ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2014г.
Ступинский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Грачевой Н.Н.
При секретаре Австриевских А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2014 по иску Гусевой ФИО15, Гусева ФИО16, Гусевой ФИО17 к Администрации муниципального образования «Городское поселение Михнево» Ступинского муниципального района Московской области о возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования Городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области о возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на то, что зарегистрированы по адресу: <адрес>. Дом в течение многих лет был ветхим, ранее состоял на балансе ГУП «Ступиноагропромхимия», в настоящий момент дом снесен, все соседи получили жилые помещения, семье истцов жилье не предоставлено.
Администрация городского поселения Ступино сообщила истцам, что в адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", (утвержденную Постановлением Правительства Московской области
от 28.10.2010 N 952/51 (ред. от 28.12.2011), дом, в котором проживали истцы, включен не был. С ДД.ММ.ГГГГ. полномочия по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих на территории п. Михнево, перешли к муниципальному образованию городское поселение Михнево, однако городское поселение Михнево, также не дало истцам положительного ответа на их обращение.
Администрации городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области о времени и месте судебного заседания извещена(л.д.№), в судебное заседание не явилась, ранее(л.д.№) представитель по доверенности Кирсанова С.А. против иска возражала, пояснив, что семья Гусевых внесена в адресную программу на переселение в порядке очереди, данный дом ранее находился у ГУП «Ступиноагропромхимия», который бросил его и дом был принят администрацией городского поселения Михнево без документов, пока оформлялись документы, дом рухнул, для временного проживания администрация готова предоставить Гусевым жилое помещение площадью № кв.м.
Согласно ст. 233 ГПК РФ:
1. В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Согласно ст. 234ГПК РФ:
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов по доверенности- Тимошину Е.В., суд пришел к следующему выводу.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находитсяжилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу либо в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 86 ЖК Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Как следует из Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 приведенного закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса РФ в равной мере.
В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ). На данные обстоятельства также указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 14 от 02.07.2008 г. "О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 37 Постановления).
В соответствии с частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 5 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения.
Из содержания ст. ст. 85, 95, 99 ЖК РФ следует, что если в результате разрушения жилого помещения, приведения его в непригодность для проживания, граждане, у которых это жилое помещение было единственным, могут быть переселены временно в дом маневренного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения либо им может быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось сторонами, истцы занимали по договору социального найма и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>( ранее <адрес>) (л.д.№, ), общая жилая площадь составляла № кв.м., жилая площадь-№ кв.м.
Истцы оплачивали за жилую площадь и задолженности за ними не числится, что подтверждается сведениями из копии финансового лицевого счета (л.д.№), где указано, что задолженность на ДД.ММ.ГГГГ.-<данные изъяты>.
Из письма ГУП Московской области «Ступиноагропромхимия» (л.д.№) следует, что дому требуется капитальный ремонт, средств для такого ремонта у предприятия нет, администрация поселка дом в муниципальную собственность не принимает.
Из Списка жильцов, зарегистрированных в ветхом жилом фонде <адрес>, находящихся в хозяйственном ведении ГУП МО «Ступино-агропромхимия»(л.д.№) следует, что Гусевы О.Ю, А.Ф. и Е.Ф., зарегистрированы в ветхом жилом фонде <адрес>.(дому присвоен № в связи с переадресацией(л.д.№).
Как видно из сообщения администрации городского поселения Михнево от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.№), дом по адресу: <адрес>, находится на балансе ГУП МО «Ступиноагропромхимия», для передачи дома в муниципальную собственность необходимо предоставить в администрацию документы, согласно законодательства.
Администрация городского поселения Михнево сообщала Гусевой О.Ю.(л.д.№), по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма, что « при условии продления срока действия адресной программы городского поселения Михнево «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском поселении Михнево на ДД.ММ.ГГГГ», семья истцов будет включена в вышеуказанную программу.
Из сообщения Администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.№) следует, что в Адресную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2010-2011г с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 28.10.2010г. №951/51, в соответствии с которой переселение граждан осуществлялось в Новое Ступино, были включены дома, признанные аварийными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., дом, в котором проживают Гусевы, в указанную программу включен не был.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. перешли к муниципальному образованию городское поселение Михнево.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также Приложением № 3 объекты государственной собственности (жилищный фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении городских, районных Советов народных депутатов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Из сообщения администрации городского поселения Михнево (л.д.№) следует. что Гусева О.Ю. состоит в списках очередников по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. очередь №№.
Постановление о сносе дома администрация не принимала, дом рухнул сам в ДД.ММ.ГГГГ. осенью из-за большого износа, на момент его развала, в доме длительное время никто не проживал.
Семья Гусевой О.Ю. фактически проживает в однокомнатной квартире в <адрес>, принадлежащей ФИО18.(матери Гусевой О.Ю.), жилое помещение Гусевой О.Ю. не предоставлялось ввиду отсутствия благоустроенного жилья в распоряжении администрации. Из материалов дела следует, что Гусева О.Ю. с семьей из трех человек, в Список граждан, которых необходимо расселить из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до ДД.ММ.ГГГГ(л.д.№).
Из сообщения администрации городского поселения Михнево(л.д.№) следует, что жителям <адрес>, а именно семье ФИО19из четырех человек, выделялось по льготной очереди жилое помещение.
Семья Гусевой О.Ю. внесена в адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилого фонда Московской области на ДД.ММ.ГГГГ.г.»
В материалах дела представлено Постановление главы городского поселения Михнево от 24.12.2012г. №712(л.д.№), из которого следует, что в целях реализации Адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» по договорам социального найма предоставлены жилые помещения ФИО20
Решением Совета депутатов Ступинского муниципального района Московской области от 05.10.2006г №206/14 утверждена подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда» Ступинского муниципального района на 2006-2010годы(л.д.№),
При этом имеется «Пообъектный перечень основных характеристик ветхого жилого фонда по Ступинскому муниципальному району по состоянию на 01.09.2006г. к подпрограмме ««Переселение граждан из ветхого жилищного фонда» Ступинского муниципального района на 2006-2010годы», на основании решения Совета депутатов №148/12 от 04.01.2001г.в котором указан <адрес> и данные по лицевому счету, в Перечень включена семья Гусевой О.Ю.(л.д.№), ФИО21
Отсутствие официальных доказательств о демонтаже дома не имеет правового значения, поскольку эти в материалах дела имеются перечисленные выше документы, а также сообщение администрации городского поселения Михнево (л.д.№) о том, что постановление о сносе дома администрация не принимала, дом разрушился сам в 2013г. осенью из-за большого износа.
Неисполнение Администрацией городского поселения Михнево предусмотренного жилищным законодательством порядка, предшествующего непосредственному сносу жилого дома, а именно - признание дома непригодным для проживания и подлежащим сносу в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, решение вопроса о жилищных правах граждан, которые занимают жилые помещения в этом доме и обеспечение их другим жильем, не освобождает ответчика от последствий по обеспечению граждан жилыми помещениями взамен ранее занимаемых в этом доме при фактическом сносе дома.
Оснований, по которым орган местного самоуправления может быть освобожден от обязанности обеспечения граждан, лишенных жилья, занимаемого по договору социального найма, в связи со сносом, который произведен без разрешения вопроса об обеспечении граждан другим жильем, жилищное законодательство не содержит. Отсутствие решения органа местного самоуправления о сносе дома при его фактическом сносе в связи с разрушением, таким основанием не является.
Факт нахождения жилого <адрес> в непригодном для проживания состоянии подтверждается также тем, что он был включен в программу "Переселение граждан из ветхого и жилищного фонда города в 2006-2010г.г."( л.д.№, Приложение №2 к Решению Совета депутатов Ступинского муниципального района Московской области от 05.10.2006г. №206/14,л.д.№) В период действия программы дом не был расселен.
Судом установлено, что решение о сносе указанного жилого дома органом местного самоуправления не принималось, дом разрушился сам.
Суд, учитывая, что жилой дом, в котором была расположена квартира истцов, не существует, снесен, однако жильем они не обеспечены до настоящего времени, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.195,198, 234,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное образование «Городское поселение Михнево» Ступинского муниципального района Московской области, предоставить Гусевой ФИО22, Гусеву ФИО23, Гусевой ФИО24 отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в связи со сносом жилого дома по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: