Судья Билле И.П. Дело№ 33-11118 (№2-270/2020) 25 RS0025-01-2020-000550-55
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Юдановой С.В.,
судей Наконечной Е.В., Розановой М.А.,
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева С.Г.
на решение Пограничного районного суда Приморского края от 20 октября 2020 года, которым исковое заявление военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворено. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды в целях его установки в многоквартирном жилом доме, расположенном в военном городке №57 по адресу: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, с. Барано-Оренбургское, ДОС 86.
На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, с. Барано-Оренбургское, ДОС 86, в течение трех месяцев со дня получения указанного прибора.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Ефимовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с названным иском, указав, что им проведена проверка исполнения ответчиками жилищного законодательства при обслуживании и содержании многоквартирного жилого дома, расположенного в военном городке №57 по адресу: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, с. Барано-Оренбургское, ДОС 86. При этом установлено, что в нарушение требований закона данный дом не оборудован общедомовым прибором учета холодной воды. В связи с отсутствием в доме такого прибора учета нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку жильцы дома лишены возможности контролировать объем потребленного ими ресурса и оплачивать холодную воду по фактическому потреблению.
В своих исковых требованиях прокурор просил суд (с учетом уточнений) обязать собственника дома - Минобороны России обеспечить ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды в целях его установки в указанном многоквартирном доме и обязать обслуживающую организацию - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ установить данный прибор учета в названном доме.
В судебном заседании прокурор поддержал указанные требования.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, представитель Минобороны России, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Разбирательство по делу проведено в их отсутствие.
В возражениях на иск представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ просил оставить заявленные прокурором требования без удовлетворения. Полагал, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ надлежащим образом исполняет свои обязанности по управлению жилым фондом. Обязанность по закупке прибора учета и передаче его ФГБУ «ЦЖКУ» МО России несет собственник объекта - Министерство обороны РФ. В случае если собственник предоставит вышеназванный прибор учета, то ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ готово установить данный прибор и ввести его в эксплуатацию.
В возражениях на иск представитель Минобороны России с требованиями прокурора не согласился, указал, что надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», поскольку указанное юридическое лицо осуществляет управление многоквартирным жилым домом, и несет обязанность по приобретению и установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. Работы по установке приборов учета используемых коммунальных ресурсов в многоквартирном доме отнесены к обязательным текущим работам по содержанию жилого дома.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Министерство обороны РФ, его представителем Лебедевым С.Г. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ общедомовым прибором учета холодной воды. В обоснование жалобы указано, что ФГБУ «ЦЖКУ» является ответственным за содержание названного многоквартирного дома лицом и самостоятельно несет обязанность по приобретению и установке общедомовых приборов учета используемых коммунальных ресурсов.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Согласно абзацу 1 пункта 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Как следует из материалов дела, Министерство обороны РФ является собственником многоквартирного жилого дома, расположенного в военном городке №57 по адресу: Приморский край, Пограничный муниципальный округ, с. Барано-Оренбургское, ДОС 86.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ».
На основании Устава от 03.03.2017 № 607 ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, № 3-УЖФ/ВВО-1.
В соответствии с данным договором ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе, жилым домом по адресу: Пограничный муниципальный округ, с. Барано-Оренбургское, ДОС 86.
Установив в ходе судебного разбирательства, что Министерство обороны РФ, являясь собственником жилого дома в с. Барано-Оренбургское, ДОС 86, не приняло надлежащих мер к приобретению общедомового прибора учета холодной воды в целях оборудования данного дома таким прибором, в связи с чем нарушаются права жильцов дома, лишенных возможности контролировать объем потребленного ими коммунального ресурса и оплачивать холодную воду по фактическому потреблению, суд первой инстанции верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению обслуживающей организации общедомовым прибором учета холодной воды в целях его установки в названном доме.
То обстоятельство, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет управление домом, не свидетельствует, учитывая вышеприведенные требования действующего законодательства и содержание договора по управлению домом от 26.09.2017г., о том, что собственник дома освобожден от обязанности по обеспечению дома коллективным прибором учета холодной воды, из чего верно исходил суд при разрешении спора.
Ссылка в апелляционной жалобе на подпункт «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ года №354, предусматривающий, что установку и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию должен обеспечивать исполнитель услуг, не состоятельна, поскольку обязанность по установке и вводу прибора в эксплуатацию на Министерство обороны РФ судом не возлагалась. Напротив, данная обязанность возложена на управляющую организацию. При этом понуждение судом собственника к обеспечению управляющей организации вышеназванным прибором учета названному пункту Правил не противоречит.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Пограничного районного суда Приморского края от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации – Лебедева С.Г. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: