Дело №2-356/2022
Поступило 18.05.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2022 года р.п.Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего – судьи Силантьевой Т.В.,
при секретаре Онищук А.И.,
с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Лакетко Л.Е.,
представителя ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» Амельченко Е.М.,
третьего лица Панасенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Краснозерская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения
у с т а н о в и л :
Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с иском к ответчикам, в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Краснозерская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Краснозерского района по обращению Панасенко Е.А. о нарушении права на получение её несовершеннолетним сыном ФИО2 гарантированной Конституцией Российской Федерации медицинской помощи проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании справки МСЭ №, является ребенком-инвалидом, включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение бесплатной помощи и набора социальных услуг. Он страдает инсулинозависимым диабетом первого типа, в связи с чем находится под наблюдением врача эндокринолога ГБУЗ НСО «Городская Новосибирская областная клиническая больница» (ГБУЗ ГНОКБ), состоит на диспансерном учете в ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ».
В связи с имеющимся заболеванием несовершеннолетний ФИО2, обеспечивается бесплатно лекарственными средствами и средствами диагностики.
Согласно выписному эпикризу ГБУЗ «ГНОКБ» несовершеннолетний ФИО2 проходил лечение в 22 отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где ему установлен диагноз: Сахарный диабет 1 тип, стадия компенсации без кетоза. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7%. По выписке из больницы несовершеннолетнему ФИО2 назначена инсулинотерапия инсулин Новорапид с никотинамидом, контроль гликемии ежедневно (самоконтроль) до 8 раз в день (флеш-мониторинг). Мониторинг уровня гликемии может осуществляться у пациентов с диагнозом «сахарный диабет первого типа» с помощью аппарата флеш-мониторинга глюкозы, который позволяет своевременно корректировать инсулинотерапию. Использование аппарата такого рода позволяет предупредить гипогликемические состояния, снизить риск возникновения микрососудистых осложнений, улучшить качество жизни ребенка. Осуществление данного самоконтроля несовершеннолетним является затруднительным ввиду его возраста (11 лет) и невозможности в полной мере оценивать состояние своего здоровья, в связи с этим, использование системы непрерывного мониторинга является жизненно необходимым для несовершеннолетнего.
Прокурор просит обязать государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Краснозерская центральная районная больница» назначить врачебную комиссию и обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изделиями медицинского назначения: сенсорами для системы флеш-мониторинга глюкозы до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям. Обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области выделить необходимые денежные средства для приобретения изделий медицинского назначения: сенсоры системы флеш-мониторинга глюкозы.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Краснозерского района Новосибирской области Лакетко Л.Е., участвующая в деле, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дала пояснения, которые занесены в протокол судебного заседания.
Представитель ответчика ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» Амельченко Е.М. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Новосибирской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в дело отзыв, по доводам, изложенным в письменном отзыве, просит в иске отказать.
Третье лицо Панасенко Т.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в иске прокурора, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении судебного заседания.
Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписному эпикризу ГБУЗ «ГНОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз: Е10.9 Сахарный диабет 1 тип, стадия компенсации без кетоза. Целевой уровень гликированного гемоглобина менее 7%.Помповая инсулинотерапия MedtronicParadigmVeo. Инсулин Новорапид с никотинамидом (Фиасп), контроль сахара в крови ежедневно (самоконтроль) до 8 раз в день (флеш-мониторинг), ацетонурии по показаниям (л.д.16).
Несовершеннолетний ФИО2 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №ДД.ММ.ГГГГ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), соответственно, несовершеннолетний ФИО2 включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение бесплатной помощи и набора социальных услуг. Он страдает инсулинозависимым диабетом первого типа, в связи с чем находится под наблюдением врача эндокринолога ГБУЗ НСО «Городская Новосибирская областная клиническая больница» (ГБУЗ ГНОКБ), состоит на диспансерном учете в ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ».
Как следует из свидетельства о рождении Панасенко Е.А.является матерьюФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6).
По запросу суда главным внештатным детским специалистом эндокринологом ФИО7 представлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой для всех детей с диагнозом сахарный диабет 1 типа использование мониторинга глюкозы является предпочтительным, это позволяет получать данные о гликемии за считанные секунды, удобный график на экране дает возможность оценить динамику гликемии в течение дня, что необходимо для своевременной коррекции инсулинотерапии. При использовании мониторирования гликемии в клинической практике – уменьшается риск гипогликемических состояний, вариабельность гликемии в течение дня, нормализация уровня гликированного гемоглобина, что снижает риск осложнения диабета. По жизненным показаниям являются показания, немедленное выполнение которых необходимо для устранения или предупреждения непосредственной угрозы жизни пациента, чего в данном случае не имеется, так как надлежащий контроль гликемии по глюкометру (тест-полосками) для которых дети обеспечиваются в полном объеме, не приведет к развитию состояний угрожающих жизни. Однако, используя самоконтроль только глюкометром невозможно добиться компенсации диабета (из-за резкого снижения гликемии, или выраженной лабильности гликемии, которые фиксируются на мониторинге), что в свою очередь может приводить к поздним осложнениям сахарного диабета.
Из материалов дела следует, что ФИО2 не обеспечивается изделиями медицинского назначения – сенсорами для системы флеш-мониторинга глюкозы в крови.
ДД.ММ.ГГГГ Панасенко Е.А. обратилась в прокуратуру Краснозерского района Новосибирской области с заявлением по факту необеспечения её сына изделиями медицинского назначения, обеспечивающими постоянное (непрерывное) мониторирование глюкозы, в котором просила провести проверку о нарушении права на получение её несовершеннолетним сыном ФИО2 гарантированной Конституцией Российской Федерации медицинской помощи (л.д.5).
На основании ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В связи с не обеспечением ребенка-инвалида датчиками флеш-мониторирования глюкозы (ФМГ) для осуществления непрерывного мониторирования уровня сахара в крови прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с указанным иском в интересах ФИО2
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционного значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В Российской Федерации правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, и гарантии реализации этих прав определены Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности организация здоровья граждан осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п была утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи, включая установку помповых дозаторов инсулина с использованием систем суточного мониторирования глюкозы.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Согласно перечню медицинских изделий, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 года №3053-р медицинское изделие с системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови, в указанный перечень не включено.
Представителем ответчика обращено внимание на то, что в настоящее время пациент (его родители) имеют возможность контроля уровня глюкозы в крови путем осуществления его измерения с использованием тест-полосок.
Вместе с тем, мониторинг уровня гликемии может осуществляться у пациентов с диагнозом «сахарный диабет первого типа» с помощью аппарата флеш-мониторинга глюкозы, который позволяет своевременно корректировать инсулинотерапию. Использование аппарата такого рода позволяет предупредить гипогликемические состояния, снизить риск возникновения микрососудистых осложнений, улучшить качество жизни ребенка.
В Клинических рекомендациях «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России (далее – клинические рекомендации), отражены преимущества системы флеш-мониторирования уровня глюкозы в крови. Согласно п. 3.6 указанных рекомендаций, системы НМГ (непрерывногомониторирования глюкозы) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров). Доступные в настоящее время системы НМГ могут быть условно разделены на три категории: 1) НМГ в «слепом» режиме или т.н. профессиональные НМГ; 2) НМГ в реальном времени; 3) периодически сканируемый/просматриваемый НМГ - или Флеш-мониторинг глюкозы (ФМГ).
Особенностью систем НМГ в «слепом» режиме является ретроспективный характер получаемых за короткий промежуток времени данных. Основным назначением данного метода является объективная оценка гликемического профиля, выявление скрытых эпизодов гипо-/гипергликемий с целью коррекции проводимого лечения, а также обучение пациентов.
Особенностью систем НМГ в реальном времени является наличие сигналов тревоги, которые активируются при достижении гликемией пороговых значений, прогнозировании этих значений, а также при достижении порогового уровня скорости изменения гликемии. Некоторые модели систем НМГ в «реальном» времени передают данные об уровне глюкозы непосредственно на смартфон, откуда они могут быть сохранены на сервере в сети Интернет и использованы для удаленного мониторинга, что особенно важно для контролирования показателей у малолетнего ребенка, не способного в силу возраста самостоятельно оценить свое состояние здоровья.
ФМГ предоставляет информацию о текущем уровне глюкозы, тенденции (направления и скорости) изменения глюкозы, график глюкозы за последнее и предыдущее время.
В клинических рекомендациях указано, что преимуществами НМГ в реальном времени и ФМГ является улучшение показателей уровня гликированного гемоглобина, снижение частоты гипогликемии, снижение вариабельности гликемии, снижение времени в гипогликемии, увеличение времени в целом диапазоне. Системы НМГ и ФМГ являются современными методами лечения сахарного диабета 1 типа.
Таким образом, использование системы флеш-мониторинга является жизненно необходимым для малолетнего.
Измерение уровня глюкозы системой ФМГ осуществляется с помощью датчиков, которые необходимо регулярно менять.
В Перечне групп населений и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. В месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При этом, к средствам диагностики, согласно пояснений ответчика и третьего лица, относятся тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови, которые предполагают прокол пальца для получения крови для анализа.
Технический прогресс в области медицинских технологий, направлен на улучшение качества жизни инсулинозависимых больных, однако вместе с этим Министерство здравоохранения Новосибирской области не выделяет бюджетные денежные средства для приобретения таких систем непрерывного мониторирования глюкозы в крови.
Учитывая технический прогресс, задачи, поставленные перед Министерством здравоохранения Новосибирской области, отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий – сенсоров для непрерывного мониторинга не является основанием для отказа в их предоставлении.
Система непрерывного мониторинга глюкозы имеет маленькие размеры, не стесняет движения ребенка, при его использовании отсутствует необходимость в постоянных проколах пальцев. Конструкция сенсора и аппликатор для его установки обеспечивают легкое и безболезненное приложение сенсора к телу, а также тот факт, что система ФМГ автоматически и непрерывно осуществляет замеры сахара и сохраняет информацию. Это является важным для полноценного развития ребенка, его возможности социализации, посещения дошкольных и школьных, досуговых учреждений, поскольку сканирование уровня глюкозы в крови с помощью системы ФМГ может осуществляться и посторонним лицом (например, учителем или воспитателем), а не только матерью.
Однако, учитывая малолетний возраст ребенка, его активность, постоянное изменение уровня глюкозы в крови, тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в современных реалиях не позволяет обеспечить непрерывный и достоверный контроль состояния ребенка, а также, своевременно осуществить реагирование на резкое изменение уровня гликемии, сахара в крови.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях из замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новосибирской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее – Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государство-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Судебным разбирательством установлено, что по состоянию здоровья несовершеннолетнему ФИО2 показано применение прибора непрерывного мониторинга (контроля) сахара в крови до 8 раз в день, учитывая лабильность диабета, гипогликемические состояния, нарушения чувствительности к гипогликемиям, в соответствии с клиническими рекомендациями, поскольку используя гликометр (тест-полоски) невозможно своевременно предупредить гипогликемические состояния, снизить риск возникновения микрососудистых осложнений, улучшить качество жизни ребенка.
В данном случае, учитывая возраст ФИО2, его состояние здоровья, показания для применения непрерывного мониторинга, о чем указано как в медицинских документах, выданных ГБУЗ НСО «Городская Новосибирская областная клиническая больница», так и в заключение детского специалиста-эндокринолога, затруднительность в силу возраста осуществлять самоконтроль гликемии, в том числе во время сна.
С учетом изложенного, при наличии медицинских показаний для применения непрерывного мониторинга (контроля) сахара в крови до 8 раз в день несовершеннолетним ФИО2 суд признает, что не назначение ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» врачебной комиссии (в компетенцию которой входит, в том числе решения вопросов о совершенствовании организации оказания медицинской помощи, учитывая технический прогресс в области медицинских технологий) в целях решениявопроса об обеспечении ФИО2 изделиями медицинского назначения: сенсорами для системы флеш-мониторинга глюкозы до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показателям, отказ Министерства здравоохранения Новосибирской области в обеспечении ФИО2 изделиями медицинского назначения: сенсорами системы флеш-мониторинга для непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает право малолетнего ФИО2на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в части оказания ему бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, с учетом наличия у ребенка социально значимого заболевания (Е10.9 сахарного диабета 1 типа) и инвалидности вследствие этого заболевания и нуждаемости последнего в непрерывном мониторинге глюкозы, что, безусловно, улучшит качества его жизни, как инсулинозависимого больного, будет способствовать предотвращению возникновения осложнений и ихне допущения, а также ухудшения его здоровья.
С учетом анализа, представленных в материалы дела доказательств, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Краснозерская центральная районная больница» назначить врачебную комиссию и обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изделиями медицинского назначения: сенсором для системы флеш-мониторинга до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
Обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области выделить необходимые денежные средства для приобретения изделий медицинского назначения: сенсоры системы флеш-мониторинга глюкозы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Краснозерский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья