Дело №2-71/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2022 года Ишимский городской суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромова С.А.,
при секретаре Подушковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения <адрес> к Головиной Ирине Александровне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент здравоохранения <адрес> обратился в суд с иском к Головиной И.А. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 548 192 рубля 77 копеек. Свои исковые требования мотивировал тем, что в рамках ч. 12.1, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом здравоохранения <адрес> (далее по тексту Департамент) и Рыжковой (в настоящее время Головиной) И.А. был заключен договор с медицинским работником, по условиям которого Департамент обязался предоставить Головиной И.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 миллиона рублей, а Головина И.А. обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным «медицинским работником» с ГБУ «Частоозерская ЦРБ» и вернуть в бюджет <адрес> часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с ГБУ «Частоозерская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Головина И.А. уволилась из ГБУ «Частоозерская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Фактически отработанное Головиной И.А. время в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» составило 2 года 3 месяца 3 дня, при положенных 60 месяцах.
Размер единовременной компенсационной выплаты с учетом отработанного времени, которую необходимо вернуть Головиной И.А. в бюджет <адрес> составляет 548 192 рубля 77 копеек.
Просит суд взыскать с Головиной И.А. в пользу Департамента <адрес> часть единовременной компенсационной выплаты в размере 548 192 рубля 77 копеек.
Представитель истца Департамента здравоохранения <адрес> Лященко Ю.В. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик Головина И.А. с иском не согласна по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д. 55-57).
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Рыжикова И.А. принята на работу в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» врачом-терапевтом (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ с Рыжковой И.А. заключен трудовой договор (л.д. 9-10).
Согласно договора с медицинским работником, соответствующем требованиям, указанным в ч. 12.1, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Департаментом здравоохранения <адрес> и Рыжковой И.А. был заключен договор с медицинским работником, по условиям которого Департамент обязался предоставить Головиной И.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1 миллиона рублей, а Головина И.А. обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным «медицинским работником» с ГБУ «Частоозерская ЦРБ» (в период работы в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» не включается время пребывания медицинского работника в декретном отпуске (Дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком) и вернуть в бюджет <адрес> часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с ГБУ «Частоозерская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду (л.д. 6).
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения перечислена Рыжковой И.А. единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей (л.д. 7).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Головина И.А. уволена по собственному желанию (л.д. 12).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2012 году был установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Положениями ст. 12.2 указанной статьи возможность федерального финансирования поставлена в зависимость от наличия на уровне субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта в области реализации положений ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ, предусматривающего обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также обязанности возврата медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении в ДД.ММ.ГГГГ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» был утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в ДД.ММ.ГГГГ единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №-ФЗ.
Процедура предоставления единовременной компенсационной выплаты сопряжена с заключением медицинским работником с Министерством здравоохранения <адрес> соответствующего договора, в котором среди прочих содержатся условия об обязанности медицинского работника отработать 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а также возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Таким образом, компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат, а также неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников, в числе прочего отработать пять лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а также обязанностью возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Пунктом 1, ч. 2 Договора стороны согласовали условия, согласно которым в период работы в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» не включается время пребывания медицинского работника в декретном отпуске (Дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком.
Статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Заключая с Министерством здравоохранения <адрес> договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, Головина И.А. добровольно приняла на себя соответствующие обязательства, в том числе и обязательство отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным «медицинским работником» с ГБУ «Частоозерская ЦРБ», при этом в период работы в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» не включается время пребывания медицинского работника в декретном отпуске (Дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком.
Доводы возражений ответчика сводятся к тому, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости), а поэтому должны включаться в пятилетний срок по указанному договору. Считает, что с учетом декретных отпусков и отпусков по уходу за детьми Головина И.А. отработала установленный пятилетний срок.
Суд считает доводы ответчика основанными на ошибочном толковании норм материального права и условий договора о компенсационной выплате.
Условиями заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты предусмотрена обязанность работника отработать пять лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников при этом в период работы не включается время пребывания медицинского работника в декретном отпуске (Дородовом и послеродовом) и в отпуске по уходу за ребенком, а также возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока, за исключением предусмотренных законом случаев.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ);.
- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Иных исключений законом и договором не предусмотрено.
При этом положения Трудового кодекса РФ, предусматривающие право работника на предоставление отпусков по уходу за детьми с сохранением в такие периоды действия трудового договора, и нормы пенсионного законодательства относительно порядка зачета в общий и специальный страховой стаж периодов отпусков по уходу за детьми, на которые ответчик сослалась в доводах возражений на иск, не влияют на права и обязанности сторон по договору от ДД.ММ.ГГГГ
Использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуск по уходу за ребенком - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, с гарантиями, предусмотренными специальными законами, в отличие от установленного статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-ФЗ права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, обусловленной обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Использование отпуска по уходу за ребенком не влияет на обязанность Головиной И.А. фактически отработать установленный договором срок в ГБУ «Частоозерская ЦРБ», поскольку в договоре прямо указано что указанные отпуска не включаются в срок, или возвратить часть полученной единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не оспаривалось в судебном заседании, что фактически отработанное время в ГБУ «Частоозерская ЦРБ» с вычетом времени нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком составляет 2 года 3 месяца 3 дня.
В связи с тем, что обязательство, установленное указанным договором, Головиной И.А. не было исполнено, суд приходит к обоснованному выводу о наличии у ответчика, уволившейся до истечения пятилетнего срока из медицинского учреждения, обязанности вернуть часть полученной ранее единовременной компенсационной выплаты.
Согласно расчета сумм возврата с учетом отработанного времени представленного истцом, сумма подлежащая возврату Головиной И.А. составляет 548 192 рубля 77 копеек (л.д. 15). Ответчиком расчет не оспаривался. Суд соглашается с расчетом.
Таким образом, суд считает возможным взыскать с Головиной И.А. в пользу Департамента здравоохранения <адрес> часть единовременной компенсационной выплаты в размере 548 192 рубля 77 копеек.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика также надлежит взыскать государственную пошлину в размере 8 681 рубль 93 копейки, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-ФЗ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 548 192 ░░░░░ 77 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 8 681 ░░░░░ 93 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2022░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-71/2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.