УИД: 11RS0001-01-2020-000775-32 Дело № 2-2411/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.
при секретаре Рейш В.А.
с участием истца Масалович В.Ф.,
представителя ответчика Цуман А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 18 июня 2020 года гражданское дело по иску Масалович Владимира Федоровича к
ГУ РК «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
Масалович В.Ф. обратился в суд к ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» /с учетом уточнений от 04.06.2020/ о признании незаконными решений об отказе в сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнении, указав в обоснование, что с решениями не согласен, так как до настоящего времени ответчик его не трудоустроил, он не имеет средств к существованию.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме, пояснил, что до настоящего времени ответчиком не трудоустроен, источников дохода не имеет.
Представитель ответчика с иском не согласился, указав на отсутствие исключительного случая.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с ОАО «РЖД», ** ** ** трудовой договор с истцом расторгнут в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Средний заработок в период трудоустройства составлял 45579,38 руб.
30.09.2019 Масалович В.Ф. обратился в центр занятости населения с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.
Решениями ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» № 0220005/2002 от 22.01.2020, № 0410001/2002 от 10.02.2020, № 0710020/2002 от 11.03.2020 Масалович В.Ф. отказано в сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяцев (соответственно) со дня увольнения в связи с отсутствием оснований, установленных ст. 318 Трудового кодекса РФ, а именно отсутствием исключительного случая.
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Согласно требованиям ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденного 26 апреля 2017 года, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
В соответствии со ст. 55 – 57 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами.
Ответчик, вынося решения об отказе истцу в сохранении среднемесячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц, указывает на отсутствие исключительного случая, дающего право на получение сохраняемого заработка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Судом установлено, что Масалович В.Ф. в браке не состоит, несовершеннолетних детей не имеет, имеет средне специальное образование по специальности «слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов».
В спорный период с даты постановки на регистрационный учет (30.09.2019) Масалович В.Ф. регулярно обращался в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен.
За период с 30.09.2019 истцу Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано четырнадцать направлений на работу: ....
По всем направлениям кандидатура Масалович В.Ф. была отклонена в связи с отсутствием опыта, несоответствием требованиям, несоответствием возрасту; находилась на рассмотрении.
При этом, в двух случаях имел место отказ истца от работы, в ГБУ РК «...» - не устроила заработная плата, в Обособленном подразделении Сыктывкарская автоколонна в составе филиала АО «...» в ... - не устроил график работы.
Как следует из пояснений истца, в первом случае он отказался от работы, так как предлагаемая заработная плата была в два раза ниже его среднего заработка с предыдущего места работы, а во втором случае – условия работы предполагали привлечение к работам в выходные дни, согласиться на такие условия он не мог, поскольку в выходные дни ездит к престарелой матери в другой район, которая проживает одна и ей необходима его помощь.
Таким образом, из материалов дела следует, что Центру занятости населения не удалось трудоустроить Масалович В.Ф. в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. Данный факт ответчиком не оспаривается.
Нарушений Масалович В.Ф. сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском работы судом не установлено и сторонами не представлено.
Отказ истца от работы по двум направлениям имел место в период третьего месяца со дня увольнения и был вызван объективными причинами. При этом, суд принимает во внимание, что в силу Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, которая соответствует условиям последнего места работы, а согласно перечня вариантов работы условия работы, в том числе заработная плата, в ГБУ РК «...» и в Обособленном подразделении Сыктывкарская автоколонна в составе филиала АО «... в
... отличалась от условий работы и оплаты труда в ОАО «...».
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности уволенного работника, его желании трудоустроиться.
Суд полагает доказанными истцом наличие исключительных обстоятельств, а именно того факта, что в результате увольнения с работы и нетрудоустройства на протяжении четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения он остался без средств к существованию, при этом, суд учитывает и тот факт, что истцу в спорный период также не выплачивалось пособие по безработице, что свидетельствует о его социальной незащищенности, требующей дополнительной материальной поддержки.
При этом, суд учитывает предпенсионный возраст истца и особенности положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста, наиболее подверженных риску безработицы; также суд принимает во внимание наличие у истца хронических заболеваний, требующих определенных условий труда, а также затрат на лечение и обследование.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Масалович В.Ф. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый, пятый, шестой месяцы трудоустройства. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, решения ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара»
№ 0220005/2002 от 22.01.2020, № 0410001/2002 от 10.02.2020, № 0710020/2002 от 11.03.2020 следует признать незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными решения Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» № 0220005/2002 от 22.01.2020, № 0410001/2002 от 10.02.2020, № 0710020/2002 от 11.03.2020 об отказе Масаловичу Владимиру Федоровичу в сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 25 июня 2020 года.