Судья Хуснутдинов А.И. дело № 33-13546/2016
учет № 107г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 мая 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Шамсуллиной Г.И., Шамсуллина М.М., Шамсуллина А.М. к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» об обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки удовлетворить.
Признать распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от 28 октября 2015 года № 1512р «О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора бедующей собственной квартиры в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 02 октября 2015года № 225» в части отказа Шамсуллиной Г.И. с семьей с составе трех человек (в том числе супруг и сын) в перерегистрации и снятия с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» поставить Шамсуллину Г.И. с семьей в составе трех человек (в том числе супруг – Шамсуллин М.М. и сын – Шамсуллин А.М.) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в пользу Шамсуллиной Г.И. расходы по оплате услуг представителя в размере 5.000 руб., а также возврат государственной пошлины в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Шамсуллиных Г.И., М.М., А.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Шамсуллины Г.И., М.М., А.М. обратились в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани») о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование иска указано, что 17 февраля 2011 года истцы поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и включены в реестр НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» под учетным номером ..... 15 июля 2015 года истцами выбрана квартира по <адрес>. Однако, распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 28 октября 2015 года № 1512р Шамсуллиной Г.И. с семьей в составе трех человек отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с выявлением в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих их право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
С данным решением органа местного самоуправления истцы не согласны, и, уточнив в ходке судебного разбирательства заявленные требования, просили суд: обязать ответчика восстановить их на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; признать незаконным и недействительным распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани в части отказа Шамсуллиной Г.И. с семьей в составе трех человек в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; взыскать с ответчика судебные расходы.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в суд не явился.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» – Гарифуллина Л.Т. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом при вынесении решения необоснованно не приняты во внимание обстоятельства дела, свидетельствующие об отсутствии у семьи Шамсуллиных оснований состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилья по причине обеспеченности жильем выше учетной нормы.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия представителя ответчика в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 данного Закона основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 190 от 15 апреля 2005 года, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с пунктом 5 данных Правил основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:
5.1. Общеобязательные:
подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;
5.2. Дополнительные:проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
Согласно пункту 10 указанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения; выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах; неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка.
Согласно положениям пункта 18 вышеназванных Правил, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;
утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка;
выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Из материалов дела следует, что 17 февраля 2011 года истцы поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и включены в реестр НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» под учетным номером ..... 15 июля 2015 года истцами выбрана квартира по <адрес>.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 28 октября 2015 года № 1512p
«О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 02 октября 2015 года № 225» Шамсуллиной Г.И. с семьей в составе трех человек (в том числе супруг и сын) отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшений жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с выявлением в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих право гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При вынесении указанного решения орган местного самоуправления исходил из того, что Шамсуллина Г.И. с семьей в составе трех человек зарегистрирована в жилом помещении по <адрес>, общей площадью 63,60 кв. м. Всего на указанной площади зарегистрированы пять человек. Вместе с тем, согласно сведениям из ЕГРП Шамсуллиной Г.И. на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежала квартира общей площадью 41,60 кв. м по <адрес> (дата государственной регистрации права и прекращения права – 10 августа
2015 года). На основании изложенного, ответчиком сделан вывод, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи до прекращения права на ? долю вышеуказанной квартиры составлял более
18 кв. м, следовательно, Шамсуллина Г.И. совершила действие, в результате которого её семья может быть признана нуждающейся в государственной поддержке по улучшению жилищных условий в системе социальной ипотеки, а потому истцы могут быть приняты на учет только по истечении 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем, как следует из материалов дела, семья Шамсуллиных зарегистрирована по <адрес>, общей площадью 63,60 кв. м. Помимо них, в данном жилом помещении зарегистрированы Шамсуллины А.И., И.М., которые приходятся братом и племянником Шамсуллину М.М.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от
17 ноября 2015 года Шамсуллин М.М. является собственником ? доли в праве на квартиру <адрес>.
Согласно пункту 4 Правил постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 190 от 15 апреля 2005 года, граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.
Таким образом, принадлежащая Шамсуллину И.М. на праве собственности ? доля в указанной квартире площадью 31,8 кв. м не должна учитываться при исчислении размера общей площади, имеющейся у истцов.
При таком положении, регистрация 10 августа 2015 года прекращения за Шамсуллиной Г.И. права собственности на ? долю в квартире общей площадью 41,6 кв. м по <адрес>, не может быть основанием для отказа истцам в перерегистрации учетного дела и снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истцов до регистрации за Шамсуллиной Г.И. права собственности на ? долю в указанной квартире составлял 17,5 кв. м. ((63,60 кв.м. : 2) + (41,6 кв.м. : 2) / 3).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято правильное решение об удовлетворении исковых требований Шамсуллиных о признании незаконным распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 28 октября 2015 года № 1512р в части отказа в перерегистрации истцов и снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, а также о возложении обязанности поставить Шамсуллиных на данный учет.
Доводы апелляционной жалобы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» о правомерности снятия истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в силу изложенного выше являются несостоятельными, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции о законности их постановки на учет и сохранении жилищных условий Шамсуллиных в неизмененном виде.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Приволжского районного суда г. Казани от 12 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи: