РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2019 года город Чехов Московская область
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
помощника прокурора Шитовой А.О.
при секретаре Дурневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чеховского городского прокурора в интересах ФИО4, ФИО5, ФИО6, а так же несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Министерству социального развития Московской области, Чеховскому управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдачи удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор действующий в интересах ФИО4, ФИО5, ФИО6, а так же несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 обратился в суд с уточными исковыми требованиями к ответчикам и просил :
- признать за семьей ФИО4, состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на выдачу удостоверения многодетной семьи Московской области ;
- обязать Чеховское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области оформить и выдать удостоверение многодетной семьи Московской области ФИО4 состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.60-61).
В судебном заседании помощник Чеховского городского прокурора, истица ФИО4 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам указанным в иске, с учетом уточнений по иску и представленных доказательств (л.д.4-8).
Истцы ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д.65-66). При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных истцов, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Ответчик – представитель Министерства социального развития МО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд письменные возражения по иску, с учетом письменных возражений по уточненному иску (л.д.38-42, 71-74). При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика – Чеховского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по доверенности ФИО10 (л.д.55) возражала против удовлетворения иска, по доводам указанным в письменных возражениях Министерства.
Исследовав материалы дела, заслушав показания участников процесса, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что по обращению депутата Совета депутатов ГО Чехов МО ФИО11, обратившегося в интересах многодетной семьи была проведена прокурорская проверка, по результатам которой были приняты меры прокурорского реагирования и вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.26-28).
Учитывая, что право многодетной семьи на выдачу удостоверения не было восстановлено, Чеховский городской прокурор обратился в суд с интересах семьи ФИО4 с заявленными требованиями (л.д.29-30).
Судом установлено, что ФИО4 является матерью троих детей : ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами (л.д.20-22).
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО5 находится в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, о чем Чеховским отделом ЗАГС ГУ ЗАГС МО составлена запись акта о заключении брака № (л.д.24).
Судом установлено, что ФИО4 и члены ее семьи : муж и дети, проживают по адресу :<адрес>, что подтверждается материалами дела и не было опровергнуто стороной ответчика (л.д.16-17,25).
Судом установлено, что муж ФИО4, ФИО5 имеет регистрацию по месту жительства : <адрес>, кВ.44 (л.д.18-19).
Судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в электронном виде, через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области, в Чеховское управление социальной защиты населения, о выдаче удостоверения многодетной семьи (л.д.43-44), с приложением необходимых документов.
Решением Министерства социального развития Московской области в лице Чеховского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было отказано в предоставлении государственной услуги – удостоверения многодетной семьи, по основаниям не предоставления заявителем необходимых документов ( л.д.13-14).
Судом установлением, что основанием для отказа в выдачи удостоверения многодетной семьи, явилось отсутствие у ФИО5 регистрации по месту жительства в Московской области (л.д.29-30).
Согласно сведений ОМВД России по ГО Чехов, ФИО4 проживает со своей семьей мужем ФИО5 и детьми ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Поляковым М.АДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес> (л.д.32).
Судом установлено, что ФИО4 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют двоих несовершеннолетних детей ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 2014 года рождения и ФИО4 имеется дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – студентка 1 курса МФЮА (л.д.23).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и законодательство Московской области о мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области и пришел к выводу о том, что факт постоянного проживания семьи ФИО4 на территории Московской области подтверждается материалами дела. При этом суд исходит из того, что жилое помещение, в котором проживают истцы с детьми, используется по договору социального найма на постоянной основе, в другом регионе семья истцов не является получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям, в связи с чем право на получение удостоверения многодетной семьи должно быть реализовано Министерством социальной защиты населения Московской области на территории субъекта Российской Федерации по месту фактического проживания многодетной семьи.
Отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ввиду того, что вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, и постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", действовавшее на момент возникновения спорных отношений, для получения удостоверения многодетной семьи важным условием является установление такого юридически значимого обстоятельства, как совместное проживание членов семьи истца, включая супруга и несовершеннолетних детей, на территории Московской области.
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Статьей 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2-17-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвертый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. N 1029/45 признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 и утвержден новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья ФИО4, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, суд считает установленным право на получение удостоверения многодетной семьи.
Руководствуясь указанными нормами законодательства Россмийской Федерации, ст.ст. 167, 56,57,59, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чеховского городского прокурора в интересах ФИО4, ФИО5, ФИО6, а так же несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Министерству социального развития <адрес>, Чеховскому управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдачи удостоверения, удовлетворить.
Признать за семьей ФИО4, состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на выдачу удостоверения многодетной семьи Московской области.
Обязать Чеховское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области оформить и выдать удостоверение многодетной семьи Московской области ФИО4 состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н.Колотовкина
Решение в окончательном виде составлено 06 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2019 года город Чехов Московская область
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.
помощника прокурора Шитовой А.О.
при секретаре Дурневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чеховского городского прокурора в интересах ФИО4, ФИО5, ФИО6, а так же несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Министерству социального развития Московской области, Чеховскому управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдачи удостоверения,
РЕШИЛ:
Иск Чеховского городского прокурора в интересах ФИО4, ФИО5, ФИО6, а так же несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Министерству социального развития Московской области, Чеховскому управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдачи удостоверения, удовлетворить.
Признать за семьей ФИО4, состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на выдачу удостоверения многодетной семьи Московской области.
Обязать Чеховское управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области оформить и выдать удостоверение многодетной семьи Московской области ФИО4 состоящей из ФИО5, ФИО6, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н.Колотовкина