Решение по делу № 33-3252/2021 от 29.04.2021

Советский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО2

дело

УИД-05RS0-36

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июня 2021 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО8,

судей ФИО3 и ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан об обязании установить очередность на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья,

по апелляционной жалобе ответчика МВД по РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, доводы представителя ответчика ФИО6, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения представителя истца ФИО7, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД об обязании установить очередность, в обоснование которого указал, что он является действующим сотрудником МВД по РД, стаж работы более 33 лет.

В мае 2013 г. на имя начальника тыла МВД по РД им были направлены материалы с заявлением для постановки на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья. Они были ими приняты.

Истцом получен ответ на его обращение, что он принят на учет с присвоением уникального номера 8-05-023-<дата>-001446.

Он <дата> повторно обратился в МВД по РД за разъяснениями по уточнению даты постановки на учет, на что получил ответ от <дата>, что он принят на учет с <дата> с составом семьи из 5 человек. <дата> он обратился к начальнику Управления организации тылового обеспечения о переносе даты постановки на учет в соответствии с датой подачи заявления, однако ему было отказано.

РешениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать действия МВД по Республике Дагестан по принятию ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения ЦЖБК МВД по РД и утверждения министром внутренних дел по РД с <дата> незаконными.

Установить очередность и право ФИО1 с учетом членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с <дата>.

Обязать МВД по Республике Дагестан изменить дату постановки ФИО1 с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел МВД по РД с "<дата>." на "<дата>." путем внесения соответствующих изменений в уникальный номер в базе данных».

На данное решение ответчиком МВД по РД подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Считают принятое по делу решение незаконное и необоснованное, нарушает нормы материального и процессуального права.

Право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрено Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 247-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Закона № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления ЕСВ утверждены постановлением Правительства РФ от <дата> «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти. К заявлению прилагаются перечень документов, установленных в п. 5 Правил.

В силу п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения ЕСВ, решение комиссии о принятии сотрудников на учет оформляются протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти, (п. 15).

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в недельный срок с даты принятия этого решения (п. 18 Правил).

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).

На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело (п. 22 Правил).

Согласно п. 31 Порядка единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Приказом МВД России от <дата> утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета (далее - Порядок ).

Данный Порядок устанавливает правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета. В соответствии с п. 7 Порядка внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.

В соответствии с п. 8 Порядка формирования и ведения базы данных, состоящих на учете для получения ЕСВ. первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 -номер учетного дела.

Согласно ст. 12 Федерального закона от <дата> -Ф3 сотрудник органов внутренних дел обязан знатьи соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.

Толкование данных положений Правил свидетельствует о правильном их применении МВД по Республике Дагестан об определении даты постановки истца на учет для получения ЕСВ, которая не может быть определена как дата подачи им заявления о предоставлении выплаты, что также соотносится с положениями Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2012г. .

Таким образом, дата принятия истца на учет для получения ЕСВ должна быть установлена дата утверждения решения жилищной комиссии о принятии истца на учет.

Кроме того, с учётом положений установленного Порядка (п. 31), так как ЕСВ предоставляется в порядке очерёдности и по мере финансирования с федерального бюджета, права и интересы истца относительно других состоящих на учете очередников не нарушаются и не ущемляются. В этой части истец не указывает в иске в чём нарушено его право.

Согласно материалам учётного дела , заявление с перечнем соответствующих документов ФИО1 в ЦЖБК МВД по РД поступило <дата>.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от <дата> истец принят на учёт для получения ЕСВ с составом семьи из 5-и человек. Протокол утвержден распоряжением МВД по РД от 27.09.2013г. .

Судом первой инстанции неправильно применены вышеперечисленные нормы материального права и не приняты во внимание доводы ответчика, что в соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Также судом первой инстанции не применил заявленный ответчиком пропуск истцом срока исковой давности.

Из текста искового заявления следует, что истец получил уведомление ЦЖБК МВД по РД о принятии его на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением уникального номера , из которого видно, что ФИО1 принят на учёт I <дата>.

В суд с исковым заявлением истец обратился в 2020 году, то есть с пропуском установленного законом трёхмесячного срока исковой давности, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Даже если применять общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, то и в этом случае на 2020 год трёхлетний срок исковой давности пропущен. О восстановлении срока исковой давности истец в иске не заявляет, на уважительные причины не ссылается. В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительной причины срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 247-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ).

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> , которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Решение о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил) и утверждается правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.

Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п.21 Правил).

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.

Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя.

Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ.

В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, в порядке очерёдности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК заявления истца правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.

Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречит положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставит в неравное положение сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм указанного выше Федерального закона на момент обращения в Комиссию с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, по сравнению с другими сотрудниками, обладающими таким же правом при аналогичном стаже службы, но обратившихся позднее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является действующим сотрудником МВД по РД, стаж работы более 33 лет. В мае 2013 г. на имя начальника тыла МВД по РД им были направлены материалы с заявлением для постановки на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья. Они были ими приняты. Истцом получен ответ на его обращение, что он принят на учет с присвоением уникального номера 8-05-023-<дата>-001446.

Он <дата> повторно обратился в МВД по РД за разъяснениями по уточнению даты постановки на учет, на что получил ответ от <дата>, что он принят на учет с <дата> с составом семьи из 5 человек. <дата> он обратился к начальнику Управления организации тылового обеспечения о переносе даты постановки на учет в соответствии с датой подачи заявления, однако ему было отказано.

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ответчиком не оспаривается.

Как правильно указал суд первой инстанции, у ответчика не имелось оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с <дата>, при том, что заявление о постановке на такой учет с пакетом необходимых документов было подано им в мае 2013 г., получено ответчиком <дата>, рассмотрено на заседании ЦЖБК МВД по РД <дата>, утверждено министром <дата>.

Судом первой инстанции обоснованно опровергнут довод представителя ответчика о том, что истец в суд обратился с пропуском сроков исковой давности.

Бремя доказывания пропуска истцом при обращении в суд установленного законом срока лежало на ответчике, однако отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, в подтверждение того, что истцу о дате, с которой он поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты было известно до подачи иска в суд, ответчиком в материалы дела не представлено. При этом ответчиком не доказано, что истцу кем-либо разъяснялось, что имеющиеся в присвоенном ему уникальном номере цифры означают дату постановки на учет, и соответственно, что истцу достоверно было известно о принятии его на учет с этой даты. Срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГПК РФ следует исчислять со дня, когда ему стало об этом известно, т.е. в декабре 2020 <адрес> доводы ответчиком не опровергнуты.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МВД по РД без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-3252/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Адильханов Магомеднаби Вазирханович
Ответчики
МВД по РД
Другие
Курбанмагомедов Л.Ф.
Мамедов А.К.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
29.04.2021Передача дела судье
02.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021Передано в экспедицию
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее