Дело № 2а-552/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 г. с.Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Казаватова А.А., при секретаре Гаджиевой З.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по РД к Атаеву Нариману Магомедгасановичу о взыскании обязательных платежей в сумме 35770,25 руб.,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Республике Дагестан обратилась в суд с вышеназванным административным иском по тем основаниям, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет, а 29.12.2018 прекратил свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения. Своевременно и в полном объёме он не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на которые начислены пени. Кроме того, ответчик является плательщиком транспортного налога. Ему были направлены требования об уплате налогов и пени. Ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов. Мировым судьёй вынесенный судебный приказ о взыскании задолженности по налогам отменён, в связи с поступившими возражениями от должника. До настоящего времени ответчик не полностью исполнил требование об уплате налогов, возложенных на него действующим законодательством. При этом учитывая, что определение мирового судьи судебного участка от 13.08.2020 об отмене судебного приказа по данному делу было получено лишь 21.10.2020, срок обращения в суд с настоящим иском был пропущен по уважительной причине. Потому просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на взыскание задолженности и взыскать с Атаева Н.М. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в сумме 35770,25 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Атаев Н.М. в судебное заседание также не явился, хотя извещался о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела без его участия в суд не представил.
Кроме этого, информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на Интернет-сайте суда http://karabudahkentsky.dag.sudrf.ru.
В соответствии со ст. ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации п.1 ст.3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствие со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела также следует, что предъявленные налоговым органом требования состоят из страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 211,77 руб., пени по ним в размере 815,18 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5808,60 руб., пени по ним в размере 419,51 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 26402,28 руб., пени по ним в размере 2112,91 руб.
Разрешая данные требования, суд приходит к следующему выводу.
На момент подачи административного искового заявления Атаев Н.М. утратил статус индивидуального предпринимателя. Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 04.03.2021 в реестр 29.12.2018 была внесена запись о прекращении деятельности Атаева Н.М. в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом суд учитывает, что предъявленные ко взысканию требования исчислены исходя из того, что Атаев Н.М. осуществлял предпринимательскую деятельность, и переданы Управлением Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан в Межрайонную ИФНС России № 14 по РД сальдо по обязательствам административного ответчика, которые ответчик должен был оплатить на основании п. «б» ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующим до 01.01.2017.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017, действовал в период рассматриваемых правоотношений), определено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», было определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Суд учитывает, что Атаев Н.М. прекратил свою предпринимательскую деятельность 29.12.2018, и приходит к выводу, что предъявленные ко взысканию страховые взносы и пени по ним образовались после 01.01.2015.
Однако, обязательные платежи по страховым взносам Атаевым Н.М. не уплачены.
В связи с чем, Межрайонной ИФНС России № 14 по РД в адрес Атаев Н.М. были направлены требования №24313 по состоянию на 26.02.2019, №52673 по состоянию на 26.02.2019 об уплате недоимки и пени по сроку исполнения до 23.04.2019.
Определением мирового судьи судебного участка № 58 Карабудахкентского района от 13.08.2020, судебный приказ от 07.11.2019 по административному делу № 2а-1408/2019 по заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по РД о выдаче судебного приказа о взыскании с Атаева Н.М. задолженности был отменен на основании поступивших от него возражений.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Тем самым, заявление инспекцией подано по истечении 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа пропустил установленный законом срок.
Административный истец обратился в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока в соответствии со ст. 95 КАС РФ.
В п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено право суда восстановить срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине.
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Административным истцом объективных доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, в суд не представлено.
Вместе с тем учитывая, что налоговый орган преследует цель на своевременное и полное поступление налоговых платежей, а отказ налоговому органу в осуществлении правосудия, в связи с пропуском срока на обращение в суд повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие приведет - к неполному его формированию, суд считает заявленное ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.
Размер задолженности по страховым взносам, заявленным ко взысканию, и ее расчет, указанный в административном иске, судом проверен, признан верным, административным ответчиком не оспорен, иного расчет им не представлено.
Сведений об уплате задолженности по страховым взносам налогоплательщиком Атаевым Н.М. за указанный в административном иске период у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика Атаева Н.М. задолженности по страховым взносам в истребуемом административным истцом размере, поскольку Атаев Н.М. в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом требования о взыскании задолженности по страховым взносам и пени по ним подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Межрайонная ИФНС России № 14 по РД при подаче административного искового заявления освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
В соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика составит 1273 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Межрайонной ИФНС России № 14 по РД к Атаеву Нариману Магомедгасановичу о взыскании обязательных платежей - удовлетворить.
Взыскать с Атаева Наримана Магомедгасановича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 055400032777, проживающего по адресу: РД, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по РД страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г. в размере 211,77 руб., пени по ним в размере 815,18 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г. в размере 5880,60 руб., пени по ним в размере 419,51 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 26402,28 руб., пени по ним в размере 2112,91 руб., а всего 35770,25 (тридцать пять тысяч семьсот семьдесят рублей, двадцать пять копеек) руб.
Взыскать с Атаева Наримана Магомедгасановича в доход бюджета государственную пошлину в размере 1273 (одна тысяча двести семьдесят три) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.05.2021.
Председательствующий А.А. Казаватов