Дело № 2-2597/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Добраш Т.В.,
при секретаре Вышловой О.В.
23 апреля 2015 года в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об обязании привести в соответствие дорожное покрытие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об обязании привести в соответствие дорожное покрытие, в обоснование указав, что в ходе проведенного прокуратурой города Волжского совместно с госинспектором ДН ОГИБДД УМВД по городу Волжскому "."..г. обследования дорожного покрытия территории города Волжского установлено, что проезжая часть дорог г. Волжского имеют выбоины и ямы, по следующим адресам: <...>, что не соответствует требованиям ГОСТаР 50597-93.
Обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения, в том числе по осуществлению их ремонта, законом возложена на администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области. "."..г. прокуратурой г.Волжского в адрес главы городского округа –город Волжский Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и автомобильных дорог, в которых отражены выше перечисленные недостатки на указанных участках автомобильных дорог, однако, до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены.
Просит обязать администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области привести дорожное покрытие автомобильных дорог, а также проезжей части домов по следующим адресам: <адрес> (между домом №... и строением № №... вдоль <адрес> (в районе <адрес> сторону строения <адрес>), в районе строения <адрес>), <адрес> (в районе <адрес> (напротив <адрес>)) в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утв.Постановлением Госстандарта РФ от "."..г. № 221, с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Брежнева Т.А. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа –город Волжский Волгоградской области Махмадиева И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Управления МВД России по городу Волжскому Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки в судебное заседание суд в известность не поставил.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу обстоятельства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона усматривается, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 вышеуказанной статьи, критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 9 данной статьи усматривается, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункта 10 данной статьи, автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 указанного Федерального закона, автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
В соответствие со ст.13 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу ч. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 приведенного выше ФЗ «О безопасности дорожного движения» : 1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из ч. 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащему ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3.33. Положения о Комитете по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, организация контроля за состоянием объектов внешнего благоустройства и санитарным содержанием территорий городского округа - город Волжский Волгоградской области (здания и сооружения, дороги, проезды, площади и тротуары, инженерные сети, мосты, путепроводы, дамбы, набережные, пляжи, памятники, малые архитектурные формы, объекты рекламы, лотки, киоски, павильоны, сооружения транспортного назначения, освещение, озеленение, свалки, кладбища), возложена на Комитет.
Пунктом 1.1. Положения установлено, что Комитет является структурным подразделением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе предъявить указанные исковые требования в суд.
Таким образом, собственник дорог местного значения в лице Администрации городского округа – город Волжский в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ несет обязанность по содержанию и ремонту принадлежащего ему имущества, в данном случае, внутриквартальных проездов и внутридомовой проезжей части.
В судебном заседании установлено, что акта проверки №... от "."..г., составленного старшим помощником прокуратуры г. Волжского совместно с госинспектором ДИ ОГИБДД УМВД России по городу Волжскому, проезжая часть дорог г. Волжского имеют выбоины и ямы, по следующим адресам: <...>, что не соответствует требованиям ГОСТаР 50597-93.
В подпунктах 3.1.1., 3.1.2. ГОСТа Р 50597-93 указано, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры предельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине-60 сантиметров и глубине- 5 сантиметров.
"."..г. прокуратурой г.Волжского в адрес главы городского округа –город Волжский Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности т дорожного движения и автомобильных дорог, в которых отражены выше перечисленные недостатки на указанных участках автомобильных дорог, однако, до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, что подтверждается копией представления об устранении нарушений.
Из представленного ответа администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на имя заместителя прокурора города Волжского от "."..г. следует, что во исполнение представления прокуратуры г.Волжского от "."..г. в сентябре текущего года силами МБУ «Комбинат благоустройства» выполнен ремонт автомобильных дорог <адрес>. В "."..г. года за счет средств муниципального дорожного фонда планируется продолжить ремонт <адрес>. Текущий ремонт автомобильной дороги по <адрес> будет выполнен в октябре текущего года МБУ «Комбинат благоустройства».
Вместе с тем, до настоящего времени дефекты дорожного покрытия автомобильных дорог, а также проезжей части домов по следующим адресам: <адрес> (между домом <адрес> и строением № <адрес> вдоль <адрес> (в районе <адрес> сторону строения <адрес>), в районе строения <адрес>), <адрес> (в районе <адрес>А (напротив <адрес> не устранены. Доказательств устранения недостатков ответчиком не представлено, несмотря на возражения его представителя в судебном заседании.
Непринятие органом местного самоуправления мер по своевременному устранению дефектов дорожного покрытия носит существенный характер и может повлечь наступление трагических последствий с причинением вреда имуществу и здоровью граждан.
Таким образом, суд полагает, что в судебном заседании нашло своё подтверждение наличие дефектов дорожного покрытия, превышающие предельно-допустимые параметры, установленные ГОСТом, поэтому суд считает иск прокурора города Волжского обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный истцом срок исполнения решения суда – в течение <...> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ ответчик - администрация городского округа – город Волжский, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, соответственно, в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, понесенные судом издержки возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░> (░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>), <░░░░░> (░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░ <░░░░░>)) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 1993 ░░░░ № 221, ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░