Судья Овчинникова И.Ф. №33-320/2019
Судья-докладчик Алсыкова Т.Д. (№ 33-11656/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Горбачук Л.В.,
судей Трофимовой Е.Н., Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Васильевой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Бодайбо в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Нечера-К», Обществу с ограниченной ответственностью «Феникс», индивидуальному предпринимателю Нуриманшиной Наталии Александровне, Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» о возложении обязанности по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» на решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 17 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
обратившись с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Нечера-К» (далее – ООО «Нечера-К»), Обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – ООО «Феникс»), индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) Нуриманшиной Н.А., Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал» (далее – МУП «Тепловодоканал»), истец указал, что ИП Нуриманшина Н.А., ООО «Нечера-К», ООО «Феникс» осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензий, выданных Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, договоров управления многоквартирных домов.
МУП «Тепловодоканал» в соответствии постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 03.12.2014 № 565-пп признано единой теплоснабжающей организацией на территории г. Бодайбо и осуществляет деятельность, в том числе по предоставлению коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению.
Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 02.12.2014 № 562-п МУП «Тепловодоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Бодайбинского муниципального образования.
Проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям частей 4, 5 статьи 12, части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Нечера-К», ООО «Феникс», как лицами, ответственными за содержание коллективного (общедомового) имущества, МУП «Тепловодоканал» как организацией, осуществляющей снабжение водой, тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес изъят> коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых холодной воды, горячей воды, тепловой энергии не оборудованы.
Бездействием ответчиков нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку вышеуказанные нарушения влекут за собой неэффективное, нерациональное использование энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Уточнив исковые требования, прокурор г. Бодайбо окончательно просил возложить на ИП Нуриманшину Н.А., ООО «Нечера-К», ООО «Феникс», МУП «Тепловодоканал» обязанность но оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления используемых холодной воды, горячей воды, тепловой энергии многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> и вводу их в эксплуатацию; по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления используемой холодной воды вышеназванные многоквартирные дома, и вводу их в эксплуатацию.
Определением суда от 10 октября 2018 года гражданские дела № 2-559/2018, № 2-560/2018, № 2-561/2018 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер №2-559/2018.
Определением суда от 17 октября 2018 года производство в части исковых требований прокурора г.Бодайбо в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Нечера-К», ООО «Феникс», МУП «Тепловодоканал» о возложении обязанности по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, указанных в данном определении, прекращено.
Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 17 октября 2018 года исковые требования прокурора г. Бодайбо удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, МУП «Тепловодоканал» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 01.07.2013 должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации, а управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета. Ответчик полагает, что управляющая компания также должна осуществлять непосредственную установку общедомовых приборов учета. Судом необоснованно не приняты во внимание акты, из которых следует, что у ответчика отсутствует техническая возможность установки ОПУ тепловой энергии, холодной воды. Судом необоснованно отказано в вызове специалиста, который мог бы дать ответы по спорным вопросам. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что должностные лица управляющих компаний были в установленном законом порядке признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.9.16 КоАП РФ.
Возражая на апелляционную жалобу, прокурор, участвующий в деле, Пущиенко Л.Н. просит решение суда оставит без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, представителя МУП «Тепловодоканал» Серову В.И., представителя ООО «Феникс», поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Вокину А.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", в части 1 ст.13 Закона слова "или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)" исключены.
В части 5 статьи 13 указанного Закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона (то есть на 27.11.2009) жилых домов, подключенных к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды и энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Часть 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета жилых домов, которые в нарушение ч. 6 ст. 13 названного закона не были оснащены собственниками в установленный срок, не прекращает обязанность управляющей компании как уполномоченной собственниками организации принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых коммунальных ресурсов. Таким образом, данной нормой закона предусмотрена возможность принудительной установки необходимых общедомовых приборов учета ресурсоснабжающей организацией с последующей компенсацией ей соответствующих расходов.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей компанией она как исполнитель коммунальных услуг несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 6, подп. "ж" п. 10, подп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение среди прочего требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении; содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Судом установлено и следует из материалов дела, что водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение вышепоименованных домов осуществляется ответчиком МУП «Тепловодоканал», а управление - ответчиками ООО "Нечера-К", ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Феникс»; данные дома введены в эксплуатацию до 27.11.2009 и по настоящее время не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Постановлением главы администрации Бодайбинского городского поселения от 02.12.2014г. №562-п МУП «Тепловодоканал» определена как гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Бодайбинского муниципального образования.
МУП «Тепловодоканал» в соответствии постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 03.12.2014 № 565-пп признано единой теплоснабжающей организацией на территории г. Бодайбо и осуществляет деятельность, в том числе по предоставлению коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению.
ИП Нуриманшина Н.А., ООО «Нечера-К», ООО «Феникс» осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, установленными судом, на основании лицензий, выданных Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, договоров управления многоквартирных домов.
Актом проверки прокуратуры г.Бодайбо от 02.09.2016 года, от 23.05.2016 года, от 17.08.2016 года, установлены нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, допущенные ООО «Нечера–К», ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Феникс», в том числе, то, что не установлены коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды.
Актом проверки прокуратуры г.Бодайбо от 02.09.2016 года аналогичные нарушения законодательства установлены в отношении МУП «Тепловодоканал».
30 сентября 2016 года в адрес ООО «Нечера-К», ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Феникс» прокурором г.Бодайбо вынесены представления об устранении нарушений законодательства в части не оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) счетчиками.
Актом проверки от 19.01.2018, от 06.05.2018, от 07.05.2018 прокурором г.Бодайбо вновь выявлены нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, допущенные ООО «Нечера-К», ИП Нуриманшиной Н.А., ООО «Феникс» - не установлены коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды.
Постановлениями №1-787/16, №1-786/16, №1-794/16 по делу об административном правонарушении от 30 ноября 2016 года, вынесенного службой государственного жилищного надзора Иркутской области генеральный директор ООО «Нечера-К» Рыбаков А.А., ИП Нуриманшина Н.А., директор ООО «Феникс» Дьяконов С.В. привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.9.16 КоАП РФ за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Возможность установки общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии и теплоносителя, а также холодного водоснабжения в указанных в резолютивной части решения многоквартирных домах, подтверждается актом от 20 августа 2018 года, составленным ведущим консультантом территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области Тупициной Д.С., совместно со старшим помощником прокурора Михаленя Е.П., в присутствии представителей ответчиков.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, исходил из того, что из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 1 июля 2013 г. должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета. При этом действия каждого из ответчиков должны быть согласованы и направлены на достижение единого результата, а именно оснащение соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.
Суд указал, что законодательство об энергосбережении не освобождает управляющую компанию от обязанности оснастить находящиеся в ее управлении многоквартирные дома общедомовыми приборами учета заявленного коммунального ресурса, и, как следствие, оплатить расходы на установку этих приборов за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Определяя объем ответственности ответчиков по отношению к каждому из объектов, суд исходил из характера и объема их обязанностей согласно условиям заключенных договоров, учел, что как управляющая компания ООО «Феникс», ООО «Нечера-К», ИП Нуриманшина Н.А. обязаны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения в соответствующих многоквартирных домах, а как ресурсоснабжающая организация МУП «Тепловодоканал» - совершить действия по оснащению соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, так как оно принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими всем требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о возложении на МУП «Тепловодоканал» обязанности по непосредственной установке коллективных (общедомовых) приборов учета, о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ только должностных лиц управляющих организаций подлежат отклонению, поскольку судом такая обязанность возложена на основании ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не может быть принят во внимание довод жалобы о необоснованном непринятии судом во внимание представленных ответчиком актов, по мнению ответчиков, подтверждающих отсутствие в отраженных в них домах технической возможности установки ОПУ тепловой энергии, холодной воды. Суд, отклоняя содержание названных актов, представленных ответчиками, исходил из отсутствия в них даты составления, пояснений ответчика Нуриманшина Н.А. о том, что в домах, которые находятся в ее управлении, запорные арматуры присутствуют, а в актах указано обратное, из отсутствия обоснования такого указанного в них критерия, как беспрепятственный доступ к месту установки. Суд учел, что иные критерии технической невозможности установки приборов учета, которые указаны в п.2,3 Приказа Минрегион России от 29.12.2011г. №627, в актах не отражены, в порядке ст.79 ГПК РФ ходатайство о назначение судебной строительной экспертизы заявлено не было. Оценка судом указанных актов соответствует требования ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с данной оценкой доказательств судебная коллегия не усматривает.
Как следует из протокола судебного заседания от 17.10.2018, представителем ответчика МУП «Тепловодоканал» было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве специалиста Никольской Н.П., являющейся начальником проектно-технического отдела ООО «ТЭКОМ», для разъяснения вопроса о технической возможности установки приборов учета, формы акта обследования на данный предмет, об отложении судебного разбирательства на дату после 15.11.2018 для вызова и опроса названного специалиста. Судом в удовлетворении ходатайство было отказано в связи с возможностью заблаговременно обеспечить явку специалиста и осмотр ею многоквартирных домов. Суд также учел, что данный специалист занимается только установкой приборов учета.
Указанное основание для отказа в удовлетворении ходатайства соответствует требованиям ч. 1 ст. 169 ГПК РФ, доказательств невозможности рассмотрения дела в отсутствие показаний указанного специалиста ответчиком не представлено.
В этой связи, довод жалобы о необоснованном отказе в вызове и допросе специалиста во внимание не принимается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, который всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и постановил законное и обоснованное решение.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 17 октября 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Л.В.Горбачук
Судьи Е.Н.Трофимова
Т.Д.Алсыкова