Дело №2-51/2021 07RS0004-01-2020-002690-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чегем 01 апреля 2021 года
Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Ажаховой М.К.,
при секретаре судебного заседания - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 и ФИО1 к ФИО3 и администрации <адрес> КБР об устранении препятствий в проезде к земельным участкам, признании недействительными результатов кадастровых работ по межеванию земельного участка, исключении сведений из ГКН и ЕГРН о земельном участке,
установил:
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с иском к ФИО3 и администрации <адрес> КБР об устранении препятствий в проезде к земельным участкам, признании недействительными результатов кадастровых работ по межеванию земельного участка, исключении сведений из ГКН и ЕГРН о земельном участке.
В обоснование иска указали, что земельный участок с кадастровым номером 07:08:0801047:74, расположенный по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, мкр «Мир», уч.388-а, принадлежит на праве собственности ФИО1, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, <данные изъяты>Б, принадлежит на праве собственности ФИО2 Порядок пользования указанными участками сложился более 20 лет назад. Недавно им стало известно, что земельный участок, который является обочиной дороги и подъездом к их участкам, поставлен на кадастровый учет с номером №, и зарегистрирован на праве собственности за ФИО3 с площадью в 604 кв.м. Выделение участка ФИО3 проведено без учета планировки территории. Указанный участок создает препятствия истцам для полноценного использования своих земельных участков, поскольку исключает возможность проезда транспортных средств. При проведении кадастровых работ согласование границ с ними не производилось. Таким образом, процедура проведения кадастровых работ была нарушена. Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истцы ФИО2 и ФИО1, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, представив заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Суд на основании ст.167 ч.5 ГПК РФ рассмотрел дело без их участия.
Представитель истцов ФИО9, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по основаниям в нём изложенным и пояснила, что экспертным заключением установлено нарушение норм земельного законодательства при межевании земельного участка ФИО3 Право собственности последнего на земельный участок с кадастровым номером № истцы не оспаривают.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что купил в 2019 г. свой участок у ФИО5 Местоположение его участка не мешает проезду ФИО2 к своему дому. Что касается ФИО1, у которого нет строений, то он предлагал последнему выкупить его земельный участок.
Представитель ответчика администрации <адрес> КБР, будучи извещен о месте и времени, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
На основании ст.167 ч.4 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. И в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Данные положения Федерального закона N 218-ФЗ свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2). В кадастр недвижимости вносятся в качестве основных сведения об объекте недвижимости - описание местоположения объекта недвижимости (п. 3 ч. 4).
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, при разрешении заявленных требований юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Пояснениями сторон и материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 07№, расположенный по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, <данные изъяты> г. на праве собственности ФИО1, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, мкр «Мир», уч<данные изъяты> ФИО2
ФИО3 с 2019 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером 07:№, расположенного по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, мкр «<данные изъяты> кв.м., разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. Участок является уточненным. Сведения о границах внесены в ЕГРН. Согласно межевому плану, землеустроительные работы были проведены по заказу предыдущего собственника ФИО5 в 2019 г., при их выполнении установлено, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям, содержащимся в ГКН. Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 07:08:0701010:665, истцы своё согласие не дали и в акте они не указаны.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ:
- доступ к земельным участкам истцов от земельных участков общего пользования ограничен, закрыт и не обеспечивается;
- местоположение земельного участка земельного участка с кадастровым номером № создает препятствие в проезде, проходе и доступе к земельным участкам истцов и ограничивает их право пользования ими;
- при постановке на кадастровый учет, формировании и межевании земельного участка с кадастровым номером № выявлены нарушения земельного законодательства, расчеты произведены неверно, передача участка в собственность произведена с нарушением норм закона;
- для устранения выявленных нарушений необходимо признать недействительными результаты кадастровых работ, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, устранить препятствия в проходе, проезде к земельным участкам истцов, устранить реестровую ошибку и уточнить фактическое местоположение земельных участков.
Заключение эксперта достаточно мотивировано, содержит ответы на поставленные судом вопросы, соответствует требованиям статей 71, 86 ГПК РФ.
Сделанные экспертом выводы стороной ответчика не опровергнуты.
Из экспертного заключения следует, что при его подготовке производилось обследование земельных участков на месте, исследованы документы, имеющиеся в материалах гражданского дела №, общедоступные сведения Государственного кадастра недвижимости и картографические материалы, получены актуальные сведения Государственного кадастра недвижимости о земельных участках.
Таким образом, нашли свое подтверждение доводы истцов о том, что проведенными кадастровыми работами, выполненными кадастровым инженером ФИО6 при уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 07:08:0701010:665, нарушаются их права.
Поскольку при формировании спорного участка были нарушены положения п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и, учитывая, что ответчиком ФИО3 не доказано длительное фактическое пользование участком в тех границах, которые были установлены при проведении кадастровых работ, не доказано, что участок когда-либо существовал в таких границах ранее, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части признания недействительными результатов кадастровых работ в отношении участка ответчика и исключении сведений о его границах из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обеспечение восстановления нарушенного права. Выбор способа защиты гражданских прав не может быть произвольным и определяться только мнением истца.
В зависимости от характера гражданского правоотношения и нормы материального права, его регулирующей, законодатель указывает на возможность использования того или иного способа защиты гражданских прав.
Уточняя границы участка № с привлечением кадастрового инженера ФИО7 было установлено, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям, содержащимся в ГКН.
Неправильное определение геодезических координат поворотных точек границ участка создало препятствия истцам в пользовании их собственными земельными участками.
Кроме того, их согласие кадастровым инженером при составлении межевого плана получено не было, в акте согласования они не указаны.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что отсутствие проезда обусловлено уточнением границ участка ФИО3, а также, установив, что при межевании были допущены нарушения земельного законодательства, требования в части исключения сведений из ГКН, ЕГРН и признания кадастровых работ недействительными, являются обоснованными.
Что касается требования истцов об устранении препятствий в проезде к их земельным участкам путем передачи земельного участка кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, <данные изъяты>н, общей площадью <данные изъяты> кв.м., администрации <адрес> КБР, то суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку законных оснований для признания его обоснованным истцами не приведено, в данном случае, ими избран неверный способ защиты. Право собственности ФИО3 на спорный участок и сделка, на основании которой оно было зарегистрировано, истцами не оспаривались.
При таких данных заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 и ФИО1 к ФИО3 и администрации <адрес> КБР об устранении препятствий в проезде к земельным участкам, признании недействительными результатов кадастровых работ по межеванию земельного участка, исключении сведений из ГКН и ЕГРН о земельном участке, удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты кадастровых работ, выполненных кадастровым инженером ФИО6 при уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, <данные изъяты>., принадлежащего на праве собственности ФИО3.
Исключить из ГКН и ЕГРН сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> КБР, <адрес>, <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО3.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 к ФИО3 и администрации <адрес> КБР, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда КБР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Чегемский районный суд КБР.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий - подпись
Копия верна:
Судья М.К.Ажахова