Решение по делу № 2-2449/2022 от 17.06.2022

                                                                                                                  Производство

УИД 67RS0-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года

Промышленный районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего судьи    Селезеневой И.В.,

при секретаре            ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда по <адрес> о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5, уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии, указав в обоснование иска, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Однако решением ПФ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа. При этом, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды

работы воспитателем в Ярцевском реабилитационном центре для детей с девиантным поведением «Радуга»

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ).

Данное решение находит незаконным и просит суд обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанный период работы, и назначить пенсию с учетом положений ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя ФИО6, которая заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчик ГУ – ОПФР по <адрес> ФИО7 исковые требования не признала, указав, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа, поскольку на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял 20 лет 03 месяца 02 дня. Оснований для удовлетворения требований истца по изложенным в иске доводам не имеется, поскольку это противоречит положениям п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и положениям п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , исключающих такую возможность.

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не подлежит включению в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец    работала в должности воспитателя в Ярцевском реабилитационном центре для детей с девиантным поведением «Радуга», так как Списком в разделе «Наименование учреждений» «реабилитационный центр для детей с девиантным поведением» не предусмотрен. Более того, наименование учреждения «Реабилитационный центр для детей с девиантным поведением» не предусмотрено также и Списками и .

Дополнительно пояснила, что ФИО3 зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

По данным индивидуального учета сведения о характере работы ФИО3 в спорные периоды представлены без указания кода льготы. Каких-либо иных документов, выданных работодателем в установленном порядке, и подтверждающих, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, не предоставлено.

На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований - отказать.

               Выслушав представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО3 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа, поскольку на момент ее обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 20 лет 02 месяца 07 дней (л.д.52-53).

В специальный стаж работы истицы не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя <адрес> реабилитационного центра для детей с девиантным поведением «Радуга».

При разрешении заявленных требований суд исходит из следующего.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из положений ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связал право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 того же Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого Закона) и Законом Российской Федерации N 340-I от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации»(статья 83 данного Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 665 от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»).

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от ДД.ММ.ГГГГ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 1067 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (Список ).;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО1 "О государственных пенсиях в ФИО1", утвержденный Постановлением ФИО1 N 463 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (Список ).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ) из-за отсутствия права (л.д. 11-15).

На ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 20 лет 02 месяца 07 дней, так как в него не включен оспариваемый истцом период педагогической деятельности по вышеизложенным обстоятельствам.

По мнению суда, данный отказ не обоснован в силу следующего.

В силу п.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Феде закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали Списки №, 1067, 781.

Списком должность воспитателя в реабилитационном центре не предусмотрена.

Списками и , предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитывается работа в должности воспитателя в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Таким образом, в целях наиболее полной защиты интересов в недопущения ущемления прав истицы, для оценки периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть применены Списки и .

Как следует из записей в трудовой книжке истца и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на работу в детский приют «Радуга».

ДД.ММ.ГГГГ Смоленский приют для детей и подростков «Радуга» переименован в <адрес> реабилитационный центр для детей с девиантным поведением «Радуга» переименован в <адрес> реабилитационный центр для детей с девиантным поведением «Радуга» на основании Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 присвоен 9 тарификационный разряд.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальное унитарное учреждение социальной защиты <адрес> реабилитационный центр для детей с девиантным поведением «Радуга» переименован в Смоленское областное государственное учреждение «Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга» на основании Распоряжения <адрес> -р/адм от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 присвоен 10 разряд оплаты труда по ЕТС.

ДД.ММ.ГГГГ истице присвоена вторая квалификационная категория по должности «воспитатель».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 присвоена вторая квалификационная категория по должности воспитатель.

ДД.ММ.ГГГГ Смоленское областное государственное учреждение «Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга» переименован в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ярцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ СРЦН «Радуга») на основании Распоряжения <адрес>, где продолжает работать ФИО3 по настоящее время.

Из Справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес> государственным бюджетным учреждением «Ярцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» усматривается, что ФИО3 действительно работает в данной организации в качестве воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ и продолжает работать по настоящее время (приказ о приеме от ДД.ММ.ГГГГ) на полную ставку.

Данная работа предусмотрена Списком , утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 30, п. 19. – ФЗ.

При этом, периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии отсутствуют.

Совмещения профессий по должности истец не осуществляла.

Справка выдана на основании: штатных расписаний за 1997-2021 гг., паевых счетов по зарплате (расчетно-платежные ведомости) за 1997-2021 гг., карточек формы Т-2, приказов за 1997-2021 гг., тарификационных списков за 1997-2021 гг.

Районный социальный приют для детей и подростков создан в соответствии Постановлением и.о. Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ социальный приют для детей и подростков «Радуга» переименован в <адрес> реабилитационный центр для детей с девиантным поведением «Радуга».

На основании Распоряжения администрации <адрес> --р/адм. от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> реабилитационный центр для детей с девиантным поведением «Радуга» реорганизован в Смоленское областное учреждение «Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга».

Па основании Распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - р/адм. смоленское областное государственное учреждение «Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга» (СОГУ « Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга») переименован в смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ярцевский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» (СОГБУ СРЦН «Радуга»).

Согласно п.1 ст. 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» (действовавшего на момент спорных правоотношений) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно ст.ст.27, 27.1 и 28 Федерального закона -Ф3 одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пункт 16 указанного Постановления Пленума Верховного Суда предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом органа осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона -Ф3), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

В соответствии с п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п. 1.1 раздела «Наименование учреждений», а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

            В соответствии с <адрес> государственного бюджетного учреждения «Ярцевский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга», утвержденным Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р/адм, с изменениями, внесенными ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения -р/адм <адрес>, центр является бюджетной некоммерческой организацией по типу – стационарное учреждение социального обслуживания, по виду-социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и входит в систему социальной защиты населения <адрес>.

Согласно п. 2.1 Устава основной целью создания учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, а так же социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Пунктом 2.2. Устава предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является стационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

По ходатайству представителя истца ФИО6 судом истребованы материалы аналогичного гражданского дела по иску ФИО2 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости и её назначении, рассмотренного Ярцевским городским судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах указанного гражданского дела присутствует Устав Смоленского государственного учреждения «Ярцевский социальный приют для детей и подростков «Радуга», утвержденный распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р/адм, согласно п.2.1 которого, целью создания учреждения является оказание социальной поддержки безнадзорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, медико-педагогической помощи, помощи в дальнейшем жизнеустройстве.

           В силу п.2.2. Устава в Центре выполняется в том числе, образовательная работа с детьми, временно проживающими в учреждении, которая организуется соответствии с Законом РФ «Об образовании» с учетом времени пребывания в учреждении, формы и степени его дезадаптации, уровня его подготовки.

             Решением Ярцевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт осуществления воспитателем ФИО2 педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СОГБУ СРЦН «Радуга».

            Кроме того, суд принимает во внимание, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском приюте «Радуга», с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12 2021 в должности воспитателя в Смоленском областном государственном учреждении «Ярцевский социальной приют для детей и подростков «Радуга» пенсионным органом зачтены в педагогический стаж истицы добровольно, при том, что место работы ФИО3 не изменялось.

Анализ вышеизложенного позволяет суд прийти к убеждению, что в спорный период времени истец занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей, которое в различное время имело разные наименования, не изменяющие основную цель (профилактика безнадзорности и беспризорности, а так же социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) и педагогический профиль данного учреждения.

             Следовательно, различия в наименовании учреждения, не могут служить препятствием в осуществлении права на досрочную пенсионное обеспечение истицы, занимавшей в нем должность воспитателя, поскольку такое право, прежде всего, связано с характером осуществляемой работы, выполнение, которой предполагает предоставление предусмотренных законодателем льгот.

Согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость политики в законодательстве, в том числе в сфере пенсионного и социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

            С учетом изложенного, вывод пенсионного органа о невозможности включения в специальный стаж истца периода ее трудовой деятельности в должности воспитателя в Ярцевском реабилитационном центре для детей с девиантным поведением «Радуга» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным.

Вместе с тем, сведения о работе истца за спорный период организацией представлены без кода льготы как «работа на общих основаниях», что является, по мнению ОПФР самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленного иска, так как приоритет сведений персонучета презюмируется.

Оценивая данную позицию, суд принимает во внимание следующее.

Порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Анализ представленных при разрешении настоящего спора доказательств льготного характера работы истца позволяют суду прийти к убеждению о недостоверности сведений работодателя, подававшего сведения персонифицированного учета за истца в спорный период работы без соответствующего кода льготы и уплаты дополнительного тарифа, а периоды, работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, подлежащим зачету в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, законодатель наделяет Правительство правом определения порядка их исчисления, но при этом в силу ст.15 Конституции РФ должен исходить из того, что конституционные нормы и принципы имеют высшую юридическую силу и толкование подзаконных актов не могут им противоречить.

Приходя к выводу о возможности включения анализируемого периода работы истца в специальный стаж, суд также учитывает, что отсутствие надлежащего ведения первичной документации работодателем основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж не является, так как обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя, поэтому гражданин не должен быть лишен приобретенных им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения последними своих обязанностей. Обратное бы противоречило установленной ст.39 Конституции РФ гарантии каждому социального обеспечения по возрасту.

Статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость политики в законодательстве, в том числе в сфере пенсионного и социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

При таких обстоятельствах, с учетом периода работы, зачтенного настоящим решением суда, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ возникло у ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд принимает во внимание изменения в пенсионном законодательстве в части определения сроков выхода на пенсию в 2020 году.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, в условиях приобретения истицей 25 лет специального педагогического стажа в 2020 году, страховая пенсия по старости должна быть назначена ей по истечении полутора лет с даты возникновения права на нее.

Поскольку на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа ФИО3 составила 26 лет 06 месяцев 22 дня, то досрочная страховая пенсия по старости должна быть назначена с момента обращения за ней.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Обязать ГУ–Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный стаж работы ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Ярцевском реабилитационном центре для детей с девиантным поведением «Радуга»,

и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                И.В.Селезенева

2-2449/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Власова Наталья Витальевна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Смоленской области
Другие
СОГБУ СРЦН «Радуга»
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
prom.sml.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2022Передача материалов судье
20.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2022Дело оформлено
10.11.2022Дело передано в архив
30.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее