Решение по делу № 12-384/2020 от 18.08.2020

Дело № 12-384/2020

УИД 04RS0007-01-2020-001474-23

РЕШЕНИЕ

18 сентября 2020 г.                                                                                                    г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Алтаева Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной защиты населения РБ на постановление начальника ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ Ламажаповой Д.Б. от 17.03.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ Ламажаповой Д.Б. от 17.03.2020 Министерство социальной защиты населения РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Министерство социальной защиты населения РБ, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось с жалобой в суд, в которой просит отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывая, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.09.2019 удовлетворены исковые требования Новикова А.А. к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по договору социального найма в <адрес> Республики Бурятия. Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.09.2019 оставлено без изменения. 02.12.2019 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № .... Ссылаясь на постановление Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 № 131 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия», на постановление Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)», регламентирующих деятельность Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, длительность процедуры приобретения жилых помещений для формированию специализированного жилищного фонда, Министерство социальной защиты населения РБ указывает на то, что предоставить Новикову А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам, исключающим возможность исполнения решения суда. В силу приведенных положений, основанием для прекращения исполнительного производства являются конкретные обстоятельства, носящие исключительный характер свидетельствующие о том, что должник не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки, при отсутствии вины. Кроме того, Министерство социальной защиты населения просит восстановить срок для подачи указанной жалобы.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Энкеева Д.Б. жалобу поддержала по изложенным в нем основаниям. Кроме того, просила восстановить срок обжалования постановления судебного пристава, в связи с тем, что жалобу подавали в период пандемии в электронном виде, иным способом подать жалобу не представлялось возможным. Кроме того пояснила, что жилье будет предоставлено Новикову А.А. по мере формирования специализированного жилого фонда, Министерством планируется приобретение жилых помещений в <адрес> к концу 2020 г.

Начальник отдела – старший судебный пристав Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Ламажапова Д.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав представителя Министерства социальной защиты населения РБ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.

В соответствии с частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из разъяснений п. 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" - согласно положениям ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

Как следует из материалов дела, 27 марта 2020 года в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ через систему ГАС «Правосудие» была направлена жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 15.06.2020 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Верховного суда Республики Бурятия от 27.07.2020 решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 15.06.2020 отменено, жалоба Министерства социальной защиты населения РБ оставлена без рассмотрения, поскольку жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, подписанная и поданная в районный суд неуполномоченным лицом и в электронном виде, не подлежала рассмотрению по существу.

Учитывая необходимость обеспечения гражданам, юридическим лицам условий для реализации их прав и свобод, суд считает причину пропуска срока Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия уважительной, а процессуальный срок подлежащим восстановлению.

Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 46 (часть 1) Конституции РФ гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и свобод. Исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Когда субъектами исполнения судебных решений являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.

Конституционным Судом РФ указано в вопросе об исполнении судебных решений по искам к казне Российской Федерации, вынесение подобных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта коллизия, исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них, подлежит разрешению, в том числе, на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур (решения и действия. которых стали причиной вынесения судебного решения) и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина (Определение Конституционного суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О).

Как следует из постановления от 17.03.2020 о привлечении к административной ответственности, Министерство социальной защиты населения РБ не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от 20.12.2019 об исполнении решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ о предоставлении Новикову А.А. жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.

Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.09.2019 удовлетворены исковые требования Новикова А.А. к Министерству об обеспечении последнего благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

02.12.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство № ....

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

На основании постановления Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017годы и на период до 2020 года)» исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Согласно Закону Республики Бурятия от 14.12.2019 № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05.11.2019) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).

18.12.2019 между Министерством социальной защиты населения РБ и Министерством просвещения РФ заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений №073-09-2020-467 определена сумма федеральной субсидии в 2020 г. 251 259 574, 50 руб., в 2021 году – 282 747 127, 70 руб., в 2022 г. – 284 626 808, 51 руб.

27.12.2019, 30.01.2020, 05.02.2020, 18.02.2020 в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлялась потребность, в том числе с указанием по судебным решениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения судебных решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений.

Таким образом, из материалов дела следует, что на момент исполнения решения суда у истца сформированный специализированный жилищный фонд отсутствовал, а также отсутствовало достаточное финансирование из республиканского бюджета. В связи с чем, решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Министерства социальной защиты населения РБ в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Новикова А.А. отсутствует.

Пунктом 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку отсутствует вина лица, привлекаемого к административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ Ламажаповой Д.Б. от 17.03.2020 о привлечении Министерства социальной защиты населения РБ к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                          Т.Н. Алтаева

12-384/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Алтаева Татьяна Николаевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
19.08.2020Материалы переданы в производство судье
20.08.2020Истребованы материалы
02.09.2020Поступили истребованные материалы
18.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее