Решение по делу № 2-444/2023 от 05.04.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«10» мая 2023 года <адрес>

Избербашский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего-судьи Ахмедханова М.М.,

при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,

с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Караевой С.А.,

представителя ответчика заведующей МКДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад » <адрес> ФИО2,

представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» Рабаданова Р.Ж.,

представителя третьего лица МОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД» Булкадаровой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявителю заместителя прокурора <адрес> РД ФИО4, поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад » <адрес>, Администрации городского округа «<адрес>», третьим лицам – МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД, ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности,

установил:

заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры РД с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес>-филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД» (далее – МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> и <адрес> РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад », расположенном по адресу: <адрес>А.

В ходе проверки в деятельности МКДОУ «Детский сад » выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует их п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ -Ф3 в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона-ФЗ).

Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон -Ф3) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических, актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона -Ф3).

С учетом Федерального закона -Ф3, под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона -Ф3).

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона -Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства < просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно п.25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п. 25 Требований); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (пп. «г» п. 25 Требований); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований).

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

Между тем, согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ «Детский сад » не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.

В частности, в МКДОУ «Детский сад » не обеспечивается охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; основной вход в здание, входящий в состав объекта (территории) не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.

Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.

Ранее, в целях устранения указных нарушений в адрес главы городского округа «<адрес>» и образовательного учреждения внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес>», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Также, в ходе проверки в МКДОУ «Детский сад » выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон -Ф3) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Между тем, согласно информации начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в МКДОУ «Детский сад » (далее - объект защиты) имеются нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), а именно: объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона -Ф3); на объекте защиты не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, систему пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Работа не осуществляется с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (п. 54 Правил); на объекте защиты не организовано проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год) (п. 13 Правил); на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре не представлен сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности (ст. 145 Федерального закона -Ф3); на объекте защиты руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (постановление Правительства РФ п.43); на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола применяется материал высокой пожарной опасности (краска) (п.4.3.2 СП 1.13130.2009, ст.134 Федерального закона №123-ФЗ); двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) (п. 5.2.3 СП 1.13130.2020 (ст. 145 Федерального закона - ФЗ); на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем: а) проектная документация; б) инструкция по эксплуатации систем (п. 54 Правил, ГОСТ Р 57974-2017, ст. 83 Федерального закона -Ф3); на объекте защиты двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания п.4.2.6 СП 1.13130.2009, ст.4 и 6 Федерального закона №123-ФЗ; на объекте защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п.36 Правил).

Указанные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу безопасности несовершеннолетних детей и работников данного учреждения, а также нарушают их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающих их жизнь и здоровье.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным бездействие МКДОУ «Детский сад », выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада; признать бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МКДОУ «Детский сад »; обязать МКДОУ «Детский сад » в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить охраной объект (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать основной вход контрольно - пропускным пунктом;

- оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями;

- обеспечить объект защиты системой обеспечения пожарной безопасности;

- на объекте защиты организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Осуществлять работу с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;

- на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год);

- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;

- на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год;

- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола не применять материал высокой пожарной опасности (краску);

- на объекте защиты двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки предусмотреть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15;

- на объекте защиты обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем: а) проектную документацию; б) инструкции по эксплуатации систем;

- на объекте защиты обеспечить открывание дверей эвакуационных выходов на путях эвакуации по направлению выхода из здания;

- на объекте защиты обеспечить наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Обязать администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты - МКДОУ «Детский сад » в течении 3 (трёх) месяцев по вступлению в силу решения суда.

Помощник прокурора <адрес> Караева С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – заведующая МКДОУ «Детский сад » <адрес> ФИО8, представившая приказ от 30.04.2020г. -к «О назначении» в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указывая на то, что в 2021 году в детском саду установили пожарные лестницы с пожарным выходом. Указанные в иске пункты нарушений частично ею устранены, обязуется устранить остальные нарушения после финансирования.

Представитель ответчика Администрации городского округа «<адрес>» Рабаданов Р.Ж. исковые требования не признал и пояснил, что документальная работа проведена, осталась финансовая часть, обязуются устранить недостатки.

Представитель третьего лица МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД по доверенности Булкадарова А.Г. исковые требования прокуратуры считает обоснованными и просит удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что действительно на момент проверки были выявлены данные нарушения.

Третье лицо - ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД (по <адрес> и <адрес>), будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, не просило рассмотреть дело без его участия или отложить, в связи с чем, суд в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст.28 данного федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 федерального закона).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад » <адрес> РД учредителем и собственником учреждения является Администрация городского округа «<адрес>» <адрес>; к компетенции Учредителя в области управления Учреждением относятся в том числе осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания, определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п.8.2 Устава).

Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Согласно подпункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с частями 3, 3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 ФЗ ).

Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

В силу положений ст.37, ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления, которые, по мнению суда, подлежат применению к спорным правоотношениям.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> во исполнение задания Прокуратуры РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад » <адрес> РД.

В ходе проведенной совместно с представителями МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД и ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проверки в зданиях и помещениях МКДОУ «Детский сад » выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), в частности:

- в МКДОУ «Детский сад » не обеспечивается охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; основной вход в здание, входящий в состав объекта (территории) не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями;

- объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона -Ф3);

- на объекте защиты не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, систему пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Работа не осуществляется с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (п. 54 Правил);

- на объекте защиты не организовано проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год) (п. 13 Правил);

- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре не представлен сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности (ст. 145 Федерального закона -Ф3);

- на объекте защиты руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (постановление Правительства РФ п.43);

- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола применяется материал высокой пожарной опасности (краска) (п.4.3.2 СП 1.13130.2009, ст.134 Федерального закона №123-ФЗ);

- двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) (п. 5.2.3 СП 1.13130.2020 (ст. 145 Федерального закона - ФЗ);

- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем: а) проектная документация; б) инструкция по эксплуатации систем (п. 54 Правил, ГОСТ Р 57974-2017, ст. 83 Федерального закона -Ф3);

- на объекте защиты двери эвакуационных выходов на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания п.4.2.6 СП 1.13130.2009, ст.4 и 6 Федерального закона №123-ФЗ;

- на объекте защиты не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п.36 Правил).

Из объяснений заведующей МКДОУ «Детский сад » <адрес> РД ФИО8 в судебном заседании следует, что ею не отрицается наличие ряда нарушений в указанном учреждении, обязуется устранить нарушения, указанные в иске прокуратуры после финансирования.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о полном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности учреждения в период с момента их выявления по день вынесения судом решения, материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены.

При этом образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского суда и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность и пожарную безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения на администрацию городского округа «<адрес>» как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

Таким образом, поскольку как указано выше, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является обязанностью не только образовательных учреждений, но и учредителя и собственника имущества Учреждения, при этом действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности с наличием финансовых возможностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД ФИО4, поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад » <адрес>, Администрации городского округа «<адрес>», третьим лицам – МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД, ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РД об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКДОУ «Детский сад », выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада.

Признать бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МКДОУ «Детский сад ».

Обязать МКДОУ «Детский сад » в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить охраной объект (территорию) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать основной вход контрольно - пропускным пунктом;

- оснастить детский сад стационарными или ручными металлоискателями;

- обеспечить объект защиты системой обеспечения пожарной безопасности;

- на объекте защиты организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Осуществлять работу с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;

- на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода- изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год);

- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;

- на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год;

- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола не применять материал высокой пожарной опасности (краску);

- на объекте защиты двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки предусмотреть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15;

- на объекте защиты обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем: а) проектную документацию; б) инструкции по эксплуатации систем;

- на объекте защиты обеспечить открывание дверей эвакуационных выходов на путях эвакуации по направлению выхода из здания;

- на объекте защиты обеспечить наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты - МКДОУ «Детский сад » в течении 3 (трёх) месяцев по вступлению в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном суде РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.

Судья М.М. Ахмедханов

мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-444/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Избербаш
Ответчики
Администрация ГО "город Избербаш"
МКОДУ "Детский сад №6" г.Избербаш
Другие
ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
Межрайонный отдел вневедомственной охраны по г.Избербаш ( войска национальной гвардии )
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Ахмедханов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
09.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее