УИД 29RS0022-01-2021-001097-41
Судья Шитикова О.А. | Дело № 2-987/2021 | стр.132г, г/п 150 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. | Дело № 33-770/2023 | 12 января 2023 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Мананниковой Т.А.,
судей Рудь Т.Н. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре Бородиной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 12 января 2023 года дело по апелляционной жалобе ответчика Ломако А.С. на решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, с учетом определения судьи от 29 декабря 2021 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-987/2021 по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» к Ломако А.С., Пряничниковой Л.И. о признании недействительными результатов кадастровых работ, признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок.
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» (далее – Комитет) обратился в суд с иском к Пряничниковой Л.И. о признании недействительными результатов кадастровых работ, признании отсутствующим права собственности на земельные участки, исключении сведений из ЕГРН.
В обоснование исковых требований указано, что на основании договора от 17 ноября 2020 года, заключенного между Пряничниковой Л.И. и ООО «Архземпредприятие», кадастровым инженером Семеновой Л.В. был подготовлен проект межевания земельных участков. На основании данного проекта межевания были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. 01 апреля 2020 года зарегистрировано право собственности ответчика на указанные земельные участки. При подготовке проекта межевания не было учтено, что земельные участки с кадастровыми №, № в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Лисестровское» расположены в территориальной зоне Р1, в которой согласно Правилам установлены основные виды разрешенного использования: земельные участки общего пользования с кодами 12.0.1-12.0.2. Постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 04 декабря 2020 года № 2586 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованные земельные участки с кадастровыми №, № полностью наложились на утвержденную схему. Истец просил признать недействительным результат кадастровых работ – проект межевания земельных участков, подготовленный ООО «Архземпредприятие», в части образования земельных участков с кадастровыми № и №, расположенных по адресу: <адрес>; признать отсутствующим право собственности Пряничниковой Л.И. на данные земельные участки, исключить из ЕГРН сведения о границах и площади земельных участков.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Ломако А.С., принято увеличение исковых требований о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок, исключении из ЕГРН и ГКН сведений о земельных участках с кадастровыми № и №.
В судебном заседании представитель истца Макаровский О.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что при проведении кадастровых работ были допущены существенные нарушения требований земельного законодательства, не учтены Правила землепользования и застройки МО «Лисестровское», не соблюдена процедура извещения. Указанные нарушения были выявлены в рамках земельного контроля.
Представитель ответчика Ломако А.С. Доморощенов Д.С. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Спорные участки были сформированы в соответствии с земельно-кадастровой ведомостью АОЗТ Племзавода-колхоза «Организатор» на землях АОЗТ Племзавода-колхоза «Организатор», в связи с чем считает, что Правила землепользования и застройки были утверждены незаконно.
Ответчики Ломако А.С., Пряничникова Л.И., третье лицо Семенова Л.В., представители третьих лиц ООО «Архземпредприятие», Управления Росреестра по Архангельской области и НАО, администрации муниципального образования «Лисестровское», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, с учетом определения судьи от 29 декабря 2021 года об исправлении описки, исковые требования Комитета удовлетворены.
Признан недействительным результат кадастровых работ – проект межевания земельных участков, подготовленный ООО «Архземпредприятие» 08 декабря 2020 года, в части образования земельных участков с кадастровыми № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
Земельные участки с кадастровыми № и № сняты с государственного кадастрового учета.
Признано отсутствующим право собственности Пряничниковой Л.И. на данные земельные участки.
Признаны недействительными договоры дарения земельных участков с кадастровыми № и №, заключенные 29 апреля 2021 года между Ломако А.С. и Пряничниковой Л.И.
Указано, что данное решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
С данным решением не согласилась ответчик Ломако А.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение. Указала, что постановлением главы администрации Приморского района Архангельской области № 543 от 03 ноября 1994 года предоставлены в общую долевую собственность АОЗТ Племзавод «Организатор» сельскохозяйственные угодья, площадью 2 199 га, и в бессрочное (постоянное) пользование земли общей площадью 4 293 га для сельскохозяйственного использования. На основании данного постановления Пряничниковой Л.И. было выдано свидетельство о праве собственности на землю серии №, регистрационная запись в Комземресурсах Приморского района № от 20 сентября 1996 года (частная собственность на землю АОЗТ Племзавод «Организатор», общей площадью 2,9 га, земельная доля без выдела в натуре, земли сельхозназначения для сельскохозяйственного производства с оценкой 63,5 баллогектара). 08 декабря 2020 года кадастровым инженером Семеновой Л.В. был подготовлен проект межевания 4-х земельных участков, выделяемых в счет земельной доли. В проекте межевания указано, что при расчете площади земельных участков использовались материалы по составлению земельно-кадастровой карты (материалы земельно-кадастровых работ) АОЗТ Племзавод «Организатор», изготовленные Архангельским филиалом Института «Севзапниигипрозем» в 1994 году, инв. №. В соответствии с земельно-кадастровой ведомостью АОЗТ Племзавод «Организатор» образуемые земельные участки расположены территориально в составе земель АОЗТ Племзавод «Организатор», в частности два из них (спорные земельные участки с кадастровыми № и №) в районе <адрес> образованы из земельного участка № 1 по экспликации. Схема расположения спорных земельных участков в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Семеновой Л.В., соотносится с расположением земельного участка 1 в земельно-кадастровой ведомости АОЗТ Племзавод «Организатор», являющейся частью проекта перераспределения земель, выполненного Архангельским филиалом Института «Севзапниигипрозем» в 1994 году. Таким образом, спорные земельные участки входили в состав сельскохозяйственных угодий, предоставленных на основании постановления № 543 от 03 ноября 1994 года. Правила землепользования и застройки МО «Лисестровское» в части отнесения спорных земельных участков к территориальной зоне P1 (земельные участки общего пользования с кодами 12.0.1-12.0.2) находятся в противоречии с постановлением № 543 от 03 ноября 1994 года. Указанное противоречие не может служить основанием для признания недействительным результата кадастровых работ по образованию земельных участков. Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. При подготовке данных правил границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Правила землепользования и застройки самостоятельно не могут изменять вид собственности, правовой статус земель, определенный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Таким образом, утверждение данных правил не влечет изъятие сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности граждан, ранее являвшихся участниками сельскохозяйственной организации. Градостроительное зонирование создает основу для изменения назначения земель, а не меняет вид собственности с частной на муниципальную (государственную). Суд пришел к ошибочному выводу о том, что права Комитета наличием зарегистрированного права Пряничниковой Л.И. на данные объекты недвижимого имущества нарушены, поскольку Комитет лишается возможности распоряжения земельными участками. Комитет может осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, но не земельными участками, находящимися в частной собственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Ломако А.С. Доморощенова Д.С., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца Макаровского О.А., не согласившегося с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Приморского района Архангельской области № 543 от 03 ноября 1994 года предоставлены в общую долевую собственность АОЗТ Племзавод «Организатор» сельскохозяйственные угодья, площадью 2 199 га, и в бессрочное (постоянное) пользование земли общей площадью 4 293 га для сельскохозяйственного использования.
На основании данного постановления Пряничниковой Л.И. было выдано свидетельство о праве собственности на землю серии №, регистрационная запись в Комземресурсах Приморского района № от 20 сентября 1996 года (частная собственность на землю АОЗТ Племзавод «Организатор», общей площадью 2,9 га, земельная доля без выдела в натуре, земли сельхозназначения для сельскохозяйственного производства с оценкой 63,5 баллогектара).
08 декабря 2020 года ООО «Архземпредприятие» по заказу Пряничниковой Л.И. был подготовлен проект межевания земельных участков, утвержденный заказчиком 15 марта 2021 года.
10 декабря 2020 года в газете «У Белого моря» было опубликовано извещение о проведении согласования проекта межевания земельных участков, в котором указано на возможность ознакомления с проектом межевания и направления предложений (возражений) относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка и иных возражений остальных участников общей долевой собственности в течение 30 дней с момента опубликования извещения кадастровому инженеру и в орган кадастрового учета.
В установленный законом срок возражений относительно проекта межевания земельных участков от остальных участников долевой собственности не поступило.
В результате кадастровых работ в счет земельной доли Пряничниковой Л.И. из земельного участка с кадастровым № произведен выдел четырех земельных участков, которые были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: №, площадью 2 133 кв.м., №, площадью 6 996 кв.м., №, площадью 7 608 кв.м., № площадью 8 862 кв.м.
29 апреля 2021 года Пряничникова Л.И. земельные участки с кадастровыми № и № передала в собственность Ломако А.С. на основании договоров дарения.
В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании ч. 1 ст. 42.9 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ местоположение границ образуемых земельных участков устанавливается в соответствии или с учетом документов, предусмотренных п.п. 1 - 5 ч. 6 ст. 42.1 настоящего Федерального закона.
Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 16 июня 2020 года № 56-п в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области внесены изменения в части увеличения зоны рекреационного назначения (для занятия спортом и отдыха) (кодовое обозначение Р-1).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми № и №, отнесенные к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования, расположены в территориальной зоне Р1 с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования.
