№2-955/2020
№70RS0004-01-2020-000725-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2020 г. Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Сорокиной О.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н.,
помощник судьи Агафонкина Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслак Н.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Маслак Н.А. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором, с учетом уточнения требования, просит:
- возложить на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Маслак Н.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из ... комнат, в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м.,
- право собственности Маслак Н.А. на жилое помещение – двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес> – прекратить.
В обоснование заявленных требований указано, что Маслак Н.А. принадлежит на праве собственности недвижимое имущество –квартира, общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: <адрес> В настоящее время в указанной квартире фактически зарегистрирована и проживает истец. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес>, заключением № Межведомственной комиссией был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесения изменений в отдельные постановления администрации города Томска» жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 6.1 постановления на администрации районов г.Томска, совместно с комитетом жилищной политики администрации г.Томска, возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома. Тем не менее, до настоящего времени, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцам не представлено, вопрос о сносе дома не решён. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Маслак Н.А. была признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебное заседание истец Маслак Н.А. и её представитель Кулешова Л.Н., выступающая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, посредством телефонограммы просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска, извещенный о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил возражения на исковое заявление, в которых также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно письменному отзыву ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь в качестве правового обоснования на ст. 32 ЖК РФ, указывает, что спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» распоряжением администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы (в отношении многоквартирных домов, признанных аварийными в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Срок реализации указанной программы определен с ... по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанной программой, планируемая дата окончания переселения жильцов многоквартирного дома по адресу: г<адрес> – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), утвержденным распоряжением администрации Города Томска и структурными подразделениями администрации Города Томска проводятся мероприятия по изъятию земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции (в том числе и в многоквартирном доме по <адрес>). В соответствии с Регламентом администрацией Советского района Города Томска подготовлен проект решения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд недвижимого имущества, который подлежит согласованию структурными подразделениями администрации Города Томска. Принятие указанного постановления необходимо для проведения дальнейших мероприятий по изъятию жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе для организации оценки жилых помещений и подготовки соглашений о выкупе жилых помещений для муниципальных нужд. После утверждения указанного постановления, собственники жилых помещений в доме по <адрес>, вправе будут обратиться с заявлением о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. В настоящее время процедура изъятия жилых помещений для муниципальных нужд не завершена.
На основаниист.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П. Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что жилое помещение, площадью ... кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности – истцу Маслак Н.А., что подтверждается договором передачи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (...), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16, 22).
Основанием для регистрации права собственности истца на указанное жилое помещение явился договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15).
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> состоит из ... комнат площадью ... кв.м. и ... кв.м., общая площадь квартиры составляет ... кв.м., жилая площадь квартиры составляет ... кв.м., площадь подсобных помещений составляет ... (л.д.17-18).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «...», в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирована Маслак Н.А. (л.д.24).
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.13-14).
Постановлением администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений а отдельные постановления администрации Города Томска» жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 6 постановления); на администрацию Советского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также в установленном порядке и сроки реализовать в отношении данного многоквартирного дома комплекс мероприятий, предусмотренных «Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции)», утвержденным постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № (п.6 постановления) (л.д.11-12).
Согласно ответу Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, начисление взносов на оплату капитального ремонта для собственников многоквартирного дома <адрес> прекращено с ... г., до момента исключения многоквартирного дома <адрес> из Региональной программы капитальный ремонт общего имущества не проводился (л.д.29).
Как следует из Отчета, подготовленного МБУ г.Томска ...» от ... года, физический износ дома <адрес> на ... год составлял ...%, в результате визуального осмотра выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструктивных элементов. Все основные несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния всех основных несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно. Во избежание несчастных случаев, в местах возможного обрушения несущих конструкций, необходимо исключить пребывание людей в помещениях первого и второго этажей (л.д.31-57).
Доказательств, опровергающих представленные истцом сведения об аварийном состоянии спорного жилого помещения, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан, ответчиком, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
Сведениями Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается, что помимо права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> права на иные объекты недвижимости (жилые помещения) у истца отсутствуют (л.д.21-22).
В свою очередь, как следует из письма администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением администрации Советского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (л.д.25).
Согласно сообщению администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, Маслак Н.А. решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, составом семьи – ... человек (ФИО10 (л.д.28).
Следовательно, истец не имеет возможности самостоятельного приобретения жилья, доказательств обратного суду не представлено. При этом обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, нахождение малоимущего истца на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является достаточным основанием для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.
Доводы ответчика о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судом.
Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В связи с длительным проживанием в жилом помещении, не отвечающим установленным требованиям, истцом при обращении с настоящим иском в суд был избран способ защиты нарушенных прав в виде обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма взамен аварийного.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно представленным в материалы дела техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> состоит из двух комнат общей площадью ... кв.м, жилой –... кв.м.
Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу принадлежит указанное выше помещение на праве собственности, суд приходит к выводу, что на основании ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м., состоящее не менее чем из ... комнат, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В связи с чем, суд считает возможным прекратить право собственности Маслак Н.А. на жилое помещение – ... квартиру общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Маслак Н.А. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Маслак Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из ... комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м.
Прекратить право собственности Маслак Н.А. на жилое помещение – квартиру общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>
Решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности Маслак Нины Алексеевны на жилое помещение по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: Т.А. Мелентьева