РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:
председательствующего: Даниловой О.Н.,
при секретаре: Рупаковой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
18 мая 2018 г.
дело по административному иску Никифорова Сергея Юрьевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество и производстве перерасчета,
УСТАНОВИЛ:
Никифоров С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество и производстве перерасчета.
Просит признать незаконным действия налогового органа по начислению налога на имущество за нежилое помещение гаража-стоянки с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> гараж - стоянка № за 2016 год, налоговое уведомление № 81416213 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 20464 руб., из расчета 2% налоговой ставки от кадастровой стоимости. Обязать произвести перерасчет налога на имущество за 2016 г. из расчета 0,1 % налоговой ставки от кадастровой стоимости, согласно действующим ставкам на 2016 г. указанным в решение Новокузнецкого городского совета народных депутатов (гараж, машино-место -0,1 %), расчет произвести с учетом правил переходного периода п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ и понижающего коэффициента.
Требования мотивированы тем, что Никифоров С.Ю. является владельцем парковочного места в <адрес> в виде части отдельно стоящего нежилого здания, назначение нежилое, общей площадью 18,6 кв.м, с кадастровым номером № ранее №, К№ по адресу: <адрес>», гараж-стоянка №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 марта 2009 г., запись регистрации в ЕГРП № № от 17.03.2009 г. Согласно налоговому уведомлению № 81416213 от 01.11.2017 г. ему был исчислен налог за 2016 г. по данному объекту недвижимости в размере 20464 руб., несмотря на то, что ранее в налоговом уведомлении за 2015 г. № 94247928 от 27.08.2016 г. налог исчислялся в размере 301 руб. Решение о начислении налога в размере 20464 руб. было обжаловано в Управление ФНС России по Кемеровской области, однако в удовлетворении жалобы 22.02.2018 г. исх. № 15-29/03848 было отказано. Считает, что налоговая ставка в размере 2% по данному объекту применена необоснованно. Налоговая ставка на имущество физических лиц устанавливается по правилам ст. 406 НК РФ и на данный объект не должна превышать 0,1% (п.п. 1 п. 2 ст. 406 НКРФ). Налоговая ставка в размере 2% (п.п. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ) устанавливается в отношении двух категорий объектов налогообложения. Имущество, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей и имущества, которое используется или может быть использовано для предпринимательской деятельности. Гараж-стоянка с кадастровым номером № не подходит под эти критерии, так как кадастровая стоимость составляет 1 023 223,39 руб., вид фактического использования, уполномоченным органом исполнительной власти Кемеровской области, для использования в предпринимательской деятельности не определен (п. 9 ст. 378.2 НК РФ), гараж-стоянка не отвечает условиям, указанным в п.п. 3-5 ст. 378 НК РФ и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Кроме того, согласно Распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области №745 от 28/12/2015, установлен перечень объектов, на который ссылается решение Новокузнецкого городского совета народных депутатов №15/139 от 25.11.2014 г., однако расчет налога на имущество, распространяется исключительно на юридические лица. Также согласно ПисьмуФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@ "О налогообложении машино-мест": в соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента, в том числе в отношении машино-мест. При этом налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Считает, что налоговая ставка в размере 2% должна устанавливается в отношении имущества, находящегося в собственности физических лиц, только при использовании его в предпринимательской деятельности. Поскольку гараж-стоянка не отвечает условиям, указанным в п.п. 3-5 ст. 378 НК РФ и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, расчет налога за 2016 г. является не верным, а ссылка административного ответчика на ст. 378.2 НК РФ, которая определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, которое используется в предпринимательской деятельности - незаконна.
Административный истец Никифоров С.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца Жигунова Н. Л., действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии у нее высшего юридического образования, на административных исковых требованиях настаивала, пояснив, что в апреле 2018 г. Никифоров С. Ю. обратился в Росреестр с заявлением о смене наименования в части отдельно стоящего нежилого здания с кадастровым номером № на машино- место. На основании принятого Никифоровым С.Ю. решения в ЕГРН были внесены изменения, согласно которым объект недвижимости с кадастровым номером №, принадлежащий административного истцу, имеет наименование недвижимости - машино-место, вид объекта недвижимости – машино-место.
Административный ответчик ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка в лице представителя Поповой А.Н., действующей на основании доверенности, представившей диплом о наличии у нее высшего юридического образования, административные исковые требования Никифорова С.Ю. не признал, пояснив, что налог на объект недвижимости с кадастровым номером № принадлежащий Никифорову С.Ю. исчислен верно. Считает, что у административного истца есть право на обращение в ИФНС с заявлением о перерасчете налога за 2016 г., однако оснований для признания действий налоговой незаконными, не имеется.
Административный ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых просит в административных требованиях Никифорову С.Ю. отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что на основании договора о долевом участии в строительстве части отдельно стоящего нежилого здания в порядке инвестирования от 17.05.2005 г. Никифоров С.Ю. является собственником части отдельно стоящего нежилого здания (гараж- стоянка), общей площадью 18,6 кв. м. Согласно акту приема- передачи недвижимости от 25.01.2006 г. Никифорову С.Ю. передан встроенный подземный гараж- стоянка в здании торгового развлекательного комплекса расположенного в г. Новокузнецке по адресу <адрес>», гараж –стоянка №. На основании акта приема- передачи от 25.01.2006 г., 17.03.2009 г. на имя Никифорова С.Ю. зарегистрировано право собственности на часть отдельно стоящего нежилого здания, назначение: нежилое, общая площадь 18,6 кв.м., этаж на отмет. -3,80, адрес объекта: <адрес>», гараж- стоянка №, кадастровый номер № (в настоящее время №).
Согласно выписке из технического паспорта гараж стоянка № является частью отдельно стоящего нежилого здания, встроенные подземные гаражи в здании торгово-развлекательного комплекса.
Согласно налоговому уведомлению № 81416213 от 01.11.2017, Никифорову С.Ю. произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 20 464 руб., исходя из налоговой базы в размере 1 023 223 руб., и налоговой ставки – 2%.
Полагая расчет налога необоснованным, Никифоров С.Ю. обратился в УФНС России по Кемеровской области с жалобой на неправомерность действий ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка при расчете налога на имущество физических лиц за 2016 год. В ответе от 20.02.2018 г. исх. № 15-29/03848 на обращение УФСН России по Кемеровской области в пересмотре сумм налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016 года Никифорову С.Ю. отказано, поскольку налог начислен верно.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" правоотношения по уплате налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 регулируются в соответствии с главой 32 НК РФ.
В соответствии с ч 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в частности: гараж, машино-место (пп. 3); иные здание, строение, сооружение, помещение (пп. 6).
Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 402 НК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из указанных норм права, в их правовой взаимосвязи со ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ, указанного выше, налоговая база в отношении объектов, к которым применяются положения п. 7 ст. 378.2 НК РФ с 01.01.2015 определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей в спорные налоговые периоды), налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 406 НК РФ установлено, что в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: гаражей и машино-мест; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7).
Согласно п. 8 ст. 408 НК РФ предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3 ст. 402 настоящего Кодекса.
В соответствии с Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2015 N 745-р "Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" здание торгово-развлекательного комплекса, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> частью которого является гараж – стоянка, принадлежащая Никифорову С.Ю., включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, соответственно, все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению с учетом требований ст. 378.2 НК РФ, вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Аналогичная позиция отражена в письме Федеральной налоговой службы от 11.01.2018 года № БС-4-21/195, в соответствии с которым, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Суд считает не обоснованными доводы административного истца о том, что применение ст. 378.2 НК РФ возможно только в отношении имущества, которое используется в предпринимательской деятельности, поскольку законодательство не содержит указания на особенности налогообложения помещений в составе зданий, включенных в Перечень, в порядке, установленном ч. 2 ст. 378.2 НК РФ, для расчета налога на имущество физических лиц в зависимости от целей их использования.
Учитывая изложенное, суд полагает, что при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта, с учетом сведений об объекте (часть отдельно стоящего нежилого здания (гараж – стоянка), нежилое помещение (гараж – стоянка) налоговым органом за налоговый период - 2016 г. правильно определена налоговая база для расчета налога на имущество физических лиц, а также обоснованно применена ставка налога в размере 2%, расчет налога произведен налоговым органом верно.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного истца со ссылкой на статус объекта налогообложения – машино – место, поскольку при подаче документов в налоговый орган данных сведений не имелось.
При этом следует учесть, что лишь с 01.01.2017 Законом № 315-ФЗ в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесены изменения, согласно которым машино-место признано отдельным видом недвижимости (пункт 1 части 4 статьи 8).
Письмом ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@ "О налогообложении машино-мест" даны разъяснения налоговым инспекциям, и рекомендовано до начала реализации Закона N 315-ФЗ при поступлении в налоговый орган обращений, касающихся налоговых уведомлений с расчетом налога, не учитывающим (по мнению заявителя) назначение объекта недвижимости в качестве машино-места (в том числе при одновременном представлении налогоплательщиком копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, в котором указано индивидуальное наименование объекта недвижимости - "машино-место"), налоговому органу необходимо в каждом случае:
1) направить в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 85 Кодекса, в уполномоченный орган (учреждение) Росреестра запросы о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 - ЕГРН) в части содержания сведений о виде, назначении, индивидуальном наименовании, адресе (местоположении), принадлежности соответствующего объекта (на налоговый период, за который сформировано налоговое обязательство);
2) исходя из полученных сведений принять решение о наличии/отсутствии предусмотренных Кодексом оснований для перерасчета налога, в том числе применения налоговых ставок и налоговых льгот, предусмотренных Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) для расчета налога за объекты типа "машино-место";
3) информировать заявителя о результатах рассмотрения обращения.
Если при получении уточняющих сведений из органов Росреестра указанная заявителем информация не подтверждает возможность отнесения объекта к машино-местам, рекомендуется разъяснять, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 315-ФЗ с 01.01.2017 правообладатель объекта недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до 01.01.2017, вправе подать в орган, осуществляющий ведение ЕГРН, заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 315-ФЗ), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН.
На момент исчисления налога в ИФНС имелись сведения о наличии в собственности административного истца нежилого помещения гаража-стоянки с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> гараж - стоянка №. Иных сведений правоустанавливающие документы Никифорова С. Ю. не содержали.
Административный истец лишь в процессе рассмотрения административного дела обратился в территориальный отдел Росреестра с заявлением о смене наименования части отдельно стоящего нежилого здания, назначение нежилое, общей площадью 18.6 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>» гараж-стоянка № на машино- место. После чего в ЕГРН были внесены изменения, согласно которым недвижимое имущество с кадастровым номером № имеет наименование объекта- машино- место, вид объекта недвижимости- машино- место, что следует из представленной выписки из ЕГРН от 10.05.2018 г.
Указанные документы не были представлены в налоговый орган, в связи с чем у административного ответчика не было возможности принять решение о наличии либо отсутствии предусмотренных Налоговым кодексом РФ оснований для перерасчета налога
Согласно ст. 226, 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку действия административного ответчика на момент исчисления налога в отношении объекта недвижимости - с кадастровым номером № из расчета налоговой базы 1023223 руб., с налоговой ставкой 2 % отвечает закону и не нарушает прав административного истца.
При этом суд считает необходимым отменить, что отказ в удовлетворении административных требований не лишает возможности Никифорову С.Ю. обратиться в налоговый орган для производства перерасчета налога в связи с внесенными в ЕГРН изменениями в наименовании и виде объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Никифорова Сергея Юрьевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконными действий по начислению налога на имущество и производстве перерасчета, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 г.
Председательствующий (подпись) О.Н. Данилова
Копия верна. Судья: О. Н. Данилова