Удовлетворяя заявленные требования о признании межевания недействительным, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, суд пришел к выводу о том, что на момент проведения кадастровых работ по выделению спорных земельных участков не были учтены требования Правил землепользования и застройки, что нарушает нормы действующего земельного законодательства.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что в нарушение п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ), согласно которому извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, извещение о проведении согласования проекта межевания спорных земельных участков было опубликовано в газете «У Белого моря», которая не является официальным печатным изданием Архангельской области.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (п. 1).
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п.п. 4 - 6 настоящей статьи (п. 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п. 3).
Если указанное в п. 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (п. 4).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 настоящего Федерального закона (п. 6).
Согласно п. 1 ст. 13.1 данного Федерального закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки).
Постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 04 декабря 2020 года № 2586 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованные земельные участки с кадастровыми №, № полностью наложились на утвержденную схему.
Обращаясь в суд с настоящем иском, истец указал, что в результате межевания спорных земельных участков нарушено его право на распоряжение земельными участками, ссылаясь на вышеназванное постановление администрации, которым утверждена схема расположения вновь формируемого земельного участка.
Возражая относительно предъявленного иска, представитель ответчика Ломако А.С. Доморощенов Д.С. указал, что спорные земельные участки были сформированы за счет земель АОЗТ «Племзавод «Организатор», право распоряжения которыми истцу не принадлежит.
В силу ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Разрешение вопроса о том, соответствует ли местоположение образованных в счет выдела земельной доли земельных участков с кадастровыми № и №, расположенных по адресу: <адрес>, местоположению земель из состава сельскохозяйственных угодий, предоставленных племзаводу-колхозу «Организатор», требует специальных знаний.
Вместе с тем судом первой инстанции соответствующая экспертиза назначена не была.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 марта 2022 года назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Архангельский Областной Центр Экспертизы».
По заключению эксперта № от 01 декабря 2022 года спорные земельные участки находятся на землях бывшего племзавода-колхоза «Организатор», при этом, часть земельного участка с кадастровым № расположена на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни, другая часть данного земельного участка расположена на закустаренной территории, земельный участок с кадастровым № полностью расположен на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни.
Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется, поскольку составивший его эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую квалификацию и стаж работы в сфере кадастровой деятельности.
Кроме того, по сообщению Федерального государственного бюджетного учреждения станция агрохимической службы «Архангельская» земельные участки с кадастровыми № и №, расположенные в <адрес>, входят в состав земель, ранее принадлежавших колхозу «Организатор». Часть земельного участка с кадастровым № расположена на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни, другая часть земельного участка с кадастровым № расположена на закустаренной территории. Земельный участок с кадастровым № полностью расположен на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни. Сведения о расположении сельскохозяйственных угодий основаны на сборном плане земель колхоза «Организатор» (Аэрофотосъемка 1986 года, дешефрирование 1988 года). Информацией о переводе данных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию землепользования станция не располагает.
Выводы эксперта, сведения ФГБУ САС «Архангельская» о нахождении спорных земельных участков на землях бывшего АОЗТ «Племзавод-колхоз «Организатор» истцом не оспариваются.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что земельные участки с кадастровыми № и № сформированы за счет земель бывшего племзавода-колхоза «Организатор», которые относились к землям сельхозназначения, располагались в зоне сельскохозяйственного использования, из земельного участка с кадастровым № (единое землепользование), принадлежащего на праве общей долевой собственности гражданам, то есть находящегося в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 18 данного Федерального закона свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу с 31 января 1998 года, свидетельство о праве собственности Пряничниковой Л.И. на долю в праве общей долевой собственности на земли бывшего племзавода-колхоза «Организатор» с 20 сентября 1996 года было выдано 02 декабря 1997 года, т.е. до вступления в силу названного Федерального закона.
На основании п. 1 ст. 19.3 Федерального закона № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или муниципального, городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе до 01 января 2025 года обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными в порядке, установленном ст. 12.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 12.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Доказательств того, что имелись невостребованные земельные доли бывшего племзавода-колхоза «Организатор» и на эти доли было зарегистрировано право муниципальной собственности, истцом суду не представлено. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым № (единое землепользование) муниципальное образование «Лисестровское» не является сособственником данного земельного участка.
Таким образом, утверждая постановлением от 04 декабря 2020 года № 2586 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованные земельные участки с кадастровыми №, № полностью наложились на утвержденную схему, администрация МО «Приморский муниципальный район» правообладателем формируемого земельного участка не являлась, полномочий на распоряжение указанным земельным участком не имела.
Довод истца о том, что при проведении межевания спорных земельных участков кадастровым инженером не учтены Правила землепользования и застройки, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и п. 1 ч. 6 ст. 30, ч.ч. 1 и 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1).
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимо, в том числе согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (п. 5 ч. 4).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (ч. 5).
Частью 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 5 указанного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Сведений о том, что исполнительным органом государственной власти принималось решение (акт) о переводе земель сельскохозяйственного назначения бывшего племзавода-колхоза «Организатор» в иную категорию, имелось согласие правообладателей земельного участка на такой перевод, в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым № (единое землепользование), из которого образованы спорные земельные участки, до настоящего времени относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.
По сообщению министерства строительства и архитектуры Архангельской области согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Лисестровское» в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, земельные участки с кадастровыми № и № располагались в зоне сельскохозяйственного использования (кодовое обозначение Сх-1). В соответствии со ст. 7.6.1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 01 января 2019 года министерство является уполномоченным органом по вопросам подготовки, согласования, утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений, в том числе внесения изменений в утвержденные генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений. В министерство поступило предложение администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 07 июня 2019 года № 201-1090 о внесении изменений в карту градостроительного зонирования населенных пунктов д. Бутырки, д. Волохница правил в части увеличения зоны рекреационного назначения (для занятия спортом и отдыха) (кодовое обозначение Р-1). Планируемая к включению в зону Р-1 территория включала рассматриваемые земельные участки. Постановлением министерства от 16 июня 2020 года № 56-п в Правила внесены соответствующие изменения.
Заключением эксперта № от 01 декабря 2022 года установлено, что земельный участок с кадастровым № частично расположен на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни, земельный участок с кадастровым № полностью расположен на сельскохозяйственных угодьях, вид угодий – пашни.
Следовательно, Правила землепользования и застройки МО «Лисестровское» Приморского муниципального района Архангельской области в редакции постановления министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 16 июня 2020 года № 56-п в части включения в зону Р-1 территории земель бывшего племзавода-колхоза «Организатор», в том числе спорных земельных участков, противоречат ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, несоответствие проекта межевания Правилам землепользования и застройки МО «Лисестровское» в данной части не является основанием для признания результатов кадастровых работ недействительными.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом представителя истца Макаровского О.А. о несоблюдении процедуры извещения о согласовании проекта межевания земельных участков в силу следующего.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 7).
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 10).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с п.п. 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (п. 12).
10 декабря 2020 года в газете «У Белого моря» было опубликовано извещение о проведении согласования проекта межевания земельных участков.
На сайте муниципального образования «Приморский муниципальный район» в качестве средств массовой информации данного муниципального образования указаны: газета «У Белого моря», печатное издание МО «Приморский муниципальный район» - бюллетень «Вестник Приморского района», сетевое издание «Официальный интернет-портал «Вестник Приморского района».
На сайте Правительства Архангельской области содержится перечень государственных региональных средств массовой информации, соучредителем которых является администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, в том числе газета «У Белого моря». Сведений об иных средствах массовой информации муниципального образования «Приморский муниципальный район», определенных в качестве государственных Правительством Архангельской области, не имеется.
Следовательно, довод представителя истца о том, что газета «У Белого моря» не является печатным изданием, определенным субъектом РФ Архангельской областью для опубликования извещения о проведении согласования проекта межевания земельных участков, является необоснованным.
Доказательств того, что иное средство массовой информации определено органами государственной власти Архангельской области в качестве такового, истцом суду не представлено.
Кроме того, требование ст. 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ о необходимости извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, направлено на соблюдение прав всех участников долевой собственности и затрагивает только их права.
Как следует из материалов дела, истец сособственником земельного участка с кадастровым №, из которого выделялись спорные земельные участки, не является, следовательно, соблюдение или несоблюдение процедуры выделения земельных участков прав истца не нарушает.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска о признании недействительными результатов кадастровых работ, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках не имеется.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Удовлетворяя требования о признании заключенных между Пряничниковой Л.И. и Ломако А.С. 29 апреля 2021 года договоров дарения спорных земельных участков недействительными, применении последствий недействительности данных сделок, суд пришел к ошибочному выводу о том, что предметы договоров - земельные участки с кадастровыми № и № на момент заключения сделок не существовали.
Поскольку требования о признании отсутствующим права собственности Пряничниковой Л.И. на спорные земельные участки, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок производны от требований о признании недействительными результатов кадастровых работ, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, данные требования также удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Приморского районного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года, с учетом определения судьи от 29 декабря 2021 года об исправлении описки, отменить.
Принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении искового заявления комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» к Ломако А.С., Пряничниковой Л.И. о признании недействительным результатов кадастровых работ, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, признании отсутствующим права собственности на земельные участки, признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок отказать.
Председательствующий | Т.А. Мананникова |
Судьи | Т.Н. Рудь |
Н.П. Рассошенко |