51RS0021-01-2024-001501-29
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-27951/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 23 декабря 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1292/2024 по иску Илющенко Ольги Васильевны к войсковой части 77360-Х, Федеральному казённому учреждению «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению «Объединённое стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате по кассационной жалобе Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации на решение Североморского районного суда Мурманской области от 3 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Илющенко О.В. обратилась в суд с иском к войсковой части 77360-Х, Федеральному казённому учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба», просила взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 февраля 2023 г. по 31 октября 2023 г. в размере 35 350 руб.
Определением Североморского районного суда Мурманской областиот 3 июня 2024 г., вынесенным в протокольной форме, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» заменено на правопреемника Федеральное казённое учреждение «151 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 3 июня 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2024 г., исковые требования Илющенко О. В. удовлетворены частично, с войсковой части 77360-Х через лицевой счёт обслуживающего её финансового учреждения Федеральному казённому учреждению «151 финансово-экономическая служба» в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 апреля 2023 г. по 31 октября 2023 г. в размере 21 145 руб. 80 коп. (до удержания НДФЛ).
В кассационной жалобе Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие лиц, участвующих в деле. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Илющенко О.В. в период с 2 июня 1998 г. по 30 ноября 2023 г. работала в должности стрелка отряда военизированной охраны войсковой части 77360-Х.
Работодатель – войсковая часть 77360-Х находится на финансовом обеспечении Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из пункта 5.1 Раздела V Коллективного договора войсковой части 77360-28 на 2022-2025 годы оплата труда работников войсковой части 77360-28 производится на основании Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545. На основании данного приказа работникам войсковой части 77360-28 производятся следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, засекречиванием и рассекречиванием; в) выплаты
стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы; выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (размеры выплат, показатели премирования устанавливаются Положением о премировании, являющимся приложением № 2 к коллективному договору); надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Таким образом, истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
Как следует из дополнительного соглашения от 24 октября 2022 г. к трудовому договору, с февраля по сентябрь 2023 г. истцу был установлен должностной оклад в размере 7 167 руб., согласно расчётных листов с октября по ноябрь 2023 г. должностной оклад был установлен в размере 7 562 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 129, 133, 135, 146, 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс), частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов», пунктами 2, 3 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министром обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 (далее – Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств), установив, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерацииот 26 июля 2010 г. № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счёт экономии бюджетных средств, принимая во внимание, что дополнительное
материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок, а также на суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника, установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учёта выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министром обороны Российской Федерацииот 26 июля 2010 г. № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда, применяя по ходатайству ответчика к спорным правоотношениям срок обращения в суд (февраль, март 2023 г.), определяя начало его течения периодичностью выплат заработной платы, предусмотренной коллективным договором, условия которого согласуются со статьёй 136 Трудового кодекса.
Общие суммы выплат определены без учёта положений статей 207–209, 226 Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании с граждан налога на доходы физических лиц, поскольку суд в отношении истца не является налоговым агентом.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В статье 2 Трудового кодекса декларированы основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым, в том числе, отнесено обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу положений частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям части второй статьи 146, статьи 148 Трудового кодекса труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности (постановление Конституционного Суда Российской Федерацииот 7 декабря 2017 г. № 38-П).
В силу статьи 349 Трудового кодекса на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 1 октября 2019 г. система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом Министра обороны Российской Федерацииот 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально.
Согласно пункту 2 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил, отвечающих
за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств).
Из приведённых нормативно-правовых актов следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, которая не включается в состав средней заработной платы работника.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат, и направлено на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате, но осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника, вследствие чего не может учитываться при оценке размера оплаты труда в сопоставлении с минимальным размером оплаты труда, признаётся законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о неправильном определении правовой природы дополнительного материального стимулирования, выплачиваемого не ежеквартально, а ежемесячно, в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей с учётом уровня квалификации работника, сложности, объёма, качества и условий выполняемой им работы, что позволяет учитывать выплату в составе заработной платы, который не должен быть ниже с минимального размера оплаты труда основаны на неправильном применении вышеприведённых норм материального права, без учёта
источника формирования данной выплаты (при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов), периодичности выплаты, предусмотренной пунктом 1 Порядка определения и расходования объёмов бюджетных средств (ежеквартально). Изменение работодателем периодичности выплаты – ежемесячно, не свидетельствует о том, что она является гарантированной, так как возможность выплаты поставлена в зависимость от наличия экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Ссылка в кассационной жалобе Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации на то, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г. № 8-П дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате гражданского персонала войсковой части, выводов судов не опровергает, поскольку в данном постановлении изложена правовая позиция относительно взыскания выплаченных военнослужащему на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежных средств и применения положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации на состоявшиеся по иным гражданским делам судебные акты подлежат отклонению, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы судов по иным делам преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
В рассматриваемом деле юридически значимые обстоятельства судами определены верно, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 3 июня 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16 октября 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения «151 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Мотивированное определение изготовлено 23 декабря 2024 г.