к администрации муниципального образования «Куокуйский наслег», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия»о признании их пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия); об установлении факта утраты жилого помещения;
Максимова Ю.П. к администрации муниципального образования «Куокуйский наслег», Администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия» о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; об установлении факта постоянного проживания в период чрезвычайной ситуации природного характера; о признании за ними права на оказание единовременной материальной помощи, права на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации; о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия), - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: Саввинов А.Е.